«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Тульской области на уровне ruА+

Москва, 16 сентября 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Тульской области (далее – область, регион) обусловлен высоким уровнем развития экономики, приемлемым уровнем демографического развития и развитым рынком труда, комфортным уровнем инвестиционного климата и сбалансированности бюджета, сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокий уровень ВРП на душу населения и дисциплины исполнения бюджета. Давление оказывает негативная динамика численности населения.

Тульская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. На территории региона сконцентрированы предприятия оборонно-промышленного комплекса, которыми осуществляется разработка и производство продукции военного назначения. Структура экономики акцентирована на обрабатывающих производствах, которые представлены металлургическим и машиностроительным секторами, химической и пищевой промышленностью.

Обоснование рейтинга

Высокий уровень развития экономики региона обусловлен сильными размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,1 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 4,3% выше уровня 2022 года. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+17,1% г/г), строительных работ (+14,1% г/г), оборота розничной торговли (+11,0% г/г), платных услуг населению (+2,2% г/г). За январь-июль 2024 года индекс промышленного производства составил 109,1% к соответствующему периоду прошлого года. По секторам промышленности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства» и «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» наблюдается позитивная динамика +5,7%, +9,1% и +14,0% соответственно. По виду деятельности «водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» отмечено снижение объема производства на 7,2%. По итогам 2024 года регион прогнозирует рост ВРП в сопоставимых ценах на 3,0% к уровню 2023 года до 1,2 трлн рублей, промышленного производства – на 4,7%. По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 9,1% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне 0,7 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2024 года, по расчетам агентства, ВРП на душу населения составит 0,8 млн рублей, что на 8,6% выше уровня 2023 года в действующих ценах.

Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчетный год сложилось на высоком уровне и составило 3,0. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 14,0% к уровню 2022 года и составили 42,3 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 14,2 тыс. рублей. По итогам текущего года регионом прогнозируется рост доходов населения на 0,8% до 42,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 15,5 тыс. рублей.

Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда. В регионе численность населения находится на умеренном уровне и по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1471,1 тыс. человек. При естественной убыли и миграционном приросте наблюдается отрицательная динамика численности, за последние три года убыль населения области составила 2,4%. Уровень безработицы в регионе в 2023 году составил 2,7%, что на 0,9 п. п. ниже, чем в 2022 году. За период май-июль текущего года безработица составила 2,1%. По итогам 2024 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 2,5%.

Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год сложился на уровне 235,1 млрд рублей, что на 1,6% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренном уровне и составило 21,2%, инвестиционная привлекательность региона оценивается также на умеренном уровне. За 1 полугодие 2024 года объем инвестиций составил 89,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше аналогичного периода прошлого года на 7,8%. По итогам 2024 года регион планирует увеличение объёма инвестиции в основной капитал на 8,4% в действующих ценах до 254,8 млрд рублей. На территории области действует особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Узловая», территории опережающего развития «Ефремов» и «Алексин», промышленные площадки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов областного бюджета за отчетный год увеличился на 5,7% и составил 126,2 млрд рублей, что обусловлено увеличением поступлений налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) на 15,9%. По итогам семи месяцев текущего года доходы областного бюджета составили 82,7 млрд рублей, что на 14,7% превышает аналогичное значение прошлого года прежде всего в связи с ростом поступлений по ННД (+17,3%). Наибольший прирост в налоговых доходах наблюдался по НДФЛ (+25,8%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+42,8%). Рост по НДФЛ связан с увеличением численности и фонда оплаты труда работников предприятий оборонно-промышленного комплекса и производства легковых автомобилей, а также уплатой НДФЛ с дивидендов предприятием пищевой промышленности; по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения– увеличением количества плательщиков налога и ростом налогооблагаемой базы. По итогам 2024 года регион ожидает рост ННД на 0,5%, при этом ожидается снижение поступлений по налогу на прибыль организаций на 15,7%, что обусловлено результатами финансово-хозяйственной деятельности крупнейших налогоплательщиков. Межбюджетные трансферты от других бюджетов за семь месяцев текущего года увеличились на 3,7% относительно аналогичного периода прошлого года. При этом снижение показали дотации (-58,7%) и иные межбюджетные трансферты (-38,8%). По итогам 2024 года регионом ожидается снижение межбюджетных трансфертов на 11,0%, в связи с чем снижение доходов областного бюджета составит -1,6% к уровню 2023 года. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 23,4% налоговых доходов, на долю крупнейшего налогоплательщика – 7,6% налоговых доходов.

