«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Камчатского края на уровне ruA+
Москва, 7 августа 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Камчатского края на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен умеренным уровнем развития экономики, комфортным уровнем инвестиционного климата, умеренной сбалансированностью бюджета, низким уровнем демографического развития и развитым рынком труда, а также сильными позициями по долговой нагрузке. Давление на рейтинговую оценку оказывают низкая численность населения и отрицательная ее динамика, и низкая доля ННД в структуре доходов бюджета. Положительное влияние оказывают низкая безработица и высокая гибкость расходной части бюджета. Также рейтинговая оценка поддерживается выставленным очень сильным фактором поддержки со стороны вышестоящего бюджета в связи с высокой долей дотаций и низкой долей налоговых и неналоговых доходов в доходах регионального бюджета за последние 5 лет.
Камчатский край (далее – край, регион) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Регион расположен на крайнем северо-востоке России, на полуострове Камчатка, Карагинском и Командорских островах. Административный центр – город Петропавловск-Камчатский. В отраслевой структуре экономики региона доминируют рыболовство и рыбоводство (которое формирует почти треть ВРП), обрабатывающая промышленность (которая состоит в основном из производства пищевых продуктов, которое за исключением рыбной продукции, ориентировано на региональный рынок) и сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности.
Обоснование рейтинга
Регион имеет умеренный уровень развития экономики, что обусловлено низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчетный год), составил 395,7 млрд рублей. Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах в 2023 году показал прирост на 4,5 п. п. В 2024 году ожидается незначительный отрицательный рост экономики – сокращение индекса на 1,2 п. п. Негативная прогнозная динамика обусловлена ожидаемым снижением вылова рыбы в условиях рекордно-высокой базы результатов рыбной промышленности прошлого года. В отчетном году ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 1,4 млн рублей. Высокое значение показателя связано с низкой численностью населения региона. Экономика края в значительной степени зависит от государственного сектора – в 2023 году в нём было сконцентрировано 30,2% от ВРП.
Оборот организаций по всем видам экономической деятельности за первые 5 месяцев 2024 года составил 231 млрд рублей, увеличившись на 11,4% к январю-маю отчетного года в действующих ценах. Положительная динамика обусловлена ростом оборота организаций в таких отраслях как «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (+ 14,0%), «Добыча полезных ископаемых» (+99,3%), «Торговля розничная» (+11,8%), «Строительство» (+12,6%). Индекс промышленного производства в январе-мае 2024 года показал прирост на 4,1% к аналогичному периоду прошлого года. В обрабатывающей промышленности индекс увеличился на 2,2%, в том числе за счет роста производства консервированной рыбы, ракообразных и моллюсков на 5,9%. В добывающей промышленности прирост индекса производства составил 113,6% – драйверами явились добыча угля (+14,5%) и добыча металлических руд (+21,9%).
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 3,0, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы в 2023 году увеличились на 9,2% и составили 84,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума – на 4,6% до 26,4 тыс. рублей. Позитивный вклад в динамику среднедушевых доходов вносит рост заработных плат – в 1 квартале 2024 года реальные заработные платы в отношении к соответствующему периоду предыдущего года увеличились на 7,9%.
Низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения по состоянию на 01.01.2024 составила 288,9 тыс. человек и за последние 3 года сократилась на 1,5%. В регионе наблюдается естественная убыль населения: в отчетном году превышение смертности над рождаемостью составило 456 человек. В 1 квартале 2024 года регион показал ускорение темпов естественной убыли относительно прошлого года (превышение на 242 человека, против 162 годом ранее). Положительное влияние на рейтинговую оценку оказал низкий уровень безработицы, который по итогам отчетного года достиг значения 2,1%. В 2024 году, по данным региона, ожидается уровень безработицы не выше 2,2%.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. По итогам 2023 года индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составил 124,1% к уровню 2022 года, объем инвестиций составил 128,2 млрд рублей. Рост показателя обеспечивался преимущественно за счет реализации инвестиционных проектов в горнодобывающей промышленности, рыбоперерабатывающем комплексе, сфере транспорта, гостиничном бизнесе и сельском хозяйстве. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года находилось на высоком уровне – 27,3%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Согласно прогнозу региона, в 2024 году ожидается незначительное снижение инвестиционной активности организаций (-0,7% в сопоставимых ценах) относительно высокой базы 2023 года. Есть вероятность, что результаты по объемам инвестиций у региона по итогам года окажутся слабее ожидаемых, так как в январе-марте 2024 года индекс физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к январю-марту 2023 года составил 77,8%. Наибольший размер инвестиций в январе-марте был произведен в следующих отраслях: транспортировке и хранении (28,6% от совокупного объема инвестиций), сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве, и рыбоводстве (20,6%), деятельности по операциям с недвижимым имуществом (10,3%). В соответствии с прогнозами региона, по итогам 2024 года отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года возрастет до 30,2%. Инвестиционная привлекательность региона, по оценке агентства, находится на умеренном уровне.
