«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Ставропольского края на уровне ruА+
Москва, 26 октября 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ставропольского края на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Ставропольский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа. Площадь территории региона составляет 66,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Ставрополь. Край является одним из крупнейших аграрно-промышленных регионов России. Экономика региона хорошо диверсифицирована, ведущими отраслями являются торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре экономики сельского хозяйства преобладает продукция растениеводства. Промышленный комплекс региона представлен добывающим производством, машиностроением и металлообработкой, химическим и нефтехимическим производством, производством пищевых продуктов.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками, объем ВРП за 2022 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,1 трлн рублей, что на 0,8% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах в следствие санкционного давления и нарушения логистических цепочек. За январь-август текущего года индекс физического объема промышленного производства составил 101,7%, рост которого был поддержан обрабатывающей промышленностью (+4,8%) при снижении по остальным секторам промышленного производства. По итогам 2023 года регион ожидает объем ВРП в размере 1,2 трлн рублей, что на 2,5% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 394,2 тыс. рублей, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года на 01.01.2023 составила 2891,2 тыс. человек, что на 0,4% ниже аналогичной даты предыдущего года. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень среднедушевых денежных доходов населения. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,4. Указанные доходы в 2022 году увеличились на 5,5% до 27,6 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 24,3%, до 12,5 тыс. рублей. По итогам 2023 года среднедушевые доходы населения, согласно прогнозу региона, составят 30,6 тыс. рублей, величина прожиточного минимума на 2023 год установлена в размере 12,9 тыс. рублей. Безработица в регионе находится на низком уровне, в 2022 году безработица составила 4,3%, что на 1,0 п. п. ниже уровня 2021 года, за июнь-август 2023 года безработица составила 3,8%. По итогам 2023 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 3,9%.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года показал рост на 1,8% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 286,4 млрд рублей. За первое полугодие 2023 года относительно аналогичного периода 2022 года инвестиции выросли на 6,9%. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 25,7%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается рост инвестиций в основной капитал до 300,0 млрд рублей.
Регион имеет умеренно низкий уровень бюджетной автономии: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 58,7%, что на 4,9 п. п. выше уровня 2021 года в связи с опережающим ростом ННД на 24,9% при увеличении объема межбюджетных трансфертов лишь на 0,4% к предыдущему году. Диверсификация налоговой базы региона оценивается умеренно позитивно: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 10,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 23,8% налоговых доходов краевого бюджета. За восемь месяцев 2023 года ННД снизились на 0,8% относительно аналогичного периода 2022 года, что было обусловлено сокращением налога на прибыль на 14,9% в связи с изменением порядка уплаты налога организациями, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков. Вместе с тем в структуре налоговых доходов наиболее существенную позитивную динамику показали НДФЛ (+12,9%) в связи с увеличением средней номинальной заработной платы, начисленной работникам и УСН (+14,0%) в связи с ростом количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы. Межбюджетные трансферты за восемь месяцев текущего года выросли незначительно (+0,4%), что обусловлено увеличением поступлений дотаций (+11,1%), субсидий (+10,1%) и иных межбюджетных трансфертов (+3,8%) при снижении объема субвенций (-10,8%). По данным региона, по итогам 2023 года прогнозируется снижение ННД на 16,0% на фоне ожидаемого сокращения налога на прибыль.
Расходы бюджета выросли в 2022 году на 14,9% и составили 168,8 млрд рублей, из которых 116,1 млрд рублей (68,8% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. На капитальные расходы, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 8,6% от суммарных расходов бюджета, что характеризует гибкость расходной части бюджета региона на высоком уровне. За восемь месяцев 2023 года расходы выросли на 18,2% относительно аналогичного периода 2022 года. Наибольший прирост в денежном выражении наблюдался по расходам на национальную экономику, ЖКХ, образование и социальную политику. Прирост расходов на национальную экономику обусловлен увеличением расходов на ремонт и реконструкцию дорог, компенсацией части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льготных тарифов, на ЖКХ – капитальным ремонтом в многоквартирных домах и систем водоснабжения, компенсацией части потерь в результате государственного регулирования тарифов по теплоснабжению, на образование и социальную политику – в основном выделением дополнительных средств на повышение заработной платы отдельным категориям работников государственных и муниципальных учреждений. По итогам 2023 года ожидается рост расходов краевого бюджета на 12,8%.
По итогам 2021-2022 года региональный бюджет исполнялся с профицитом. Согласно предоставленным данным, исполнение бюджета региона в текущем году ожидается с дефицитом в размере 29,9 млрд рублей или 33,2% ННД, за вычетом инфраструктурных бюджетных кредитов (далее - ИБК), специальных казначейских кредитов (далее - СКК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование и остатков средств на счетах на его финансирование исполнение будет бездефицитным.
На 01.01.2023 долг региона составил 29,7 млрд рублей, что на 2,8% выше, чем на 01.01.2022, который на 71,6% состоял из бюджетных кредитов и на 27,6% и 0,8% из облигационных займов и гарантийных обязательств соответственно. Долговая нагрузка сложилась на уровне 27,7%, что на 6,0 п. п. ниже предыдущей отчетной даты в связи отмеченным с ростом ННД в 2022 году.
По итогам 2023 года ожидается рост долга на 4,1% за счет привлечения ИБК, СКК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и банковских кредитов на финансирование дефицита бюджета. Структура долга на 01.01.2024 соответствующим образом трансформируется: доля банковских кредитов составит 12,9%, доля облигационных займов снизится до 17,0%, а вклад бюджетных кредитов составит 70,1%. Долговая нагрузка увеличится до 34,3%, (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование составит 32,7%), но по-прежнему останется на комфортном уровне. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель преимущественно состоял из бюджетных кредитов: расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 0,6% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 182,9 млрд рублей, объем расходов – 168,8 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ставропольского края был впервые опубликован 29.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.05.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ставропольского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ставропольского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ставропольскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.