«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Ульяновской области на уровне ruBBB
Москва, 26 сентября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области на уровне ruBBB, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Ульяновской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, умеренным уровнем демографического развития и рынком труда с ограниченными ресурсами, умеренно низким уровнем инвестиционного климата, а также комфортным уровнем сбалансированности бюджета и долговой нагрузки. Давление на рейтинговую оценку оказывают невысокий уровень доходов населения по отношению к величине прожиточного минимума и инвестиций в основной капитал к ВРП, а также негативная динамика населения. Положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения, доли налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета.
Ульяновская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует почти четверть ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение. Область является одним из первых пилотных регионов Национальной технической инициативы.
Обоснование рейтинга
Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен умеренными размерными характеристиками ВРП и его позитивной динамикой: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 658,5 млрд рублей, что на 5,0% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивная динамика ВРП обусловлена ростом промышленного производства (+15,1% к уровню 2022 года), оборота розничной торговли (+4,5%) и объема платных услуг (+5,3%), а также объема строительных работ (+16,6%). В текущем году положительная динамика экономических показателей сохраняется, за семь месяцев текущего года рост промышленного производства составил 12,1%, оборота розничной торговли – 5,0%, объема платных услуг населению – 3,0%. Увеличение промышленного производства поддерживается обрабатывающим сектором (+13,2%), где наиболее позитивную динамику демонстрируют производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (в 1,5 раза), компьютеров, электронных и оптических изделий (в 1,5 раза), а также производство мебели (в 1,3 раза) и производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (+15,3%). По итогам года регион ожидает роста ВРП на 3,0% в сопоставимых ценах к уровню 2023 года до 718,9 млрд рублей, индекс промышленного производства составит в пределах 108-109%.
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 12,7% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 559,5 тыс. рублей. По итогам 2024 года ВРП на душу населения ожидается в размере 615,4 тыс. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 12,9% и составили 35,8 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) на 3,3% до 12,8 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последние 3 года составило 2,6, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.
Умеренный уровень демографического развития и рынок труда с ограниченными ресурсами. По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1172,8 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 2,8% за счет миграционного оттока и естественной убыли населения. Безработица опустилась до исторически рекордного для региона уровня в 2,8% по итогам 2023 года, за май-июль текущего года показатель сложился на уровне 2,2%, в среднем по году по ожиданиям региона безработица составит также 2,2%. В регионе сложился дефицит кадров, что является одним из ключевых барьеров сейчас для дальнейшего экономического развития.
Инвестиционный климат находится на умеренно низком уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 2,3% в сопоставимых ценах и составил 120,8 млрд рублей. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 18,5%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, инвестиционная привлекательность оценивается агентством как умеренно низкая. За 1 полугодие 2024 года инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах выросли на 29,5% к аналогичному периоду 2023 года, что в том числе обусловлено реализацией проектов, направленных на замещение продукции ушедших иностранных компаний (проект группы «Арнест») и запуском новых крупных инвестиционных проектов, например, производства ветролопастей от компании «Росатом». По итогам текущего года объем инвестиций в основной капитал регионом ожидается в размере 123,6 млрд рублей.
Комфортный уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов бюджета по итогам 2023 года увеличился на 5,8% и составил 93,9 млрд рублей, из которых 75,8% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году увеличились на 20,9%, все ключевые налоги показали рост, за исключением налога на имущество организаций (из-за зачета переплаты на ЕНП). За семь месяцев текущего года ННД выросли еще на 17,2% к аналогичному периоду 2023 года, наибольший рост сложился по НДФЛ (+26,6% на фоне роста заработной платы, в том числе по бюджетному сектору), акцизам (+24,9% за счет индексации акцизных ставок и увеличения объема реализации продукции), УСН (+38,4% за счет роста налогооблагаемой базы), при этом поступления по налогу на прибыль организаций снизились на 4,0%, что обусловлено уменьшением авансовых платежей за 1 квартал 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Диверсификация налоговой базы региона в 2023 году находилась на умеренном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 13,1% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 31,9% налоговых доходов регионального бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2023 году снизились более чем на 20% относительно 2022 года, негативная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов. За семь месяцев текущего года межбюджетные трансферты выросли на 1,4%, позитивная динамика наблюдалась по всем видам трансфертам, за исключением иных межбюджетных трансфертов. По итогам текущего года регион прогнозирует рост доходов бюджета на 5,3% в связи с ростом ННД на 6,9% и межбюджетных трансфертов на 1,7%, в результате чего доля ННД доходах увеличится до 77%.
Объем расходов бюджета за 2023 год составил 97,7 млрд рублей, что на 5,3% выше уровня 2022 года. В структуре преобладала социальная направленность, 58,2% всех расходов было направлено на социальных блок. Капитальные расходы формировали 8,9% всех расходов, что позитивно оценивается с точки зрения гибкости расходной части, однако более чем на половину капитальные расходы финансируются за счет целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что ограничивает возможности их сокращения в случае необходимости. За семь месяцев текущего года расходы выросли на 7,1% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе наиболее позитивная динамика в денежном выражении наблюдалась по расходам на образование (+1,4 млрд рублей в связи с увеличением заработной платы работникам сферы, усилением безопасности школ и детских садов, капитального ремонта школ) и здравоохранение (+1,4 млрд рублей на фоне реализации программы обеспечения государственных гарантий в системе здравоохранения и ростом расходов на лекарственное обеспечение), при этом наиболее существенно снижение наблюдалось по расходам на национальную экономику (-1,8 млрд рублей в связи с ранее реализованными проектами в дорожной деятельности за счет опережающего финансирования). В 2024 году регион ожидает рост расходов на 2,9% к уровню 2023 года, в том числе капитальные расходы вырастут на 21,1%, в результате чего доля последних увеличится до 10,2%.
Исполнение бюджета по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 3,8 млрд рублей или 5,3% от ННД, за вычетом остатков средств на счетах на его финансирование, инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств дефицит составил 0,7 млрд рублей или 1,1% от ННД, который был профинансирован за счет выпуска облигационных займов. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 1,7 млрд рублей или 2,2% от ННД, за вычетом ИБК и остатков средств на счетах, направленных на его финансирование, дефицит бюджета составит 0,2 млрд рублей (0,2% от ННД), который будет покрыт за счет привлечения рыночных займов.
Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. Долг региона на 01.01.2024 составил 50,0 млрд рублей, что на 6,1% выше, чем на 01.01.2023 в связи с привлечением ИБК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств и выпуском облигаций. Долговая нагрузка на фоне роста ННД снизилась до 70,3% (без учета ИБК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств снизилась до 65,0%), что на 9,9 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. По итогам 2024 года регион ожидает рост долга до 51,1 млрд рублей в результате привлечения рыночного долга на финансирование дефицита и ИБК, при этом долговая нагрузка на фоне прогнозируемого увеличения поступлений ННД снизится до 67,1% от ННД (до 63,7% без учета ИБК). Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 54,3% бюджетными кредитами, на 36,6% облигационными займами и на 9,1% банковскими кредитами. По итогам текущего года доля бюджетных кредитов сократиться до 47,8%, а доли банковских кредитов и облигационных займов вырастут до 12,0% и 40,2% соответственно. Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 2,1% от ННД, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года показатель может вырасти до 3,9% от ННД. График погашения обязательств оценивается на умеренном уровне, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.07.2024 составляет порядка 25%, в течение 13–24 месяцев – порядка 18%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Ульяновской области был впервые опубликован 18.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.04.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ульяновской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ульяновской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.