«Эксперт РА» понизил кредитный рейтинг АО «РОЛЬФ» до уровня ruA и изменил прогноз на развивающийся

Москва, 16 февраля 2024 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «РОЛЬФ» до уровня ruA и изменило прогноз по рейтингу на развивающийся. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruA+ со стабильным прогнозом.

Рейтинг кредитоспособности АО «РОЛЬФ» обусловлен умеренно слабой оценкой риск-профиля отрасли, сильными рыночными и конкурентными позициями, умеренно низкой долговой и процентной нагрузкой. Также, влияние оказывает высокая оценка ликвидности, умеренно высокие показатели маржинальности и приемлемый уровень корпоративных рисков.

Понижение кредитного рейтинга связано с ухудшение метрик долговой и процентной нагрузок, а также показателей рентабельности по сравнению с датой последнего пересмотра рейтинга, вызванных снижением финансовых показателей АО «РОЛЬФ», в том числе на фоне негативного влияния макроэкономических факторов на отрасль автомобильного ритейла. Установление развивающегося прогноза обусловлено возрастающей напряженностью насчёт перспектив роста в автомобильном ретейле, а также неопределенностью в части судебных процессов в отношении компании.

АО «РОЛЬФ» (далее – компания, РОЛЬФ) является крупнейшим автодилером на территории Российской Федерации. Помимо реализации новых автомобилей и автомобилей с пробегом в перечень предоставляемых услуг входит сервисное обслуживание, trade-in, продажа запчастей и аксессуаров, а также комиссионная реализация страховых и финансовых продуктов.

Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО АО «РОЛЬФ».

Обоснование рейтинга

Умеренно слабая оценка риск профиля отрасли, в которой работает компания, в силу слабой устойчивости к внешним факторам и невысоких барьеров для входа новых игроков. В период кризисных явлений в экономике, сопровождающихся падением реальных располагаемых доходов населения, спрос на новые автомобили значительно снижается и, как правило, оказывает отрицательный эффект на деятельность автодилеров. Укрепление позиций в сегменте автомобилей с пробегом в регионах с более платежеспособным населением отчасти минимизирует риск сильного уменьшения продаж ввиду меньшей зависимости от общего состояния экономики. Кроме того, компания в достаточной степени использует механики параллельного импорта, что позволяет ей избегать существенных проблем в поставках запасных частей и деталей. Складывающаяся в первом полугодии 2023 года благоприятная конъюнктура рынка автомобилей с пробегом сменила тренд после повышения ключевой ставки Банка России, а также увеличения утилизационного сбора при ввозе транспортных средств физическими лицами.

Открытие дилерского центра не требует очень высоких капитальных затрат ввиду чего конкуренция на рынке автомобильного ритейла достаточно высокая. Ранее, ограничения со стороны автопроизводителей по допустимому количеству дилерских контрактов на каждый город сдерживали рынок от появления новых игроков. Изменение конъюнктуры рынка, уход ключевых зарубежных производителей, приостановка поставок ими новых автомобилей и переориентация на китайские и отечественные бренды снизило барьеры для выхода на рынок и способствовало росту числа автодилеров в России. Однако, учитывая широкую дилерскую сеть, а также длительный опыт работы на рынке, РОЛЬФ имеет существенные конкурентные преимущества перед новыми или небольшими дилерами.

Сильные рыночные и конкурентные позиции компании в регионах с наиболее устойчивым спросом оказывают положительное влияние на уровень рейтинга. Исторически ключевыми регионами присутствия компании выступают Москва и Санкт-Петербург, дилерская сеть в этих городах насчитывает 51 шоурум и 3 мегамолла авто с пробегом. Крупнейшим дилерским центром является «РОЛЬФ Ясенево», на долю которого по итогам 2023 года пришлось около 10% выручки компании. РОЛЬФ характеризуется высоко диверсифицированной продуктовой линейкой. Портфель брендов компании представлен как в сегменте масс-маркета, так и в премиальном, и на текущий момент включает в себя 31 автомобильную марку. Крупнейшим поставщиком новых автомобилей является АО «Чери Автомобили Рус» - единственный официальный дистрибьютор марок CHERY, Exeed, Omoda и Jaecoo на территории Российской Федерации. В 2023 году доля данного бренда в общем объеме реализации составила около 20%.

