«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Томской области на уровне ruВВВ- и изменил прогноз на позитивный
Москва, 20 июня 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Томской области на уровне ruВВВ- и изменило прогноз на позитивный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruBBB- со стабильным прогнозом.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу на позитивный обусловлено ожиданиями агентства по дальнейшему улучшению ряда экономических и финансовых показателей. Вместе с тем наблюдается поступательное снижение долговой нагрузки, расходов на обслуживание долга, рост доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов регионального бюджета.
Томская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Экономика региона является диверсифицированной с упором на добычу полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2022 год, по оценке региона, составила 23,7%. Экономика северных районов области основывается преимущественно на добыче нефти и газа. Население южных районов занято сельским хозяйством, заготовкой и переработкой древесины. Область входит в десятку российских регионов, ведущих интенсивную добычу нефти и газа. На территории области работают дочерние предприятия ПАО «Газпром», а также других крупнейших российских компаний.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: по оценке региона, объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) составил 834,2 млрд рублей, что ниже уровня 2021 года на 1,3% в сопоставимых ценах, что связано с негативными последствиями введенных санкций. По итогам 2023 года регионом ожидается ВРП на уровне 861,8 млрд рублей, индекс физического объема ВРП – 100,2%. В отчетном году в регионе наблюдалось снижение промышленного производства – индекс промышленного производства составил 99,4%, в результате трудностей во всех секторах крупных и малых компаний, потери доступа к рынкам импорта и экспорта готовой продукции и комплектующих на фоне сложившейся геополитической обстановки. В январе-апреле текущего года тенденция прошлого года сохранилась – индекс промышленного производства составил 97,7% к аналогичному периоду прошлого года, чему способствовало снижение в добыче полезных ископаемых – 94,0% и в водоснабжение; водоотведение, организации сбора и утилизации отходов, по ликвидации загрязнений – 77,0%. В добыче полезных ископаемых снижение обусловлено высокой степенью выработанности запасов из традиционных залежей с хорошо отработанными технологиями и высоким уровнем обводненности основных добывающих активов, а также в связи с добровольным снижением объемов добычи нефти. По итогам 2023 года индекс промышленного производства ожидается на уровне отчетного года.
Положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 789,0 тыс. рублей, что выше уровня 2021 года на 19,4% в действующих ценах. Прирост показателя обусловлен ростом ВРП и снижением численности населения, которая на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) снизилась к уровню аналогичной даты прошлого года на 1,0% и с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года составила 1052,1 тыс. человек, тем самым оказав давление на рейтинговую оценку. Также давление на рейтинговую оценку оказали низкое отношение инвестиций в основной капитал к ВРП и умеренно низкое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе, которое за последние три года составило 2,5. Среднедушевые денежные доходы населения региона в отчетном году увеличились на 11,9% к уровню предыдущего года и составили 34,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума – 14,0 тыс. рублей. По итогам текущего года ожидается рост среднедушевых денежных доходов населения на 18,0% до 41,0 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 14,5 тыс. рублей. Высокий прирост среднедушевых денежных доходов населения в текущем году обусловлен необходимостью достижения национальных целей развития РФ на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году снизился на 8,8% в сопоставимых ценах и составил 119,8 млрд рублей. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 15,7%. Снижение инвестиционной активности в 2022 года связано с осуществлением структурной перестройки производственно-логистических цепочек, в том числе поиском новых поставщиков технологий, оборудования, материалов, комплектующих, рынков сбыта, из-за санкционных ограничений и отказа иностранных партнеров от сотрудничества с российскими компаниями, а также роста цен на товары инвестиционного назначения и строительные материалы. По итогам 1 квартала текущего года инвестиции в основной капитал составили 23,5 млрд рублей, что превышает уровень аналогичного периода прошлого года на 25,7% в сопоставимых ценах. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года снизился на 1,6 п. п. к уровню 2021 года и за последние 6 лет сложился на рекордно низком уровне – 5,2%, несмотря на это, значение показателя превышало среднероссийское на 1,3 п. п. В феврале-апреле текущего года безработица сложилась на уровне 4,0%, по итогам 2023 года ожидается не выше уровня отчетного года.
