«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Татарстан на уровне ruAAA
Москва, 20 июня 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан на уровне ruAAA, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан (далее – республика, регион) обусловлен сильным уровнем развития экономики и высоким уровнем инвестиционного климата, благоприятным уровнем демографического развития и умеренным уровнем развития рынка труда, высоким уровнем сбалансированности бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокие уровни ВРП, ВРП на душу населения, среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного уровня и бюджетной автономии. Давление оказывает умеренно низкая диверсификация налоговой базы региона.
Республика Татарстан – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 68 тыс. кв. км, административный центр – г. Казань. Регион обладает большими сырьевыми ресурсами и входит в число лидеров среди субъектов РФ по добыче нефти. Крупнейшим нефтяным месторождением республики и Волго-Уральской провинции является Ромашкинское месторождение, разрабатываемое ПАО «Татнефть». Помимо нефтедобычи к ведущим отраслям промышленности региона относятся машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность.
Обоснование рейтинга
Сильный уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объём ВРП за 2023 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 4,3 трлн рублей, что на 3,6% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Рост ВРП поддержан положительной динамикой промышленного производства (+3,3%), объема строительных работ (+15,1%) и розничной торговли (+11,3%). Поддержку в росте промышленного производства оказали предприятия обрабатывающей промышленности: индекс обрабатывающих производств составил 106,6%.
ВРП на душу населения по итогам 2023 года, по расчетам агентства, вырос на 3,3% и составил 1,1 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчетный год сложилось на высоком уровне и составило 4,3. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 13,7% до 52,2 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 12,2 тыс. рублей. По расчетам агентства, по итогам текущего года отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума составит 4,5 при установленном прожиточном минимуме в размере 13,1 тыс. рублей.
Благоприятный уровень демографического развития и умеренный уровень развития рынка труда. Численность населения региона находится на высоком уровне, по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 4002,3 тыс. человек, в регионе наблюдается миграционный прирост при естественной убыли. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2023 года характеризуется рекордно низким уровнем 2,1%, что на 0,2 п. п. ниже уровня 2022 года, в связи с чем регион испытывает дефицит трудовых кадров. По итогам 2024 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 3,3%.
Инвестиционный климат находится на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2023 года показал рост на 22,0% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах и составил 1,2 трлн рублей. Несмотря на отмеченный рост инвестиций, отношение их объема к ВРП за последние три года составило 22,9%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. При этом, инвестиционная привлекательность региона находится на высоком уровне. На территории региона действует особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» и особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Сбалансированность бюджета характеризуется высоким уровнем. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год увеличился на 7,5% и составил 486,8 млрд рублей в связи с ростом поступлений по налоговым и неналоговым доходам бюджета (далее – ННД). По сравнению с предыдущим годом ННД за 2023 год увеличились на 11,1% и составили 407,2 млрд рублей. Доля ННД в доходах бюджета региона за 2023 год составила 83,6%, что соответствует высокому уровню бюджетной автономии. В структуре налоговых доходов основные поступления сформированы за счет налога на прибыль организаций (47,8%), НДФЛ (25,3%), акцизов (10,6%) и налога на имущество организаций (10,0%). По итогам 2023 года наибольший рост поступлений по налоговым доходам сложился по НДФЛ (+20,0%), налогу на имущество организаций (+12,7%) и налогу на прибыль организаций (+10,1%). Рост НДФЛ связан с увеличением фонда оплаты труда из-за индексации заработной платы, налога на имущество организаций – вводом в эксплуатацию новых объектов недвижимого имущества, налога на прибыль организаций – ростом прибыли предприятий по отдельным отраслям экономики. Вместе с тем отмечено снижение поступлений по акцизам (-2,4%), что связано с отменой с 2023 года компенсации потерь бюджетам субъектов РФ, в которых территориально расположены производители алкогольной продукции. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно низком уровне: т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 31,3% налоговых доходов бюджета региона, на крупнейшего налогоплательщика 16,9% налоговых доходов.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета за отчетный год снизились на 10,6% и составили 74,5 млрд рублей. Снижение произошло за счет сокращения поступлений по всем видам трансфертов. Одной из основных причин снижения межбюджетных трансфертов является передача Фонду пенсионного и социального страхования РФ полномочий по предоставлению ряда мер социальной поддержки, а также в связи с завершением реализации ряда проектов финансируемых за счет средств федерального бюджета. На 2024 год прогнозируется снижение межбюджетных трансфертов на 9,2% до 67,6 млрд рублей в связи с передачей полномочий по осуществлению ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет.
Расходы регионального бюджета за 2023 год выросли на 10,2% по сравнению с 2022 годом и составили 510,2 млрд рублей. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта в отчетном году было направлено около 250,0 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 14,6%. Удельный вес расходов социальной направленности за отчетный год по сравнению с 2022 годом вырос на 1,9 п. п. и составил 48,4%, что связано со значительным ростом расходов на образование (+7,6 млрд рублей), культуру, кинематографию (+9,5 млрд рублей) и социальную политику (+2,7 млрд рублей). Кроме того, расходы на национальную экономику увеличились на 19,3 млрд рублей по сравнению с 2022 годом. По итогам 2024 года регионом прогнозируется снижение расходов бюджета на 18,3%. Доля капрасходов в общем объеме расходов составила 16,3%, при этом 65,2% капрасходов профинансированы за счет целевых средств федерального бюджета. На 2024 год капрасходы прогнозируются в объеме 66,1 млрд рублей, что ниже значения за отчетный год на 20,4%.
По итогам 2023 года дефицит республиканского бюджета составил 23,4 млрд рублей или 5,7% ННД, который был покрыт за счет специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств. Исполнение бюджета региона по итогам 2024 года планируется с дефицитом в сумме 16,6 млрд рублей или 5,0% от ННД, который будет покрыт за счет остатков средств на счетах.
Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долг региона за 2023 год увеличился на 21,4% и составил 125,7 млрд рублей. Прирост долга сформировался за счет привлечения бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств в сумме 15,0 млрд рублей и СКК в сумме 10,4 млрд рублей, а также предоставления государственной гарантии объемом 6,4 млрд рублей. Долговая нагрузка составила, по расчетам агентства, 30,9% (без учета инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств долговая нагрузка составила 21,1%). В структуре долга наибольший удельный вес приходится на бюджетные кредиты – 92,2%, на долю государственных гарантий – 7,8%. По итогам 2024 года регионом прогнозируется снижение долга на 13,0% до 109,4 млрд рублей. Долговая нагрузка при этом составит 32,9% (без учета ИБК, СКК – 25,8%). Расходы на обслуживание долга в отчетном году выросли в 2,6 раза и составили 0,5 млн рублей или 0,1% от ННД. По итогам текущего года ожидается рост данных расходов в 1,6 раза до 0,9 млн рублей или 0,3% от ННД. График погашения обязательств оценивается на позитивном уровне, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2024 составляет 6,7%, в течение 13–24 месяцев – 1,6%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Татарстан был впервые опубликован 11.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.12.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Татарстан принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Татарстан дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.