«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) на уровне ruAA-
Москва, 3 сентября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) (далее – республика, регион) обусловлен высоким уровнем развития экономики, приемлемым уровнем демографического развития, умеренно развитым рынком труда, комфортным уровнем инвестиционного климата и сбалансированности бюджета, а также сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают гибкость расходной части бюджета, положительная динамика численности населения. Давление оказывает умеренно низкая численность населения и высокая зависимость от крупнейших налогоплательщиков.
Республика Саха (Якутия) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Дальневосточного федерального округа и является самым большим регионом России. Республика отличается резко континентальным климатом и обширной зоной многолетней мерзлоты. Площадь территории региона составляет 3 083,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Якутск. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая исторически составляет более половины ВРП региона. На территории республики расположены месторождения твердых полезных ископаемых, в частности золота, железной руды, топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, уголь, природный газ), а также крупнейшие в России месторождения алмазов.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен сильными размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 2,3 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 3,5% выше уровня 2022 года. В 2024 году регион ожидает роста ВРП на 5,5%. В первом полугодии 2024 года 62,6% совокупного выпуска региона пришлось на промышленность, из них 58,4% – на добычу полезных ископаемых. Индекс промышленного производства в январе-июне 2024 года составил 109,5% к январю-июню 2023 года. В регионе наблюдается рост физического объема добычи угля каменного и бурого (на 35,7%), обогащенного угля (в 2,3 раза), природного газа (на 8,0%) и золота (на 7,6%). На 2024 год индекс промышленного производства оценивается регионом в 107,3% к 2023 году. Объем строительных работ в первом полугодии 2024 года вырос на 4,3% в сопоставимых ценах к январю-июню 2023 года. Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах в январе-июне увеличился на 6,5%. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказал уровень ВРП на душу населения, составивший 2,3 млн рублей в 2023 году.
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года сложилось на умеренно высоком уровне и составило 2,9. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 16,9% и составили 69 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 21,7 тыс. рублей. По итогам текущего года, регионом прогнозируется рост доходов населения на 11% до 76,6 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 23,3 тыс. рублей, что на 7,5% выше уровня 2023 года.
Приемлемый уровень демографического развития и умеренно развитый рынок труда. Несмотря на свои географические и экономические характеристики регион обладает умеренно-низкой численностью населения. На 01.01.2024 (далее – отчетная дата) она составила 1001,7 тыс. человек, увеличившись за последние три года на 1,5%. В республике наблюдается устойчивый естественный прирост населения. В 2023 году на 11156 родившихся пришлось 7810 умерших. В январе-июне 2024 года на 5250 родившихся пришлось 3998 умерших. Тенденция постоянного чистого миграционного оттока с 2020 года также прекратилась. В 2023 году прибывших в регион было больше, чем выбывших на 753 человека. За январь-июнь 2024 года миграционный прирост составил 3255 человек. Уровень безработицы в республике в 2023 году составил 5,7%. По итогам первого полугодия текущего года, претерпев ежегодное сезонное снижение в летний период, уровень безработицы достиг уровня 5,2%, сократившись на 0,5 п. п. к аналогичному периоду прошлого года. В среднем за 2024 год ожидается показатель на уровне 5,5%.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. По итогам 2023 года объем инвестиций в основной капитал в республике составил 739,5 млрд рублей (29,9% от ВРП за последние три года), увеличившись на 4,4% к 2022 году в сопоставимых ценах В первое полугодие 2024 года инвестиции в сопоставимых ценах выросли на 10,7% к первому полугодию 2023 года. По итогам года регион ожидает снижения показателя инвестиций в основной капитал на 4,1% в сопоставимых ценах, что в основном связано с завершением инвестиционной фазы проекта ООО «Газпром Инвест» по обустройству Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения. Инвестиционная привлекательность региона оценивается на умеренно низком уровне.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов регионального бюджета за 2023 год вырос на 10,2% и составил 352,4 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом налоговые и неналоговые доходы бюджета (далее – ННД) за 2023 год выросли на 41,4% и составили 227,9 млрд рублей. Доля ННД в доходах бюджета региона в 2023 году составила 64,7%, что выше предыдущего года на 14,3 п. п. По ожиданиям региона, доходы регионального бюджета в 2024 году должны снизиться на 11,2% относительно 2023 года до 312,8 млрд рублей. Ожидаемое сокращение поступлений по ННД составит 16,3%. В части межбюджетных трансфертов ожидается снижение поступлений на 3,8%. Прогнозируется, что доля ННД в доходах бюджета упадет в 2024 году с 64,7% до 61%. В первом полугодии 2024 года ННД региона сократились на 19,4% г/г. Наблюдающееся и прогнозируемое в этом году относительное снижение доходов по большей части связано с фактором высокой базы налоговых поступлений 2023 года, возникшей из-за воздействия налоговых корректировок и единоразовых налоговых выплат. Так, на динамике налога на прибыль сказались прошлогодние поступления по годовым декларациям за 2022 год, возросшие на фоне изменений в части налогообложения курсовых разниц. По НДПИ снижение на 46,3% связано с оплатой алмазодобывающим предприятием в 2023 году «повышенного» НДПИ и с предоставлением в 2023 году уточненных налоговых деклараций по налогу на добычу алмазов за периоды 2021-2022 годов. Также наблюдалось снижение доходов по налогу на имущество организаций (-33,3%), что вызвано возвратом переплаты крупным налогоплательщикам, в марте текущего года и исключением объектов недвижимого имущества из налогооблагаемой базы. В связи с ростом номинальных начисленных заработных плат и проведением зачетов переплаты прошлых лет на ЕНС доходы от НДФЛ выросли на 28,4%. Концентрация налогов по налогоплательщикам у региона оценивается на высоком уровне: на долю крупнейшего налогоплательщика в 2023 году пришлось 29% налоговых доходов, на 10 крупнейших – 57,45%.
