«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ПАО «КАМАЗ» на уровне ruAA

Москва, 10 сентября 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ПАО «КАМАЗ» на уровне ruAA, прогноз по рейтингу стабильный.

ПАО «КАМАЗ» (далее – Группа, КАМАЗ, ПАО «КАМАЗ») – крупнейший производитель тяжелых грузовых автомобилей в России и входит в топ-20 игроков по этому сегменту в мире. Производственные мощности составляют 71 тысячу автомобилей в год. Производственный комплекс Группы сконцентрирован в городе Набережные Челны, Республике Татарстан и охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. Группа выпускает широкую номенклатуру продукции: грузовые автомобили и спецавтотехнику, электробусы и автобусы, прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям, двигатели, силовые агрегаты, запасные части и др.

Рейтинг кредитоспособности ПАО «КАМАЗ» обусловлен умеренно сильной оценкой риск-профиля отрасли, сильными рыночными и конкурентными позициями, приемлемой долговой нагрузкой при умеренно низком уровне покрытия процентных платежей, высокой ликвидностью, комфортной рентабельностью и отличным уровнем корпоративного управления. В рамках рейтинговой оценки агентство выделяет сильный внешний фактор поддержки со стороны государства в связи с сильной системной значимостью Группы, зависимостью сектора ВПК от работы объекта рейтинга, высоким влиянием предприятий ПАО «КАМАЗ» на социальную стабильность в г. Набережные Челны, а также сильной степенью влияния государства.

Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной аудированной отчетности МСФО ПАО «КАМАЗ».

Обоснование рейтинга

Умеренно сильный риск-профиль отрасли. На протяжении 2012-2022 гг. наибольший шок на объем реализации автомобилей марки КАМАЗ массой свыше 8 тонн состоялся в 2014 и 2015 гг. на фоне девальвации курса национальной валюты и ужесточения санкционного режима против РФ. Объем продаж сократился тогда на 11% и 18% соответственно.  Группа сумела выйти на объемы продаж уровней 2012-2014 гг. лишь к 2021 году. Меры по импортозамещению и поиск антисанкционных решений в производстве готовой продукции подготовили Группу к внешним шокам, новый виток которых имел место в 2020 и 2022 гг. – в эти периоды объемы реализации КАМАЗ демонстрировали минимальные колебания. Если в 2022 году продажи Группы в стоимостном выражении продемонстрировали рост, то объем поставок всего рынка автотранспортных средств в стоимостном выражении сократился почти на 50%. Это позволило агентству оценить фактор устойчивости к внешним шокам Группы на умеренном уровне. Барьеры для входа новых игроков в отрасль оценивается на высоком уровне. В ходе 2023 года концентрация рынка грузовых автомобилей несколько снизилась, что сопровождалось снижением доли КАМАЗ, которая сократилась до 30% против более 40% в 2021-2022 гг. Снижение рыночной доли Группы не сказалось на объемах реализации Группы КАМАЗ в стоимостном и натуральном выражениях, а во многом обусловлено резким ростом продаж на рынке. По данным Автостат, в 2023 году было реализовано 144 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 70% выше результатов 2022 года. Такой результат обусловлен действием сильных фундаментальных факторов – рост востребованности грузового автомобильного транспорта на фоне изменения логистических цепочек поставок, снижение скорости оборачиваемости железнодорожного транспорта, устаревание парка автомобилей, отложенный спрос 2022 года. Снижение доли на рынке не повлияло на первенство Группы на первичном рынке грузовых автомобилей и не повлияло на оценку агентства барьеров для входа в отрасль. Возможности появления сопоставимого участника рынка с той базой научно-исследовательских разработок, модельным рядом, географическим охватом и дилерской сетью, которыми располагает КАМАЗ, оцениваются на низком уровне.

Сильные рыночные и конкурентные позиции. Факторы рыночных и конкурентных позиций оказывают положительное влияние на уровень рейтинга Группы. Агентство отмечает лидерские позиции КАМАЗа на российском рынке грузовых автомобилей РФ полной массой свыше 14 тонн с долей около 30%. Продуктовая диверсификация Группы находится на умеренно-высоком уровне. По итогу 2023 года (далее – отчетный период) структура выручки Группы достигла большей диверсификации и была сформирована за счёт реализации грузовых автомобилей и сборочных комплектов (60%), запасных частей (16%), автобусов, прицепной техники и автобетоносмесителей (13%), продукции металлургического производства и прочей продукции (11%). Агентство ожидает в дальнейшем постепенного увеличения доли продаж санкционно-устойчивой модели машин поколения К5 с улучшенными потребительскими свойствами, что будет способствовать дальнейшему расширению продуктовой диверсификации Группы. Оценку концентрации бизнеса Группы ограничивает высокая зависимость денежных потоков от производственного комплекса предприятий в г. Набережные Челны, на продукцию которого приходится порядка 80% выручки. Агентство отмечает высокое страховое покрытие активов в страховых организациях с рейтингом ruA+ и выше, а также близость к транспортной инфраструктуре. Рядом с производственной площадкой КАМАЗ в г. Набережные Челны проходит федеральная автомобильная трасса М-7, а также имеется развитая сеть автомобильных дорог республиканского значения. Производственную площадку КАМАЗ соединяет с Куйбышевской железной дорогой собственная железнодорожная ветка.