Расходы регионального бюджета за 2023 год выросли на 3,2% по сравнению с 2022 годом и составили 125,2 млрд рублей. Капитальные расходы за отчетный год снизились на 18,1% и составили 9,5 млрд рублей. Гибкость расходной части бюджета оценивается на умеренно высоком уровне: доля капрасходов в общем объеме расходов за 2023 год составила 7,6%. По итогам семи месяцев текущего года расходы областного бюджета увеличились на 14,1% и составили 74,8 млрд рублей. В структуре расходов преобладала социальная направленность. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах регионального бюджета составил 72,2%, что на 1,6 п. п. превышает долю аналогичного периода прошлого года. В структуре расходов наблюдается снижение расходов на ЖКХ (из-за изменения сроков выполнения контрактов), а также культуру, кинематографию (в связи с завершением строительства ряда объектов и сокращением расходов на реконструкцию) на 11,9% и 9,3% соответственно. По остальным видам расходов наблюдался рост, в том числе наибольший сложился по расходам на средства массовой информации (в 1,8 раза из-за индексации оплаты труда и увеличением расходов на проведение компании «Служи по контракту»), национальную оборону (на 42,1% в связи с частичной мобилизацией), охрану окружающей среды (на 42,1%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (на 27,7% в связи с увеличением расходов госучреждения и расходов на развитие системы биометрической видеоидентификации), образование (на 23,3% из-за увеличения фонда оплаты труда и введения дополнительной меры социальной поддержки). По итогам 2024 года регион ожидает рост расходов областного бюджета на 12,3%, капрасходов на 12,4%, что составит 7,0% от всех расходов бюджета.

По итогам 2023 года региональный бюджет исполнен с профицитом в 1,0 млрд рублей или 0,9% ННД. Исполнение бюджета региона по итогам 2024 года планируется с дефицитом 16,6 млрд рублей или 15,6% от ННД. За вычетом бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК) и остатков денежных средств на счетах, направленных на финансирование дефицита, дефицит составит 8,8% от ННД и будет покрыт за счет кредитов коммерческих банков.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона за 2023 год увеличился на 13,7% за счет привлечения ИБК и специального казначейского кредита (далее – СКК) и составил 22,7 млрд рублей. При этом долговая нагрузка, по расчетам агентства, снизилась на 0,4 п. п. относительно уровня 2022 года и составила 21,5% (без учета ИБК, СКК долговая нагрузка составила 15,1%), что связано с отмеченным ростом ННД. В структуре долга на 01.01.2024 наибольший удельный вес приходился на бюджетные кредиты – 97,4%, доля государственных гарантий составила 2,6%. По итогам 2024 года регионом прогнозируется увеличение долга на 46,2% до 33,1 млрд рублей за счет привлечения банковских кредитов для покрытия прогнозируемого дефицита бюджета, а также привлечения ИБК и увеличения объема гарантийных обязательств. В связи с чем по состоянию на 01.01.2025 изменится структура долговых обязательств: снизится доля бюджетных кредитов до 67,0%, вырастет доля гарантийных обязательств до 12,0%, оставшиеся 21,0% будут составлять банковские кредиты. При этом долговая нагрузка увеличится на 9,8 п. п. до 31,3% (без учета ИБК и СКК – 24,2%), но будет оставаться на комфортном уровне.

Расходы на обслуживание долга в отчетном году увеличились на 10,2% и составили 183,1 млн рублей или 0,2% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года запланирован рост данных расходов более чем в 4 раза до 738,8 рублей или 0,7% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Тульской области был впервые опубликован 20.12.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.03.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Тульской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Тульской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Тульской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"