Умеренно низкая долговая и процентная нагрузка. За период 30.06.2022 – 30.06.2023 (далее – отчетный период) показатель соотношения чистого долга без учета арендных обязательств к EBITDA вырос с 0,9х на 30.06.2022 до 2,0х на 30.06.2023 (далее – отчетная дата) за счет снижения EBITDA, при одновременном росте кредитного портфеля. Основным фактором, способствующем увеличению объемов заемного финансирования, является структурное изменение рынка автомобильного ритейла в 2022-2023 годах, подразумевающее трансформацию работы с поставщиками и переход на предоплату взамен предоставляемой ранее отсрочки платежа. Агентство предполагает, что компания будет придерживаться сбалансированной финансовой политики, не будет существенно наращивать кредитный портфель и прогнозирует рост показателя долговой нагрузки до уровня не более 2.7х. За отчетный период соотношение EBITDA к годовым процентным платежам снизилось до 4,0х. По прогнозам агентства, сохранение высокого уровня ключевой ставки Банка России и, как следствие, высокая стоимость кредитов, будут способствовать росту процентных расходов компании и снижению соотношения EBITDA к годовым процентным платежам до 2.3х на горизонте 12 месяцев с отчетной даты. Ухудшение метрик долговой и процентной нагрузок в прогнозных периодах оказывает давление на уровень рейтинга.

Высокая оценка ликвидности. Агентство отмечает достаточный уровень прогнозной ликвидности: операционный поток вместе с денежными средствами и доступными кредитными линиями достаточен для покрытия всех ключевых направлений использования на годовом интервале. При этом агентство положительно оценивает наличие широких возможностей рефинансирования долга, а также консервативную политику размещения свободных денежных средств.

Умеренно высокая маржинальность. За отчетный период выручка компании снизилась на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 258,2 млрд руб., а показатель EBITDA по расчетам агентства снизился на 46% до 15,4 млрд руб. Дефицит новых автомобилей, возникший из-за задержек в цепочках поставок в 2020 году, связанных с пандемией коронавируса, и продолжившийся в 2021-2022 годах, оказал сильное влияние на объем рынка в абсолютном выражении, и, как следствие, на падение объемов продаж и кумулятивной маржи дилеров. Рост в 2023 году предложения на российском рынке автомобилей китайских автопроизводителей (преимущественно концерна Cherry) привел к увеличению конкуренции и снижению реализационной цены в данном сегменте, что негативно отразилось на уровне рентабельности компании. За отчетный период рентабельность по EBITDA составила 6%, что на 33% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Агентство ожидает некоторое ухудшение финансовых метрик компании в следующие 12 месяцев от отчетной даты, в связи с негативным влиянием повышения утилизационного сбора на ввоз автомобилей для физических лиц, повлекшего снижение поставок в рамках параллельного импорта, а также сокращение спроса в условиях высоких процентных ставок.

Приемлемый уровень корпоративных рисков. В компании функционирует совет директоров, в котором присутствуют независимые директора. На сайте компании раскрывается годовая и промежуточная консолидированная отчетность по стандартам МСФО, а также операционные данные деятельности компании, что способствует повышению информационной прозрачности.

В числе факторов риска агентство отмечает передачу в декабре 2023 года акций компании под временное управление Росимуществу, смену генерального директора и сохраняющуюся неопределенность в части изменений в последующей структуре собственности, вносящей риск изменений в стратегии компании. Отсутствие опыта работы в закупках по 223-ФЗ, может повлечь операционные риски, в случае перехода компании в государственную собственность или подконтролькую государству структуру. При этом агентство положительно отмечает отсутствие иных изменений в составе топ-менеджмента, умеренно высокое качество риск-менеджмента и стратегического обеспечения.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен развивающийся прогноз, что предполагает высокую вероятность изменения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг АО «РОЛЬФ» был впервые опубликован 04.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.02.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 05.02.2024)   https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «РОЛЬФ», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «РОЛЬФ» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «РОЛЬФ» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"