«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ООО «Магистраль двух столиц» на уровне ruAA

Москва, 3 июня 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности проектной компании ООО «Магистраль двух столиц» на уровне ruAA, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности обусловлен отсутствием у компании рисков проектирования и строительства в связи с началом эксплуатационной стадии, низкими эксплуатационными и финансовыми рисками, а также умеренно низкими корпоративными рисками и рисками управления проектом.

ООО «Магистраль двух столиц» (далее – компания) осуществляет проект строительства и дальнейшей эксплуатации на платной основе скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» на участке км 543 – км 684 по схеме концессионного соглашения (далее – КС) с ГК «Автодор» (далее – концедент, ruAA+, стаб.).

Обоснование рейтинга

Риски стадии проектирования и строительства отсутствуют.

В связи со стартом эксплуатационного этапа проекта в 2019 г. и завершением переходного периода в 2021 г. риски проектирования и строительства, по мнению агентства, отсутствуют.

Низкие эксплуатационные риски.

Агентство положительно оценивает уровень законтрактованности проекта, поскольку основной риск на эксплуатационной стадии – риск трафика – принят на себя концедентом, в то время как концессионеру предоставляются гарантированные платежи на обслуживание старшего долга и эксплуатацию, порядок индексации которых предусмотрен КС. Концедент осуществляет выплаты своевременно и в полном объеме в соответствии с КС.

В конце 2023 г. компания перевела большую часть работ по эксплуатации дороги на ООО «ОСА Северо-Запад» (далее – оператор), расторгнув соглашение с ООО «УСА». При этом стоимость и перечень оказываемых услуг остались прежними. Ранее оба подрядчика оказывали услуги по эксплуатации дороги. Риск повышения стоимости эксплуатации проекта в результате высокой инфляции в 2023 г. был нивелирован ростом поступлений от эксплуатационных платежей, размер которых привязан к индексу потребительских цен (далее – ИПЦ), и наличием прямых операторских соглашений с регламентированным изменением стоимости услуг.

Штрафы, выставляемые концедентом за нарушение требований эксплуатации, сохраняются на низком уровне. Кроме того, большая часть таких штрафов зеркально предъявляется оператору для последующей уплаты в соответствии с заключенным соглашением.

Проведение первых крупных ремонтов дорожного полотна было перенесено с 2023 г. на 2024 г. в связи с соответствием дороги в 2023 г. техническим характеристикам, отслеживаемым по КС на основании проводимых экспертиз. Это станет основным фактором роста совокупных эксплуатационных расходов в 2024 г., что приведет к снижению уровня прогнозного операционного денежного потока проекта. Эксплуатационные платежи от концедента не привязаны к фактической стоимости ремонтов и эксплуатации, однако на горизонте действия КС накопленные поступления будут покрывать операционные расходы компании. Также в 2023 г. компания завершила внеплановые ремонтные работы по укреплению моста через р. Ижора, понеся дополнительные расходы на 0,45 млрд руб. Агентство отмечает отсутствие рисков поставок и сырья по проекту на эксплуатационной стадии.

Финансовые риски оцениваются как низкие.

Высокий уровень прогнозной ликвидности. Коэффициент прогнозной ликвидности на горизонте 18 месяцев с начала 2024 г., рассчитываемый как отношение доступных источников ликвидности к затратам и расходам на обслуживание долга, составил 1,06, что оценивается агентством как высокий уровень с учетом наличия минимальной гарантированной доходности, обеспеченной концедентом, которая покрывает обязательства перед кредиторами. Кроме того, агентство отмечает, что риски плавающих ставок по долгу, зависящих от ИПЦ, компенсируются индексацией платежей концедента. Неуменьшаемый инвестиционный платёж в составе платежей концедента не подвержен риску корректировок на штрафы за несоответствие дороги техническим требованиям. В расчетах показателя прогнозной ликвидности агентство учло планы компании по частичному досрочному погашению субординированных займов в 2024 г., контрактный срок погашения которых – 2041 г. Компания намерена провести частичное досрочное погашение субординированного долга при наличии свободных средств после проведения обязательных платежей на обслуживание старшего долга и эксплуатационных расходов.

