«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Марий Эл на уровне ruBBB+
Москва, 20 июня 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Марий Эл на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.
Республика Марий Эл (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 23,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Йошкар-Ола. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и деятельность по операциям с недвижимым имуществом. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования. В сельском хозяйстве региона ведущее место занимает животноводство, которое имеет в первую очередь молочно-мясную специализацию.
Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2022 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 230,0 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,0% ниже уровня 2021 года. Отрицательное влияние на динамику ВРП оказало снижение объема промышленного производства к уровню 2021 года (индекс промышленного производства в 2022 году составил 93,5%), строительства (-21,6%) и розничной торговли (-6,9%). В промышленном производстве снижение было обусловлено сокращением выпуска продукции в обрабатывающих производствах (-6,0%), обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (-5,0%), водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (-26,0%), несмотря на рост в добыче полезных ископаемых (+13,0%). В части обрабатывающих производств наиболее существенное снижение произошло в производстве нефтепродуктов, а также лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях. По итогам года регионом ожидается ВРП в объеме 242,0 млрд рублей.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 341,0 тыс. рублей, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. Давление на рейтинговую оценку оказывают отрицательная динамика численности и низкий уровень среднедушевых доходов. Численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, составила 672,3 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), что на 0,6% ниже значения аналогичной даты предыдущего года. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,1. Указанные доходы в 2022 году увеличились на 10,1% до 25,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 20,3%, до 12,3 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году составил 3,6%, что на 1,7 п. п. ниже уровня 2021 года. По итогам 2023 года регионом ожидается безработица на уровне 4,0%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году снизился по сравнению с 2021 годом на 6,9% в сопоставимых ценах и составил 42,4 млрд рублей. Снижение инвестиций произошло на фоне завершения строительства крупных объектов в 2021 году, включая высокотехнологичный корпус Перинатального центра, Марийскую государственную филармонию им. Я. Эшпая и др. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 17,9%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 44,8 млрд рублей.
В 2022 году бюджетная автономия региона продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 50,4%, что на 5,5 п. п. выше уровня 2021 года в связи с опережающим ростом ННД на 20,1% при снижении объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 5,5%. В структуре ННД налоговые доходы региона выросли на 18,1% по сравнению с 2021 годом и были поддержаны увеличением поступлений по НДФЛ (+18,0%), налогу на прибыль организаций (+21,4%), акцизам (+14,0%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+27,4%), налогу на имущество организаций (+19,0%). Положительная динамика поступлений по НДФЛ обусловлена увеличением фонда оплаты труда по полному кругу организаций, по налогу на прибыль организаций – ростом поступлений от крупного участника консолидированной группы налогоплательщиков ПАО «Газпром», по акцизам – компенсацией выпадающих доходов в связи с передачей 50% доходов от акцизов на средние дистилляты в федеральный бюджет, а также индексацией с 1 января 2022 года ставок акцизов на нефтепродукты, по УСН – увеличением доходов от реализации продукции за счет роста цен, по налогу на имущество организаций – увеличением поступлений налога от ПАО «Газпром» в связи с переоценкой имущества. Диверсификация налоговой базы региона оказывает позитивное влияния на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 4,7% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 18,6% налоговых доходов регионального бюджета. Неналоговые доходы в 2022 году увеличились в 1,5 раза к уровню 2021 года, что обусловлено поступлениями доходов от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете. По данным региона, по итогам 2023 года регионом ожидается снижение доходов на 5,6%, в том числе на 8,7% по ННД. Снижение по ННД регионом закладывается в связи с ожиданием уменьшения поступлений по налогу на прибыль организаций на фоне отмены института консолидированных групп, по доходам от реализации имущества в связи с продажей в 2022 году объектов газораспределения и по доходам от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, суммы которых не утверждены в законе о бюджете региона на 2023 год.
Расходы бюджета выросли в 2022 году на 10,0% и составили 51,2 млрд рублей, из которых 27,9 млрд рублей (54,5% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. Среди наиболее значимых направлений в структуре расходов существенный рост наблюдался по расходам на ЖКХ (в 1,6 раза), национальную экономику (+30,2%), физическую культуру и спорт (в 1,7 раза), при этом произошло снижение расходов на здравоохранение (-24,5%) и образование (-4,5%). Рост расходов на ЖКХ связан с реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с привлечением средств фонда содействия реформированию ЖКХ, на национальную экономику – обусловлен реализацией мероприятий по строительству объектов в рамках реализации Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020-2024 годы, на физическую культуру и спорт – связан с увеличением средств федерального бюджета на строительство объектов в рамках реализации регионального проекта «Спорт – норма жизни». Снижение расходов на здравоохранение произошло в связи с завершением строительства Перинатального центра в г. Йошкар-Оле, а также сокращением расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с новой коронавирусной инфекцией, на образование – завершением строительства объектов дошкольного образования в рамках реализации национального проекта «Демография», а также завершением строительства двух общеобразовательных организаций. Гибкость расходной части бюджета региона оказала сдерживающее влияние на рейтинговую оценку: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 6,0%. По итогам 2023 регионом ожидается рост расходов на 3,9%.
В 2021-2022 годах бюджет региона исполнялся с профицитом. Исполнение бюджета в 2023 году планируется с дефицитом в размере 2,8 млрд рублей или 11,3% ННД. Без учета инфраструктурного бюджетного кредита и остатков средств на счетах, за счет которых прогнозируется покрыть часть прогнозируемого дефицита, исполнение регионального бюджета будет бездефицитным.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2023 находилась на комфортном уровне: совокупный объём долгового портфеля составил 10,1 млрд рублей, что на 3,9% ниже, чем на 01.01.2022, долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) на фоне снижения долга и роста ННД снизалась на 11,8 п. п. и составила 35,0%. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован из бюджетных кредитов (90,1%) и облигационных займов (9,9%). Расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 1,0% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку.
По итогам 2023 года ожидается рост долга на 6,9% за счет привлечения инфраструктурного бюджетного кредита, долговая нагрузка (без учета инфраструктурного бюджетного кредита) на фоне прогнозируемого снижения ННД вырастет до 38,4%, но это не окажет давления на рейтинговую оценку. Республика планирует привлечь банковский кредит для замещения части обязательств по бюджетным кредитам и облигационным займам, в результате чего доля первых в структуре долга на 01.01.2024 составит 15,2%, а последних – 80,2% и 4,6% соответственно. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета региона по итогам 2022 года составил 53,4 млрд рублей, объем расходов бюджета – 51,2 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Марий Эл был впервые опубликован 11.07.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.12.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Марий Эл, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Марий Эл принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Марий Эл дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.