Приемлемая долговая нагрузка при умеренно низком уровне покрытия процентных платежей. По итогу 2022 – 2023 гг. Группа сумела продемонстрировать устойчивые финансовые результаты несмотря на непростые экономические условия. В 2023 году (далее – 2023 год, отчётный период) продажи грузовиков массой свыше 8 тонн в натуральном выражении увеличились на 5% г/г, средняя цена реализации продукции на 8,3%. Это позволило Группе продемонстрировать увеличение выручки, однако рост стоимости факторов производства не позволили увеличить EBITDA по итогу 2023 года. По расчётам агентства, уровень EBITDA продемонстрировал снижение на 9,3%. Тем не менее, Группа аккумулировала крайне высокий запас ликвидности, доступного для погашения долговых обязательств и финансирования капитальных затрат, что абсорбировало негативное влияние от роста валового объема долга и снижения операционной прибыли. По расчётам агентства, показатель «соотношение долга Группы на 31.12.2023, скорректированного на неограниченные в использовании денежные средства и их эквиваленты, к EBITDA за отчетный период составил 2,1х против 1,6х годом ранее. За 2022-2025 гг. агентство оценивает агрегированный показатель на уровне 2,6х. Агентство по-прежнему наблюдает сильные фундаментальные факторы, которые окажут поддержку финансовым показателям Группы, среди которых рост грузооборота транспортной отрасли на фоне разворота логистических маршрутов на восток, увеличение ставок тарифов на автомобильные грузоперевозки. Основным фактором, сдерживающим оценку блока показателей долговой нагрузки, служит ухудшение процентной нагрузки Группы по итогу отчётного периода и риски её ухудшения в перспективе 2024-2025 гг. на фоне жестких денежно-кредитных условий. По расчётам агентства, по итогам отчётного периода соотношение EBITDA к процентным расходам составило 3,9х против 4,4х годом ранее. Агентство наблюдает ухудшение метрики по итогу 12 месяцев до 30.06.2024 и ожидает, что в перспективе ближайших 2024 – 2025 гг. показатель может оказаться в негативной зоне по бенчмаркам агентства вследствие длительного периода высокой ключевой ставки Банка России, повышенной производственной инфляции.

Высокий уровень ликвидности. При оценке качественной ликвидности Агентство отмечает комфортный график погашения задолженности.  Кредитный портфель Группы хорошо диверсифицирован по кредиторам и инструментам, а также хорошо сбалансирован с точки зрения сроков и графика погашения. Объем кредитов и займов с погашением в перспективе 2024-2026 гг. полностью покрыт действующими невыбранными кредитными линиями и денежными средствами. Все эти факторы способствовали высокой оценке качественной ликвидности Группы.

Комфортная рентабельность и умеренно низкая подверженность рыночным рискам. За отчетный период рентабельность по EBITDA Группы составила около 12%, что оценивается агентством умеренно позитивно. Агентство ожидает сокращения рентабельности по EBITDA в условиях роста уровня цен на сырье. Подверженность Группы валютным рискам оценивается на умеренно-низком уровне благодаря мерам по импортозамещению. Они позволили сократить долю импортной составляющей до нематериального уровня. 

Высокая оценка блока корпоративных рисков. Агентство позитивно оценивает блок корпоративных рисков Группы по методологии агентства. Качество управления соответствует лучшим корпоративным практикам, в Группе действуют Совет директоров и Правление. Координация процессов управления рисками возложена на Службу внутреннего аудита, деятельность которого регламентирована. Страхование обеспечивают компании с высоким уровнем рейтинга надёжности – ruA+ и выше. КАМАЗ готовит аудированную полугодовую и годовую отчётность по стандартам МСФО и раскрывает операционные данные, что свидетельствует о высокой степени транспарентности.

Оценка внешнего влияния

Группа КАМАЗ входит в перечень стратегических предприятий и организаций, обеспечивает высокий мультипликативный эффект экономике. Предприятие является системообразующим, от которого зависят ряд смежных отраслей экономики, особенно строительная и транспортная отрасли.  КАМАЗ получает ряд мер государственной поддержки в виде субсидий на компенсацию части затрат на транспортировку продукции на экспорт, процентных ставок, государственных гарантий по долговым инструментам и т.д. Сильная системная значимость Группы и сильная степень влияния государства на предприятие позволило агентству выделить сильный фактор поддержки со стороны государства.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ПАО «КАМАЗ» был впервые опубликован 14.09.2023. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 14.09.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2024) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 05.02.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «КАМАЗ», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «КАМАЗ» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало ПАО «КАМАЗ» дополнительные услуги.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"