«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Магаданской области на уровне ruВВВ+

Москва, 2 сентября 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Магаданской области на уровне ruВВВ+, прогноз по рейтингу развивающийся.

Рейтинг кредитоспособности Магаданской области (далее – регион, область) обусловлен сдержанным уровнем развития экономики и приемлемым инвестиционным климатом, ограниченным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, приемлемым уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и невысокая диверсификация налоговой базы, положительное влияние оказывают высокие среднедушевые денежные доходы населения.

Магаданская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 462,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Магадан. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая в последние годы превышает половину ВРП региона. Магаданская область входит в число крупнейших регионов страны по потенциальным ресурсам минерального сырья. К основным экономически значимым видам минерального сырья, прежде всего, относятся запасы благородных и цветных металлов, углеводородов. Область является одним из крупнейших золотодобывающих регионов, а также обеспечивает основной объем добычи серебра страны.

Обоснование рейтинга

Сдержанный уровень развития экономики региона обусловлен низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 380,7 млрд рублей, что на 1,1% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост объема строительных работ (+15,7%), продукции сельского хозяйства (+3,5%), оборота розничной торговли (+0,5%), при этом промышленное производство сократилось (-7,3%) на фоне снижения объемов добычи золота (93,3% от объема 2022 года) и серебра (70,6% от объема 2022 года) согласно плановым показателям предприятий. В текущем году за январь-июнь наблюдается рост промышленного производства к аналогичному периоду 2023 года (+6,5%), при этом в обрабатывающем секторе негативная динамика сохраняется (-14,1%). Позитивная динамика в промышленности в основном поддерживается добывающим сектором (+8,5%) на фоне увеличения добычи золота на месторождениях «Павлик», «Тэутэджак», «Невенрикан» и других По итогам 2024 года регион имеет позитивные ожидания относительно объема ВРП, который в сопоставимых ценах вырастет на 4,8% к уровню 2023 года (до 447,2 млрд рублей) в связи с увеличением уровня добычи золота и развитием энергетики, обеспечивающей данную отрасль.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 2,8 млн рублей, что преимущественно обусловлено низкой численностью населения. По итогам 2024 года ВРП на душу населения ожидается в размере 3,4 млн рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли на 8,1% к уровню 2022 года и составили 110,2 тыс. рублей при величине прожиточного минимума (далее – ВПМ) 25,0 тыс. рублей. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последние 3 года составило 4,2, что оказало поддержку рейтинговой оценки.  По прогнозам региона доходы населения в 2024 году вырастут еще более чем на 8% и составят 119,1 тыс. рублей при ВПМ 26,9 тыс. рублей.

Ограниченный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  Регион имеет низкую численность населения, которая по данным Росстата на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 133,4 тыс. человек и за последние три года снизилась на 2,9% на фоне естественный и миграционной убыли населения. Безработица находится на низком уровне: по итогам 2023 года ее значение составило 3,4%, за апрель-июнь текущего года показатель снизился до 2,5%, а по итогам 2024 года регион ожидает безработицу на уровне 3,3%. На рынке труда региона широко представлен вахтовый метод работы.

Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 9,2% в сопоставимых ценах и составил 97,1 млрд рублей. Позитивная динамика была обеспечена вложениями в проекты по увеличению производственной мощности ГОК «Павлик», строительству комплекса добычи и переработки руды на базе месторождения Тэутэджак, реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры международного аэропорта Магадан и другие проекты. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 25,0%, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность оценивается на умеренном уровне. В текущем году позитивная динамика инвестиций сохраняется, за 1 квартал рост в сопоставимых ценах составил +9,2% к аналогичному периоду 2023 года, а по итогам года в целом регион ожидает увеличения объема инвестиций до 107,2 млрд рублей.

