«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Марий Эл на уровне ruBBB+
Москва, 12 декабря 2023 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Марий Эл на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен удовлетворительным уровнем развития экономики при ограниченном уровне демографического развития и развитом рынке труда, умеренно низким уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывает диверсификация налоговой базы, давление оказывает низкий уровень среднедушевых доходов населения и инвестиций в основной капитал к ВРП.
Республика Марий Эл (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 23,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Йошкар-Ола. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и деятельность по операциям с недвижимым имуществом. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования. В сельском хозяйстве региона ведущее место занимает животноводство, которое имеет в первую очередь молочно-мясную специализацию.
Обоснование рейтинга
Удовлетворительный уровень развития экономики региона обусловлен низкими размерными характеристиками: объема ВРП за 2022 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 234,2 млрд рублей, что на 0,5% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Негативное влияние на динамику ВРП по итогам отчетного года оказало снижение промышленного производства (-4,4%), объема строительных работ (-21,6%), оборота розничной торговли (-6,9%) и платных услуг (-0,5%). За январь-октябрь текущего года объем промышленного производства вырос на 19,5%, что преимущественно связано с увеличением выпуска продукции в обрабатывающих производствах (+21,8%). Рост в обрабатывающих производствах обусловлен гособоронзаказом, производством радиолокационной и радионавигационной аппаратуры, кузовов для автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов и др. По итогам 2023 года регион ожидает объем ВРП в размере 247,7 млрд рублей, что на 3,0% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. ВРП на душу населения агентством оценивается на умеренно высоком уровне. По итогам 2022 года показатель прирос на 5,3% к уровню 2021 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,3 млн рублей.
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 2,2, что оказало давление на рейтинговую оценку. Указанные доходы в 2022 году увеличились на 10,0% до 25,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 20,3% до 12,3 рублей. По итогам 2023 года регион ожидает среднедушевые денежные доходы населения на уровне 28,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума на 2023 год установлена в размере 12,7 тыс. рублей.
Ограниченный уровень демографического развития и развитый рынок труда. Регион имеет низкую численность населения, которая по данным на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 год составила 672,3 тыс. человек, что на 0,6% ниже аналогичной даты предыдущего года. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года находился на низком уровне – 3,6%, что на 1,7 п. п. ниже уровня 2021 года. В текущем году за август-октябрь 2023 года безработица составила 3,3%, по итогам года значение данного показателя регионом ожидается на уровне 3,5%.
Инвестиционный климат находится на умеренно низком уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году снизился по сравнению с 2021 годом на 6,1% в сопоставимых ценах и составил 42,4 млрд рублей, что обусловлено завершением строительства крупных объектов в 2021 году. За январь-сентябрь 2023 года относительно аналогичного периода 2022 года инвестиции в основной капитал выросли на 13,2% в сопоставимых ценах. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 17,8%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается рост инвестиций в основной капитал до 46,6 млрд рублей.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов бюджета региона по итогам 2022 года составил 53,4 млрд рублей, из которых 50,4% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), при этом доля дотаций из федерального бюджета в структуре доходов составила 17,0%. ННД в 2022 году выросли на 20,1% к уровню 2021 года, в том числе по налоговым доходам рост составил +18,2%. Диверсификация налоговой базы региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 4,7% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 18,6% налоговых доходов бюджета. За десять месяцев 2023 года ННД выросли на 13,8% к аналогичному периоду 2022 года, рост наблюдался по всем бюджетообразующим налогам, в том числе по налогу на прибыль организаций (+20,7%) и НДФЛ (+19,5%), по которым позитивная динамика связана с ростом прибыльности предприятий в обрабатывающих производствах и сельском хозяйстве, гособоронзаказом и с соответствующим увеличением фонда оплаты труда. Межбюджетные трансферты за десять месяцев текущего года выросли на 4,6%, что обусловлено ростом поступлений дотаций (+26,9%) и субсидий (+20,9%) при снижении субвенций (-34,6%) и иных межбюджетных трансфертов (-58,5%). По данным региона, по итогам 2023 года прогнозируется увеличение ННД на 4,9% относительно 2022 года, в результате которого доля ННД в доходах вырастит до 52,0%.
Объем расходов бюджета в 2022 году составил 51,2 млрд рублей, из которых 54,5% было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. На долю капитальных расходов, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 6,0% от суммарных расходов бюджета, что сдержанно характеризует гибкость расходной части бюджета региона. За десять месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 10,5% к аналогичному периоду 2022 года. В структуре расходов наибольший абсолютный рост сложился по расходам на национальную экономику (+2,5 млрд рублей), в том числе в связи с увеличением поддержки сельского хозяйства, и образование (+2,3 млрд рублей) на фоне увеличения фонда оплаты труда в целях обеспечения выполнения целевых показателей. При этом в половине направлений бюджетных расходов отмечается отрицательная динамика, наибольшее сокращение наблюдается по расходам на ЖКХ (-0,3 млрд рублей) на фоне реализации основных мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья в 2022 году, социальную политику (-0,2 млрд рублей) в связи с перераспределением выплат между региональным бюджетом и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и межбюджетным трансфертам (-0,3 млрд рублей) в связи с уменьшением объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов по сравнению с уровнем 2022 года, когда указанные трансферты были направлены, в том числе за счет гранта из федерального бюджета. По итогам 2023 года регионом ожидается рост расходов бюджета на 19,3% относительно результатов 2022 года, доля капитальных расходов по итогам 2023 года составит 6,2%.
В 2021-2022 годах региональный бюджет был исполнен с профицитом. Исполнение бюджета региона в текущем году ожидается с дефицитом в размере 6,8 млрд рублей или 23,9% ННД, который будет покрыт за счет инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), специальных казначейских кредитов (далее – СКК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и остатков средств на счетах.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. На 01.01.2023 долг региона составил 10,1 млрд рублей, что на 3,9% ниже, чем на 01.01.2022, который состоял на 90,1% из бюджетных кредитов и на 9,9% из облигационных займов. Долговая нагрузка составила 37,4% (без учета ИБК– 35,0%), что на 9,4 п. п. ниже предыдущей отчетной даты, в том числе на фоне отмеченного роста ННД. По итогам 2023 года ожидается рост долга на 22,4% за счет привлечения ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов, в результате чего доля бюджетных кредитов в структуре долга вырастет до 96,0%, а доля облигационных займов снизится до 4,0%. Долговая нагрузка вырастет до 43,7% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов составит 27,6%). Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель преимущественно состоит из бюджетных кредитов: расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 1,0% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 0,5%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Средняя доля дотаций в доходах бюджета региона за последние 5 лет находится в пределах 20-25%, а доля налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета за 5 лет составила менее 55%, что обуславливает выставление умеренного фактора поддержки со стороны вышестоящего бюджета.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Марий Эл был впервые опубликован 11.07.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.06.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Марий Эл, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Марий Эл принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Марий Эл дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.