Расходы в соответствии утвержденным бюджетом по итогам 2024 года по сравнению с 2023 должны снизиться на 1,7% до 349,5 млрд рублей. Расходная часть бюджета на 2024 год характеризуется высокой гибкостью – в бюджете на этот год доля капитальных вложений в расходах составляет 13,2%. В первом полугодии расходы бюджета оказались на 0,2% ниже расходов аналогичного периода прошлого года. Из крупных статей расходов снижение в первом полугодии испытали расходы на ЖКХ (-14,7% или -4,52 млрд рублей), национальную экономику (-6,1% или -1,50 млрд рублей) и социальную политику (-5,5% или -1,36 млрд рублей). Снижение расходов на ЖКХ обусловлено уменьшением оплат принятых обязательств по госконтрактам в области переселения граждан из аварийного жилья и капитального строительства, а также снижением расходов по возмещению затрат организациям коммунального комплекса, возникших в связи с установлением льготных тарифов; на национальную экономику – завершением в 2023 году финансирования мероприятий планов социального развития центров экономического роста и сдвигами в кассовых планах оплаты контрактов и услуг; на социальную политику – передачей части полномочий Социальному фонду Российской Федерации, а также уменьшением бюджетных ассигнований на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг и т. д. В отличие от расходов на социальную политику, остальные расходы социального блока в первом полугодии выросли (в общей сложности на 7,1 млрд рублей или на 12,7%), среди них наибольший рост в абсолютных величинах наблюдался по расходам на образование (+4,08 млрд), что связано с увеличением зарплат целевых категорий работников, ростом капитальных вложений, увеличением ассигнований на содержание нового объекта ГАУ ДО РС(Я) «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)» и выплатой по ГЧП.
В 2023 году дефицит бюджета республики Саха составил 3,1 млрд рублей (1,36% от ННД) и был покрыт за счет остатков средств на счетах, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК). В 2024 году планируется увеличение размера дефицита бюджета до 36,6 млрд рублей (19,2% от ННД.). Дефицит будет покрыт за счет остатков средств на счете, кредитов коммерческих банков, облигационных займов и ИБК.
Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долг региона за 2023 год увеличился на 7,7% и составил 52,4 млрд рублей, при этом долговая нагрузка сократилась на 7,2 п. п. ввиду существенного роста поступлений по ННД и составила 23,0% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 19,2%). Рост долговых обязательств связан с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета (+72,6%) и с увеличением объёма предоставленных госгарантий (+28,7%). В структуре долга наибольший удельный вес приходился на облигационные займы – 43,3%, доля бюджетных кредитов из федерального бюджета и государственных гарантий формировали 28,9% и 27,8% соответственно.
По итогу 2024 года регионом прогнозируется рост долга на 37,9% до 72,2 млрд рублей за счет привлечения ИБК, увеличения объема гарантийных обязательств, привлечения банковских кредитов и размещения облигационных займов на покрытие прогнозируемого дефицита бюджета. Долговая нагрузка при этом вырастет до 37,8% (без учета ИБК и СКК до 33%), но будет оставаться на комфортном уровне. Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году снизились на 15,2% и составили 2,2 млрд рублей или 1,0% от ННД. В 2024 году прогнозируется рост расходов на обслуживание долга в 2,3 раза до 5,1 млрд рублей, что обусловлено планируемым привлечением коммерческих заимствований. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) был впервые опубликован 24.05.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 13.03.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/previous (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Саха (Якутии) принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.