«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Карелия на уровне ruВВВ-
Москва, 27 февраля 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Карелия на уровне ruВВВ-, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Карелия (далее – регион, республика) обусловлен умеренным уровнем развития экономики при низком уровне демографического развития и удовлетворительно развитом рынке труда, сдержанным уровнем инвестиционного климата, сбалансированности бюджета и долговой нагрузки. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывает высокая гибкость расходной части бюджета и диверсифицированная экономика. Давление оказывает низкая численность населения и ее негативная динамика.
Республика Карелия – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь территории региона составляет 180,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Петрозаводск. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых (доля которой по итогам 2023 года, по оценке региона, составила порядка 17,0%), обрабатывающие производства, транспортировку и хранение. В структуре обрабатывающего производства преобладает лесопромышленный комплекс, пищевая промышленность, металлургический комплекс, производство машин, транспортных средств и оборудования. Республика обладает значительными запасами лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Природные ресурсы региона составляют основу ее инвестиционного потенциала.
Обоснование рейтинга
Умеренный уровень развития экономики региона обусловлен ограниченными размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 384,0 млрд рублей, что в сопоставимых ценах соответствует уровню 2022 года. Промышленность региона в отчетном году продемонстрировала незначительный рост (индекс промышленного производства составил 100,7%) к уровню 2022 года. Положительная динамика наблюдалась по всем отраслям промышленного производства за исключением обрабатывающих производств: добыча полезных ископаемых (+0,8%), деятельность организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (+2,9%), деятельность организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (+25,3%). По итогам 2024 года ВРП регионом прогнозируется сдержанно, с ростом к уровню отчетного года на 0,5% в сопоставимых ценах. Индекс промышленного производства регионом ожидается на уровне 101,5%. Поддержку рейтинговой оценке оказывает высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2023 года, по расчетам агентства, составил 729,7 тыс. рублей, увеличившись к уровню 2022 года на 7,5% в действующих ценах. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на умеренном уровне и составило 2,6. Среднедушевые денежные доходы населения в отчетном году увеличились на 10,2% до 49,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума в отчетном году была установлена в размере 17,9 тыс. рублей. По итогам текущего года регионом ожидается увеличение среднедушевых денежных доходов населения на 8,1% до 53,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на уровне 18,7 тыс. рублей, что выше значения прошлого года на 4,5%.
Низкий уровень демографического развития и умеренно развитый рынок труда. Давление на рейтинговую оценку оказывает низкая численность населения и ее отрицательная динамика. За последние 3 года численность населения сократилась на 3,1% и на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 524,6 тыс. человек. Основной причиной снижения численности населения является естественная убыль населения. Безработица в регионе находится на умеренно низком уровне. По итогам отчетного года, по оценке региона, показатель сложился на уровне 5,3%, по итогам текущего года прогнозируется на уровне 5,0%.
Инвестиционный климат находится на сдержанном уровне. Объем инвестиций в основной капитал, по предварительной оценке региона, по итогам отчетного года составил 95,8 млрд рублей, что ниже уровня 2022 года на 0,7% в действующих ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренном уровне и составило 22,8%. По итогам 2024 года объем инвестиций в основной капитал регионом прогнозируется на уровне 103,4 млрд рублей. В регионе действуют три территории опережающего социально-экономического развития – «Надвоицы», «Кондопога» и «Костомукша», территории шести муниципальных образований отнесены к территориям Арктической зоны Российской Федерации, что способствует привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Приемлемый уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов республиканского бюджета по итогам 2023 года увеличился на 4,0% и составил 78,2 млрд рублей, из которых 57,1% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), рост доли ННД в доходах составил 5 п. п. По итогам отчетного года ННД увеличились на 14,1%, межбюджетные трансферты сократились на 4,1%. В структуре ННД положительная динамика наблюдалась как по налоговым, так и неналоговым доходам. В структуре налоговых доходов прирост наблюдался по всем бюджетообразующим налогам, наибольший из них сложился по налогу на прибыль организаций (+24,6%), НДФЛ (+10,9%) и налогу на добычу полезных ископаемых (в 1,5 раза). Увеличение поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлено ростом налоговой базы и увеличением сумм исчисленного налога по организациям, осуществляющим деятельность в крупнейших бюджетообразующих отраслях региональной экономики – в транспортной деятельности (в 4,7 раза в связи с ростом объемов предоставляемых услуг вследствие изменения транспортной логистики), финансовой деятельности (в 7,2 раза в связи с ростом объемов реализации финансовых услуг), энергетики (в 1,6 раза в связи с ростом объемов реализации) и добыче полезных ископаемых (в 1,2 раза в связи с ростом объемов реализации); по НДФЛ – увеличением МРОТ с 1 января 2023 года, индексацией заработной платы работников бюджетной сферы с 1 октября 2023 года, ростом поступлений налога от долевого участия в организациях, полученных в виде дивидендов, а также повышением показателя среднемесячной начисленной заработной платы; по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) – ростом поступления налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых (в 2,3 раза) в связи с доначислением сумм налога за прошлые периоды по предприятиям, осуществляющим производство щебня, в связи с изменением порядка налогообложения НДПИ при его добыче. В структуре межбюджетных трансфертов отрицательная динамика наблюдалась по дотациям (-0,4%), субвенциям (-28,1%) и иным межбюджетным трансфертам (-23,8%), при этом субсидии увеличились (+3,0%). Уменьшение субвенций обусловлено передачей части полномочий Социальному фонду России, иных межбюджетных трансфертов – сокращением объемов средств, выделяемых из резервного фонда Правительства РФ, а также уменьшением трансфертов на финансирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования и др. Диверсификация налоговой базы региона в 2023 году находилась на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 6,6% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 21,1% налоговых доходов регионального бюджета.
Расходы региона по итогам 2023 года увеличились по сравнению с 2022 годом незначительно (+0,1%) и составили 82,3 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 50,0 млрд рублей, что формировало 60,7% всех расходов региона. Наибольший рост расходов пришелся на образование (+5,6%) и здравоохранение (в 1,3 раза), что в основном обусловлено строительством ряда объектов системы образования и здравоохранения. При этом расходы на ЖКХ и национальную экономику сократились на 35,7% и 4,1% соответственно. Уменьшение расходов на ЖКХ связано с реализацией в 2022 году опережающими темпами мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда», а также с завершением в 2023 году реализации инфраструктурного проекта по комплексному развитию микрорайона Октябрьский в г. Петрозаводск. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается на высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2023 году увеличилась на 2,0 п. п. и составила 18,8%.
В 2023 году бюджет региона исполнен с дефицитом 4,1 млрд рублей или 9,2% ННД, за вычетом остатков денежных средств на счетах, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), на опережающее финансирование расходов, специального казначейского кредита (далее – СКК) дефицит бюджета составил 1,7 млрд рублей или 3,9% ННД и был покрыт за счет кредитов кредитных организаций.
Долговая нагрузка региона находится на умеренном уровне. Долговая нагрузка по итогам отчетного года оценивается на умеренном уровне, долг региона на 01.01.2024 увеличился на 19,3% и составил 32,7 млрд рублей, долговая нагрузка увеличилась на 3,2 п. п. до 73,1% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование долг региона увеличился на 11,0%, при этом долговая нагрузка снизилась на 1,8 п. п. до 66,0%, что обусловлено увеличением поступлений по ННД). Рост долга связан с привлечением ИБК, СКК, бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов, а также с привлечением банковских кредитов на финансирование дефицита бюджета региона в конце года. В текущем году прогнозируется снижение долга на 4,6% до 31,2 млрд рублей, долговой нагрузки на 4,7 п. п. до 68,4%. Долговой портфель на отчетную дату претерпел изменения и был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, их доля составляла 66,2%, банковские кредиты формировали 33,8% от общего объема долга. По итогам текущего года кардинальных изменений в структуре долга не ожидается. Преобладание бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля в отчетном году способствовало низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 1,1%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2024 года данный показатель ожидается на уровне 2,2% ННД. График погашения обязательств оценивается на умеренно низком уровне, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2024 составляет 36,1% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 10,8%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Карелия был впервые опубликован 31.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.09.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Карелия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Карелия принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Карелия дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.