Умеренная сбалансированность бюджета. Объем доходов краевого бюджета по итогам 2023 года увеличился на 9,8% и составил 114,2 млрд рублей. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) подросла на 6,1 п. п. до 35,1%, но все равно оставалась на низком уровне. В связи с высокой зависимостью краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета (доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в доходах бюджета по итогам 2023 года составила 54,8%) ежегодно между Правительством края и Минфином России заключаются соглашения, включающие в себя меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета края, а также мер по оздоровлению государственных финансов. С другой стороны, это ограничивает бюджет региона в гибкости и самостоятельности при принятии решений. Диверсификация налоговой базы края по итогам отчетного года оценивалась на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 4,9%, на долю 10-ти крупнейших налогоплательщиков пришлось 22,6% налоговых доходов. В первые 6 месяцев 2024 года объем полученных бюджетом ННД мало изменился относительно аналогичного периода прошлого года – 17,3 млрд (+0,9% г/г). Доходы по НДФЛ увеличились на 22,5% из-за расширения налогооблагаемой базы при росте заработных плат и уровня занятости. Доходы по налогу на прибыль сократились на 32%, что прежде всего связано с установлением на 2024 год норматива отчислений налога в местные бюджеты (в 2023 году налог на 100% зачислялся в региональный бюджет). В 2024 году в целом в силу прогнозируемого сокращения вылова рыбы также ожидается и снижение поступлений от сборов за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов. По итогам текущего года регион планирует получить только на 1% больше ННД относительно отчетного года. Поддержку бюджету окажут межбюджетные трансферты, которые должны увеличиться на 11,95 млрд рублей (+19,1%) в 2024 году.
Расходы региона по итогам 2023 года увеличились на 8,0% по сравнению с 2022 годом и составили 118,3 млрд рублей. На расходы социального блока в отчетном году приходилось 42,4% расходов края. Бюджет характеризовался высокой гибкостью – на капитальные затраты пришлось 14% расходов региона. В бюджете на 2024 год заложен рост расходов на 10,1% г/г. Доля социальных расходов в данном бюджете незначительно возросла до 43,8%. Гибкость также повысилась – доля капитальных затрат должна достигнуть 19,7% от расходов бюджета. В первые 6 месяцев 2024 года расходы подросли на 13,4% (7,4 млрд рублей) против января-мая 2023 года. Наибольшее увеличение в структуре расходов наблюдалось по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство – рост на 47% относительно аналогичного периода прошлого года (+3,7 млрд рублей), что связано с реализацией планов социального развития центров экономического роста и с погашением задолженности перед компаниями коммунального обслуживания по возмещению недополученной выручки по клиентам с льготными тарифами. Помимо того, наблюдалось увеличение расходов на здравоохранение на 47,5% (+1,8 млрд рублей), в основном по причине увеличения в 2024 году затрат на строительство Камчатской краевой больницы. Ранее показавшие значительный рост расходы на общегосударственные вопросы в первые 6 месяцев 2024 года продолжили быстрое увеличение (+32% к январю-июню 2023 года или +0,6 млрд рублей) по причине необходимости погашения исполнительных листов ПАО «Камчатскэнерго».
В 2023 году дефицит бюджета Камчатского края сократился по сравнению с 2022 годом на 1,5 млрд рублей до 4,1 млрд (10,2% от ННД), который был покрыт за счет остатков денежных средств на счетах, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), на опережающее финансирование расходов, специального казначейского кредита (далее – СКК). Бюджет 2024 года сбалансирован в меньшей степени, прогнозируется увеличение дефицита до 6,1 млрд (15,1% от ННД). За вычетом остатков средств на счетах и полученных ИБК дефицит составит 2,4% от ННД и будет покрыт за счет кредитов коммерческих банков.
Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долг региона по состоянию на 01.01.2024 года составил 9,3 млрд рублей, что почти соответствовало уровню на 01.01.2023. Долговая нагрузка в отношении к ННД достигла 23% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов – 13,8%). К 01.01.2025 года ожидается увеличение объема долга до 13,4 млрд рублей в связи с прогнозируемым привлечением коммерческих кредитов для покрытия прогнозируемого дефицита бюджета и ИБК. Параметр долговой нагрузки в силу ожидаемого замедления динамики ННД в 2024 году и росту долга к 01.01.2025 увеличится до 30,8%, не выйдя за границы безопасного уровня. Нагрузка по долгу за вычетом ИБК и СКК составит 22,6% от ННД. В структуре долга на 01.01.2024 преобладали бюджетные кредиты – 67,05%, за ними шли кредиты коммерческих банков (28,65%) и облигационные займы (4,3%). Камчатский край является транзитной стороной в расчетах между ОАО «Геотерм» и Минфином России по бюджетному кредиту, выданному в 1998 году на строительство Мутновской ГеоЭС. Фактически же компания самостоятельно обслуживает свой долг и не было прецедентов по невыполнению ею своих обязательств. Агентство трактует бюджетный кредит как косвенное обязательство региона, но тем не менее учитывает его в расчете долговой нагрузки. Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,9% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года показатель прогнозируется регионом на уровне 3,6% от ННД. Регион имеет остатки средств на счетах, а также доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Оценка внешнего влияния
Средняя доля дотаций в доходах бюджета региона за последние 5 лет составила 45,0%, а доля налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета за 5 лет составила 30,6%, что обуславливает выставление очень сильного фактора поддержки со стороны вышестоящего бюджета.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Камчатского края был впервые опубликован 19.04.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 14.02.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Камчатского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Камчатского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Камчатскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.