Бюджет области характеризуется умеренно высоким уровнем достаточности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2022 года составила 68,4%, что на 4,0 п. п. выше уровня 2021 года. За отчетный год доходы региона выросли на 10,6% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД на 17,5%, а трансферты снизились на 5,3%. В структуре ННД положительная динамика сложилась как по налоговым (+16,9%), так и неналоговым (+32,3%) доходам. По всем бюджетообразующим налогам наблюдалась положительная динамика, наибольшая сложилась по налогу на прибыль организаций (+18,9%), что обусловлено в основном ростом платежей от ответственного участника консолидированных групп налогоплательщиков нефтегазового комплекса (на 2,8 млрд. рублей); налогу на доходы физических лиц (+16,6%) в связи с ростом фонда оплаты труда за счет ежегодного повышения заработной платы в ряде организаций, в том числе из-за повышения МРОТ; налогу на имущество организаций (+28,1%) в результате роста стоимости имущества в связи с переоценкой. В структуре неналоговых доходов наибольший прирост продемонстрировали доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2,6 раза, в том числе доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете в 3,1 раза. В составе межбюджетных трансфертов отрицательная динамика сложилась по всем видам безвозмездных поступлений, кроме субсидий: дотации сократились на 6,3%, субвенции – на 15,1% и иные межбюджетные трансферты – на 42,6%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается сдержано: доля крупнейшего налогоплательщика по итогам 2022 года составила 16,1% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 33,2% налоговых доходов бюджета региона. По итогам текущего года поступления по ННД регионом ожидаются в размере 76,5 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 17,0%.
Расходы региона в отчетном году сократились на 2,8% по сравнению с 2021 годом. В структуре расходов, как и ранее преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение отчетного года было направлено 61,6 млрд рублей, что формировало 66,0% всех расходов региона. Доля социальных расходов уменьшилась на 1,5 п. п., при этом в абсолютном выражении данные расходы увеличились на 0,5%. Снижению доли социальных расходов в основном способствовало сокращение расходов на здравоохранение (-13,4%) в связи с улучшением эпидемиологической ситуации в регионе и уменьшением объема средств федерального и областного бюджетов на осуществление мероприятий, направленных на предупреждение и распространение новой коронавирусной инфекции, а также увеличение расходов на национальную экономику (+13,2%) в результате увеличения расходов на осуществление дорожной деятельности, мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров. Гибкость расходной части бюджета области оценивается агентством сдержано, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году снизилась на 2,8 п. п. и составила 5,7%, что связано в целом с завершением основного объёма работ по строительству 8-ми детских садов в г. Томске, а также уменьшением количества создаваемых объектов общего образования. По итогам текущего года регион прогнозирует увеличение расходов на 11,7%, в том числе капитальных расходов в 1,9 раза в основном за счет увеличения расходов на строительство крупных объектов дорожного хозяйства и мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.
Бюджет региона традиционно исполнялся с дефицитом. В 2022 году региональный бюджет был исполнен с профицитом в размере 2,2 млрд рублей или 3,4% ННД, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам текущего года исполнение бюджета заложено с профицитом 3,7% ННД.
На отчетную дату региональный долг увеличился на 1,8% и составил 49,2 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизилась на 11,8 п. п. до 75,1% (без учета инфраструктурного бюджетного кредита), что обусловлено ростом поступлений по ННД. Увеличение долга связано с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. По итогам текущего года ожидается снижение долговой нагрузки на 19,9 п. п. до 55,3% (без учета инфраструктурного бюджетного кредита), что вызвано сокращением долговых обязательств на 10,3% и ростом поступлений по ННД. В долговом портфеле на 01.01.2023 преобладали бюджетные кредиты, доля которых составляла 73,0%, облигационные займы формировали 27,0% от совокупного долга региона. По итогам 2023 года кардинальных изменений в структуре долга не ожидается. График погашения обязательств оценивается как комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2023 составляет 15,0% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 7,8%. Преобладание бюджетных кредитов в долговом портфеле способствовало снижению расходов на обслуживание долга в отчетном году: отношение расходов на обслуживание долга к ННД снизилось на 1,8 п. п. и составило 1,9%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 2,2%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года составил 95,6 млрд рублей, объем расходов бюджета – 93,3 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Томской области был впервые опубликован 27.07.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.12.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Томской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Томской области принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Томской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.