«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Башкортостан на уровне ruАА+
Москва, 12 октября 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан на уровне ruАА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Республика Башкортостан (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Республика – один из старейших нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающее производство и торговлю. Промышленность в регионе формирует более 35% валового регионального продукта. В обрабатывающих производствах преобладает деятельность по производству нефтепродуктов. В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающийся переработкой нефтяного сырья, производством автомобильных бензинов и дизельного топлива. Регион входит в 10 регионов-лидеров по добыче нефти. Кроме того, республика является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции в России. Большая часть сельскохозяйственной продукции в Башкирии создается в животноводстве.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2022 года (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 2,2 трлн рублей, с ростом к уровню 2021 года на 3,5% в сопоставимых ценах. По итогам 2023 года регион ожидает ВРП выше уровня отчетного года на 3,2% в сопоставимых ценах. В отчетном году промышленность региона продемонстрировала устойчивую положительную динамику – индекс промышленного производства составил 103,6%. Во всех секторах промышленного производства наблюдался прирост, за исключением организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (-7,4%). Также положительная динамика сложилась в сельском хозяйстве (+28,1% к уровню 2021 года), при этом по обороту розничной торговли наблюдалось снижение (-5,3% к уровню 2021 года) на фоне введенных санкций. За 8 месяцев текущего года промышленный сектор также демонстрирует положительную динамику (индекс промышленного производства составил 105,4%), поддержку ему оказывают добывающая промышленность (+1,7%), обрабатывающая – (+6,6%) и деятельность организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (+1,7%). Индекс производства продукции сельского хозяйства за январь-июнь 2023 года составил 100,1%, оборот розничной торговли восстановился и за 8 месяцев текущего года составил 109,2% к аналогичному периоду 2022 года. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития региона на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, по итогам текущего года индекс промышленного производства ожидается на уровне 103,1%, индекс производства продукции сельского хозяйства – 102,9%, темп роста оборота розничной торговли – 102,5%.
Показатели благосостояния по итогам 2022 года находились на высоком уровне: ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 537,0 тыс. рублей, что выше уровня предыдущего года на 7,6% в действующих ценах. Численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) составила 4,1 млн человек и снизилась к уровню аналогичной даты прошлого года на 0,3%. Снижение связано в основном с естественной убылью населения. По данному показателю регион входит в число десяти крупнейших регионов (7-е место среди субъектов РФ). Поддержку рейтинговой оценке оказало высокое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе, которое за последние три года составило 3,1. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2022 году составили 35,3 тыс. рублей, увеличившись на 8,1% к уровню предыдущего года, величина прожиточного минимума была установлена в размере 12,1 тыс. рублей. По итогам текущего года регионом ожидается увеличение среднедушевых денежных доходов населения на 8,3% до 38,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на уровне 12,7 тыс. рублей, что выше значения прошлого года на 4,5%. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года находился на низком уровне. В отчетном году показатель снизился на 0,9 п. п. по сравнению с 2021 годом и составил 3,4%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года в соответствии с прогнозом социально-экономического развития региона на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов безработица ожидается на уровне 2,4%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году составил 512,4 млрд рублей, что на 5,9% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на умеренном уровне и составило 22,4%. За первое полугодие текущего года объем инвестиции в основной капитал увеличился на 6,5% в сопоставимых ценах к первому полугодию 2022 года и составил 186,7 млрд рублей. Положительная динамика поддерживается реализацией ряда крупных проектов по ключевым видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, производство химических веществ и химических продуктов, сельское хозяйство и производство пищевых продуктов и др. По итогам текущего года объем инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 553,5 млрд рублей. На территории республики действуют территории опережающего социально-экономического развития «Нефтекамск», «Благовещенск», «Белорецк», «Белебей», «Кумертау», ОЭЗ «Алга», индустриальные и аграрные парки, технопарки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Автономность бюджета региона оценивается на умеренно высоком уровне: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2022 года приросла на 0,5 п. п. и составила 64,6%. За 2022 год доходы региона выросли на 14,1% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД на 15,1%, трансферты – на 12,4%. В структуре ННД положительная динамика сложилась как по налоговым доходам (+8,8%), так и по неналоговым (в 2,8 раз). Диверсификация налоговой базы региона по итогам 2022 года оценена на умеренном уровне: на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 35,5% налоговых доходов консолидированного бюджета региона, на одного крупнейшего налогоплательщика более 10% налоговых доходов. За январь-август 2023 года доходы региона приросли на 2,0%, в том числе ННД на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре налоговых доходов положительная динамика наблюдается по НДФЛ (+14,9%), акцизам (+4,4%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+7,5%), при этом по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций наблюдается снижение поступлений (-7,6%) и (-5,4%) соответственно. Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций связано со снижением налоговой базы, с зачетами переплаты на единый налоговый счет (далее – ЕНС) и в текущие платежи, по налогу на имущество организаций – в связи с зачетом в ЕНС переплаты, образованной в результате представления уточненных деклараций за прошедшие налоговые периоды по налогоплательщикам, относящимся к виду экономической деятельности «передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям». Межбюджетные трансферты за первые 8 месяцев текущего года увеличились на 2,5% и были поддержаны положительной динамикой поступлений по дотациям и субсидиям. По итогам текущего года регионом ожидаются поступления ННД в республиканский бюджет с ростом на 14,4% к уровню 2022 года.