Приемлемый уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 57,0 млрд рублей, из которых 67,5% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году выросли на 21,1% к уровню 2022 года, что в том числе обусловлено ростом поступлений по налогу на прибыль организаций (+27,6%), налогу на имущество организаций (+15,0%), налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) (в 1,5 раза), а также НДФЛ (+7,5%), акцизам (+4,9%).  За семь месяцев текущего года ННД увеличились на 32,7% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе наиболее существенный рост наблюдался по НДФЛ (+24,9% за счет увеличения поступления от дивидендов золотодобывающих компаний, единовременной выплаты работникам бюджетной сферы), налогу на прибыль организаций (в 1,5 раза на фоне увеличения объемов реализации добытых полезных ископаемых, связанного с ростом цен на драгметаллы, а также реализации флотоконцентрата), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+31,2% за счет роста поступлений по результатам контрольно-аналитической работы, а также в счет погашения задолженности) и НДПИ (в 1,6 раза в связи с ростом добычи золота и средних цен реализации драгоценных металлов из-за роста курса доллара США). Диверсификация налоговой базы оценивается сдержанно: доля крупнейшего налогоплательщика, по данным региона, в 2023 году составила 10,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 43,0% налоговых доходов бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2023 году выросли на 22,2% относительно 2022 года, позитивная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов, за исключением дотаций. За семь месяцев текущего года межбюджетные трансферты выросли на 9,0%, что прежде всего обусловлено ростом субсидий в 1,5 раза. По итогам текущего года регион прогнозирует рост доходов бюджета на 11,6% на фоне ожиданий увеличения ННД на 23,3%, в связи с чем доля последних в структуре доходов увеличится до 74,6%. Основным фактором роста ННД станет увеличение поступлений налога на прибыль организаций и НДПИ в связи с ростом цен на драгметаллы и объема добычи золота в 2024 году.

Объем расходов бюджета в 2023 году составил 60,7 млрд рублей, что на 16,5% выше уровня 2022 года. На долю расходов социального характера пришлось 53,2% расходов бюджета. В структуре расходов в денежном выражении в значительной степени выросли расходы на ЖКХ (+4,1 млрд рублей), общегосударственные вопросы (+1,3 млрд рублей) и физическую культуру и спорт (+3,3 млрд рублей). На долю капитальных расходов в структуре расходов в 2023 году пришлось 17,7% совокупных расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета. За семь месяцев текущего года расходы выросли на 14,7% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе наиболее позитивная динамика в денежном выражении наблюдалась по расходам на национальную экономику (+1,5 млрд рублей) и образование (+2,4 млрд рублей). В 2024 году регион ожидает рост расходов на 5,7% к уровню 2023 года.

Исполнение бюджета по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 3,7 млрд рублей или 9,6% от ННД, за вычетом бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и специальных казначейских кредитов (далее – СКК) дефицит бюджета составил 2,6 млрд рублей или 6,8% от ННД и был покрыт за счет иных источников внутреннего финансирования. По итогам 2024 года регион ожидает исполнение бюджета с дефицитом в размере 0,6 млрд рублей (1,2% от ННД), который будет покрыт остатками средств на счетах.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. На 01.01.2024 долг составил 20,2 млрд рублей, что на 12,3% выше, чем на 01.01.2023 в связи с привлечением СКК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов, размещением облигационных займов. Долговая нагрузка на фоне роста ННД снизилась до 52,4% (без учета инфраструктурных бюджетных кредитов, СКК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов снизилась до 47,5%) или на 4,1 п. п. относительно предыдущей отчетной даты. По итогам 2024 года долг снизится до 18,4 млрд рублей, долговая нагрузка – до 38,8% от ННД (до 35,6% без учета инфраструктурных бюджетных кредитов и СКК) в связи с погашением банковских кредитов, а также части бюджетных кредитов. Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 72,7% бюджетными кредитами, на 14,9% облигационными займами и 12,4% банковскими кредитами. По итогам 2024 года доля банковских кредитов снизится до 2,1%, а доли бюджетных кредитов и облигационных займов увеличатся до 76,2% и 21,7% соответственно. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 1,4% от ННД, по итогам 2024 года показатель составит 1,7%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен развивающийся прогноз, что предполагает наличие на горизонте 12 месяцев равновероятных два или более вариантов рейтинговых действий: сохранение, повышение или снижение кредитного рейтинга.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Магаданской области был впервые опубликован 11.04.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.05.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/previous (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Магаданской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Магаданской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Магаданской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"