Также агентство положительно оценивает факт завершения компанией в 2022-2023 гг. судебных споров с бывшим подрядчиком и концедентом, последний из которых должен по соглашению осуществить платеж 0,4 млрд руб. в пользу компании до конца 1-го квартала 2025 г.

Высокие показатели финансовой состоятельности проекта и низкая подверженность рыночным рискам. Показатели покрытия обслуживания старшего долга остатками на счетах и операционным денежным потоком остаются на комфортных уровнях: прогнозные минимальные значения показателей обслуживания долга DSCR и ISCR на период реализации проекта до момента полного погашения старшего долга составят 2,0 и 4,8 соответственно. Значение показателя отношения прогнозных номинальных денежных потоков от проекта накопленным итогом к номинальным обязательствам (включающим обязательства по погашению основного долга и процентов) компании накопленным итогом за соответствующий период составило 1,4, что оценивается положительно. При оценке показателей обслуживания долга агентство не учитывало выплаты по субординированному долгу ввиду отсутствия жесткого графика погашения основного долга, дата погашения которого наступает после погашения старшего долга, а также наличия возможности капитализации процентов. Кроме того, в документации закреплена приоритетность выплат старшего долга над выплатами по субординированному долгу, и компания планирует резервы на обслуживание старшего долга. Показатели обслуживания долга компании слабо подвержены рыночным рискам. Показатель DSCR устойчив к возможному росту переменной ставки по долгу, привязанной к ИПЦ в связи с наличием неуменьшаемой части инвестиционного платежа от концедента, покрывающего выплаты по старшему долгу. Риск увеличения стоимости операционных расходов частично митигируется индексируемой платой концедента на эксплуатационные расходы. Риск снижения операционных доходов минимален, поскольку выручка компании формируется за счет платежей концедента и не зависит от объема дорожного трафика. Отмечается отсутствие валютных рисков в связи с тем, доходы и расходы компании номинированы в рублях.

Умеренно высокие риски рефинансирования. Агентство обращает внимание, что проект подразумевает частичное рефинансирование старшего долга в 2028-2030 гг. Погашение старшего долга в 2030 г. может быть реализовано при условии формирования достаточного объема резервов в сумме 5,2 млрд руб. в 2026-2029 гг. и получения рефинансирования в размере 7,6 млрд руб. Агентство отмечает отсутствие регламентированного порядка по формированию резервов, согласно документации проекта, но в оценке полагается на соблюдение планов финансовой модели. Кроме того, риски рефинансирования долга частично митигированы наличием залога по старшему долгу в виде прав требования по КС, которое содержит условия минимальной гарантированной доходности концессионера, достаточной для обслуживания старших обязательств.

Умеренно низкие корпоративные риски и риски управления проектом.

Компания характеризуется высоким уровнем управления корпоративными рисками и конфликтом интересов. Агентство положительно оценивает наличие субординации прав акционеров и механизмы защиты интересов прав старших кредиторов.

Агентство умеренно позитивно оценивает качество управления проектом. При оценке учитывался значительный опыт акционеров в реализации различных проектов в формате государственно-частного партнерства и высокий уровень мониторинга проекта. Сдерживающими факторами являются отсутствие регламентации формирования резервов и относительно невысокий уровень страхового покрытия имущества. Компания страхует 100% стоимости искусственных сооружений и строительно-монтажных работ, а также 1% от стоимости автомобильной дороги. Объём страхового покрытия имущества определен концессионным соглашением.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ООО «Магистраль двух столиц» был впервые опубликован 30.04.2015. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 13.06.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности проектным компаниям (вступила в силу 24.05.2024) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 05.02.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Магистраль двух столиц», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Магистраль двух столиц» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Магистраль двух столиц» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
X5 Retail Group N.V.
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"