«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Ярославской области на уровне ruА-
Москва, 28 июня 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ярославской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Ярославская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, нефтехимия, пищевая и легкая промышленность.
Регион характеризуется умеренными размерными характеристиками: по оценке региона, объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) составил 747,3 млрд рублей, что ниже уровня 2021 года на 2,2% в сопоставимых ценах, что вызвано геополитической обстановкой и введением санкций. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Ярославской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (далее – прогноз СЭР), индекс физического объема ВРП по итогам 2023 года ожидается на уровне 102,7%. В отчетном году в регионе наблюдался спад промышленного производства, индекс которого составил 97,2% к уровню 2021 года. Отрицательная динамика наблюдалась во всех секторах промышленного производства. В январе-апреле текущего года наблюдался восстановительный процесс – индекс промышленного производства составил 109,2% к аналогичному периоду прошлого года, чему способствовал рост в обрабатывающей промышленности – 111,2%, который был поддержан увеличением производства резиновых и пластмассовых изделий (в 2,9 раза), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (+11,2%), пищевых продуктов (+9,6%) и пр. По итогам 2023 года в соответствии с прогнозом СЭР индекс промышленного производства ожидается на уровне 102,0%.
Положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 622,7 тыс. рублей, увеличившись к уровню 2021 года на 11,4% в действующих ценах. Прирост показателя обусловлен ростом ВРП и снижением численности населения, которая на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) сократилась к уровню аналогичной даты прошлого года на 0,9% и с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года составила 1194,6 тыс. человек, тем самым оказав давление на рейтинговую оценку. Причиной снижения численности населения является как естественная убыль, так и миграционный отток населения. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму за последние три года в регионе сложилось на умеренно высоком уровне и составило 2,9. В 2022 году среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 14,8% к уровню предыдущего года и составили 38,0 тыс. рублей, величина прожиточного минимума составила 13,1 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года сложился на умеренно низком уровне – 5,0%, что ниже значения 2021 года на 0,9 п. п. В феврале-апреле текущего года безработица сформировалась на уровне 4,1%. По итогам 2023 года, согласно прогнозу СЭР, показатель ожидается на уровне 5,4%. Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году снизился на 15,8% в сопоставимых ценах и составил 109,6 млрд рублей. Отрицательная динамика связана с геополитическими условиями и санкционным давлением, что привело к нарушению логистических цепочек поставок оборудования, материалов, комплектующих и потребовало поиска новых поставщиков, увеличились сроки поставки и стоимость оборудования в связи с чем реализация части инвестиционных проектов была приостановлена для пересмотра технологической и финансовой составляющих. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 15,3%. По итогам 1 квартала текущего года инвестиции в основной капитал составили 22,3 млрд рублей, что превышает уровень аналогичного периода прошлого года на 14,1% в сопоставимых ценах. По итогам 2023 года объем инвестиций ожидается регионом в размере 115,7 млрд рублей.
Бюджет области характеризуется высоким уровнем достаточности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2022 года составила 76,0%, что на 0,2 п. п. ниже уровня 2021 года. Несмотря на небольшое снижение показатель находился на высоком уровне и оказал положительное влияние на рейтинговую оценку. За отчетный год доходы областного бюджета выросли на 10,5 % по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД на 10,3%, межбюджетные трансферты – на 10,9%. По всем бюджетообразующим налогам наблюдалась положительная динамика, наибольшая сложилась по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+15,9%), акцизам (+10,9%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+28,1%) и налогу на имущество организаций (+16,8%). В составе межбюджетных трансфертов отрицательная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов, кроме субсидий: дотации сократились на 25,3%, субвенции – на 13,8% и иные межбюджетные трансферты – на 10,1%. Диверсификация налоговой базы региона оценивалась на умеренном уровне: на долю крупнейшего налогоплательщика – Филиал ООО «ПК «Балтика» – «Пивзавод «Ярпиво», пришлось 10,5% в налоговых доходах отчетного года, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 28,4% налоговых доходов бюджета региона. По итогам текущего года поступления по ННД регионом ожидаются в размере 92,1 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 15,2%. Прирост в основном планируется за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций и НДФЛ.
Расходы субъекта в 2022 году увеличились на 17,8% по сравнению с 2021 годом и составили 107,1 млрд рублей. В структуре расходов региона, как и ранее преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2022 году направлено 64,4 млрд рублей, что сформировало 60,1% всех расходов региона. Доля социальных расходов в отчетном году снизилась на 5,9 п. п., при этом в абсолютном выражении социальные расходы увеличились на 7,4%. Снижение доли социальных расходов связано со снижением расходов на здравоохранение (-11,0%). Капитальные расходы в 2022 году выросли в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом, на их долю пришлось 9,0% всех расходов региона, что поддержало гибкость бюджета и оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Высокий прирост капитальных расходов обусловлен строительством общеобразовательных учреждений в рамках реализации регионального проекта «Современная школа», строительством объекта ФАИП «Берегоукрепление правого берега р. Волги в городе Рыбинск», увеличением количества заключенных муниципальных контрактов на приобретение квартир в рамках реализации регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», а также увеличением расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2022 году региональный бюджет был исполнен с дефицитом, который составил 1,9 млрд рублей или 2,3% ННД. Источниками покрытия дефицита являлись бюджетные кредиты на реализацию инфраструктурных проектов, остатки денежных средств на счетах. В 2023 году исполнение бюджета ожидается также с дефицитом, размер которого составит 6,6 млрд рублей или 7,2% ННД и будет покрыт в основном за счет инфраструктурного бюджетного кредита, казначейского кредита на пополнение остатков средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств и остатков денежных средств на счетах.
Совокупный долг области на отчетную дату увеличился на 15,7% и составил 48,4 млрд рублей, долговая нагрузка увеличилась на 1,8 п. п. до 59,5% (без учета инфраструктурного бюджетного кредита). Увеличение долга связано с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. По итогам текущего года прогнозируется рост долга на 8,7% до 52,6 млрд рублей, при этом ожидается снижение долговой нагрузки на 7,8 п. п. до 51,7% (без учета инфраструктурного бюджетного кредита и казначейского кредита на пополнение остатков средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств), что связано с прогнозируемым ростом поступлений по ННД. Увеличение долга региона в основном обусловлено привлечением очередного транша инфраструктурного бюджетного кредита и казначейского кредита на пополнение остатков средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств. На 01.01.2023 в структуре долгового портфеля наибольшую долю занимали бюджетные кредиты – 75,2%, облигационные займы – 24,8%. По итогам текущего года ожидается изменение структуры долга: доля бюджетных кредитов составит 75,5%, облигационные займы – 23,1% и банковские кредиты – 1,4%. График погашения обязательств оценивается позитивно, доля короткого долга с 01.04.2023 составляет 12,3% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 7,7%. Увеличение доли бюджетных кредитов в долговом портфеле способствовало снижению расходов на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД по итогам отчетного года снизилось на 1,3 п. п. по сравнению с 2021 годом и составит 1,4%, что позитивно повлияло на рейтинговую оценку. Область имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года составил 105,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 107,1 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ярославской области был впервые опубликован 26.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.01.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Ярославской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ярославской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ярославской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.