«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Ставропольского края на уровне ruА+

Москва, 10 октября 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ставропольского края на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Ставропольского края (далее – регион, край) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, приемлемым инвестиционном климатом, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и низкий уровень среднедушевых доходов относительный величины прожиточного минимума, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения, соотношения инвестиций в основной капитал к ВРП и умеренно высокая гибкость расходной части.

Ставропольский край – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа. Площадь территории региона составляет 66,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Ставрополь. Край является одним из крупнейших аграрно-промышленных регионов России. Экономика региона хорошо диверсифицирована, ведущими отраслями являются торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре экономики сельского хозяйства преобладает продукция растениеводства. Промышленный комплекс региона представлен добывающим производством, машиностроением и металлообработкой, химическим и нефтехимическим производством, производством пищевых продуктов.

Обоснование рейтинга

Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными параметрами ВРП и его позитивной динамикой: по оценке региона, ВРП в 2023 году вырос в сопоставимых ценах на 4,2% к уровню 2022 года и составил 1,4 трлн рублей. Позитивное влияние на динамику ВРП оказало увеличение промышленного производства (+6,4% к уровню 2022 года), оборота розничной торговли (+14,3%), объема платных услуг населению (+5,1%), объема строительных работ (+14,2%). В текущем году динамика большинства экономических показателей остается позитивной, в том числе за январь-июль промышленное производство выросло на 3,7% (рост поддержан всеми секторами промышленности) к уровню аналогичного периода 2023 года, оборот розничной торговли и объем платных услуг – на 15,2% и 2,3% соответственно, при этом объем строительных работ снизился на 1,7%. По итогам года регионом ожидается роста ВРП на 4,3% к уровню 2023 года в сопоставимых ценах до 1,5 трлн рублей.

ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 15,4% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 477,9 тыс. рублей. По итогам 2024 года ВРП на душу населения ожидается в размере 524,4 тыс. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 6,9% и составили 32,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) на 3,3% до 12,9 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последние 3 года составило 2,5, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2024 года регион ожидает роста доходов населения до 36,2 тыс. рублей, отношение к ВПМ (13,9 тыс. рублей на 2024 год) составит 2,6.

Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 2886,1 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 0,6% за счет естественной убыли населения при наличии миграционного прироста в последние два года. Безработица в регионе опустилась в 2023 году до 3,8%, что на 0,5 п. п. ниже уровня 2022 года, за май-июль текущего года показатель сложился на уровне 3,1%, в среднем по году по ожиданиям региона безработица составит 3,8%.

Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 6,2% в сопоставимых ценах и составил 334,7 млрд рублей. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 24,2%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность оценивается агентством как умеренно низкая. За 1 полугодие 2024 года инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах выросли на 1,6% к аналогичному периоду 2023 года, в структуре инвестиций наиболее значимые потоки были направлены в обрабатывающий сектор (21,9%), транспортировку и хранение (16,3%), а также сельское хозяйство (16,0%). По итогам текущего года объем инвестиций в основной капитал регионом ожидается в размере 377,2 млрд рублей.

Комфортный уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов бюджета по итогам 2023 года увеличился на 2,3% и составил 187,1 млрд рублей, из которых 61,3% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году увеличились на 6,8% к уровню 2022 года (бюджетные назначения перевыполнены на 23%), в том числе все ключевые налоги показали позитивную динамику, за исключением налога на имущество организаций (сократился из-за зачета переплаты на ЕНП). За восемь месяцев текущего года ННД выросли на 11,1% к аналогичному периоду 2023 года, наибольший рост сложился по НДФЛ (+16,9% на фоне роста заработной платы, в том числе по бюджетному сектору) и УСН (+36,5% за счет роста налогооблагаемой базы), при этом поступления по налогу на прибыль организаций снизились на 18,8%, что обусловлено возвратом налога в результате применения инвестиционного налогового вычета крупнейшими налогоплательщиками и проведением зачета сумм переплат.  Диверсификация налоговой базы региона в 2023 году находилась на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 5,1% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 22,9% налоговых доходов регионального бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2023 году снизились на 9,2% относительно 2022 года, негативная динамика обусловлена сокращением поступлений субвенций и иных межбюджетных трансфертов. За восемь месяцев текущего года межбюджетные трансферты сократились на 6,1%, снижение поступлений произошло по всем видам трансфертов, за исключением дотаций. По итогам текущего года регион прогнозирует рост ННД на 1,3% и сокращения межбюджетных трансфертов на 3,2%, в связи с чем доля ННД в доходах увеличится до 63,1%.

Объем расходов бюджета за 2023 год составил 185,4 млрд рублей, что на 9,8% выше уровня 2022 года. В структуре преобладала социальная направленность, 66,0% всех расходов было направлено на социальных блок. Капитальные расходы формировали 11,0% всех расходов и менее чем на половину были профинансированы за счет целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что умеренно позитивно оценивается с точки зрения гибкости расходной части. За восемь месяцев текущего года расходы выросли на 5,6% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе наиболее позитивная динамика в денежном выражении наблюдалась по расходам некоторых отраслей социального блока, включая образование (+2,5 млрд рублей), здравоохранение (+1,6 млрд рублей) и культуру, кинематографию (+1,3 млрд рублей), что прежде всего связано с увеличением заработной платы работников бюджетный сферы. Также значимый рост наблюдался по расходам на ЖКХ (+1,5 млрд рублей) в связи с поддержкой субсидиями организаций на фоне государственного тарифного регулирования и капитального ремонта. При этом расходы на социальную политику сократились (-2,7 млрд рублей) в связи с передачей отдельных полномочий региона в Социальный фонд России. В 2024 году регион ожидает рост расходов на 16,2% к уровню 2023 года, в том числе капитальные расходы вырастут в 1,7 раза в связи с запуском строительства ряда крупных объектов и расходов за счет дорожного фонда, в результате чего доля капрасходов увеличится до 16,0%.

Исполнение бюджета региона в 2021-2023 гг. складывалось с профицитом. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 31,4 млрд рублей или 27,0% от ННД, который будет покрыт остатками средств на счетах, инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК) и банковскими кредитами.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2024 составил 26,9 млрд рублей, что на 9,4% ниже, чем на 01.01.2023 в связи с погашением части облигационных займов и прекращением гарантийных обязательств. Долговая нагрузка снизилась на 4,2 п. п. и составила 23,5% (22,2% без учета ИБК, специальных казначейских кредитов и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств). По итогам 2024 года регион ожидает рост долга до 30,5 млрд рублей в результате привлечения банковских кредитов и ИБК, долговая нагрузка составит 26,2% (21,7% без учета ИБК и специальных казначейских кредитов). Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 80,5% бюджетными кредитами и на 19,5% облигационными займами. По итогам 2024 года доля бюджетных кредитов снизится до 80,1%, доля облигационных займов – до 11,5%, а доля привлеченных банковских кредитов составит 8,4%. Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,5% от ННД, в 2024 году данное соотношение сохранится, что оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Ставропольского края был впервые опубликован 29.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.04.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ставропольского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ставропольского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ставропольскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
X5 Retail Group N.V.
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"