Расходы региона в 2022 году увеличились на 15,7% по сравнению с 2021 годом и составили 295,3 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2022 года было направлено 183,1 млрд рублей, что формировало 62,0% всех расходов региона. Гибкость расходной части бюджета республики оценивалась позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году увеличилась на 5,5 п. п. и составила 15,8%. В абсолютном выражении капитальные расходы увеличились на 20,5 млрд рублей или 1,8 раза и составили 46,6 млрд рублей. Высокий прирост капитальных расходов обусловлен строительством крупных объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, дорожного хозяйства, приуроченных к празднованию 450-летия основания г. Уфы в 2024 году, привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на реализацию двух инфраструктурных проектов и модернизацию общественного транспорта, а также реализацией государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». За январь-август текущего года расходы бюджета увеличились на 7,5%, в том числе расходы социального характера увеличились на 5,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост расходов пришелся на национальную экономику (+10,8%) и образование (+15,2%), при этом расходы на ЖКХ и здравоохранение сократились (-1,2%) и (-13,6%) соответственно. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 307,3 млрд рублей, что выше показателя 2022 года на 4,1%, вместе с тем капитальные расходы ожидаются со снижением к уровню отчетного года на 1,5%.
В 2022 году региональный бюджет был исполнен с дефицитом, который составил 14,7 млрд рублей или 8,1% ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита являлись бюджетные кредиты на реализацию инфраструктурных проектов, банковские кредиты, остатки денежных средств на счетах и прочие. В 2023 году исполнение бюджета ожидается также с дефицитом, размер которого составит 19,9 млрд рублей или 9,6% ННД. Без учета задействования остатков средств региона и бюджетного инфраструктурного кредита дефицит прогнозируется на уровне 6,0 млрд рублей или 2,9% ННД, который будет покрыт за счет коммерческих заимствований, а также поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности.
Долг региона на отчетную дату увеличился в 1,4 раза по сравнению с 01.01.2022 и составил 38,4 млрд рублей, несмотря на это долговая нагрузка выросла всего на 4,3 п. п. и составляла 21,2% (без учета бюджетного инфраструктурного кредита – 17,1%), что объясняется увеличением поступлений по ННД. Увеличение долга обусловлено привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещением рыночных заимствований муниципальных образований региона, а также привлечением банковских кредитов на финансирование дефицита бюджета региона в конце года. По итогам текущего года ожидается рост долга в 1,4 раза до 52,5 млрд рублей в связи с привлечением нового инфраструктурного бюджетного кредита, а также с необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита бюджета. Несмотря на увеличение долга, долговая нагрузка останется на комфортном уровне и будет составлять 25,3%, без учета бюджетных инфраструктурных кредитов долговая нагрузка ожидается на уровне 18,5%. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован из бюджетных кредитов, доля которых составляла 53,9%, облигационных займов – 39,1% и банковских кредитов – 7,0%. По итогам 2023 года в структуре долгового портфеля произойдут изменения в связи с выдачей гарантийных обязательств, доля которых будет составлять 5,9% от общего объема долга, бюджетные кредиты – 51,6%, облигационные займы – 36,2%, банковские кредиты – 6,3%. Для региона характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год составило 0,6%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года данный показатель ожидается на уровне 0,9% ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 280,6 млрд рублей, объем расходов – 295,3 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Башкортостан был впервые опубликован 20.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.04.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Башкортостан принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Башкортостан дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.