«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Адыгея на уровне ruBBB+
Москва, 11 ноября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Адыгея на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Адыгея (далее – регион, республика) обусловлен умеренными масштабами развития экономики, приемлемым уровнем инвестиционного климата, демографического развития и сбалансированности бюджета, развитым рынком труда и комфортным уровнем долговой нагрузки. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокий уровень ВРП на душу населения, отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума, а также рост численности населения. Давление оказывают низкий уровень численности населения, бюджетной автономии и диверсификации налоговой базы.
Республика Адыгея – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Площадь территории региона составляет 7,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Майкоп. Адыгея не имеет границ с другими субъектами Российской Федерации и находится в пределах территории Краснодарского края. Ключевые направления экономики региона: деятельность по операциям с недвижимым имуществом, сельское и лесное хозяйство, а также оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства. Около 37% территории республики занимают леса, а лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность относятся к крупнейшим отраслям промышленного производства региона. Помимо этого, регион богат значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов: нерудные полезные ископаемые, гравийно-песчаная смесь, известняк, природный песок.
Обоснование рейтинга
Умеренный масштаб развития экономики региона обусловлен низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 231,9 млрд рублей, что на 5,0% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП по итогам отчетного года оказал рост промышленного производства (+7,2% к уровню 2022 года), строительных работ (+21,3%), оборота розничной торговли (+11,6%) и платных услуг населению (+14,2%). Девять месяцев текущего года регион также завершил с ростом промышленного производства (+4,2% г/г, преимущественно за счет роста в обрабатывающей сфере на 4,9% г/г), розничной торговли (+21,4% г/г), платных услуг населению (+16,6% г/г). Кроме того, по данным Краснодарстата прирост продукции сельского хозяйства за 9 месяцев текущего года составил 3,4% (г/г). По итогам текущего года регион ожидает прирост ВРП в сопоставимых ценах на 3,5% до 258,9 млрд рублей, промышленного производства – на 6,5%.
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам отчётного года показатель прирос на 17,4% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, на уровне 0,5 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года значение данного показателя превысит уровень 2023 года на 11,1% в действующих ценах.
Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 16,3% и составили 42,6 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 12,4 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчётный год сложилось на высоком уровне и составило 3,4, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам текущего года регионом прогнозируется рост доходов населения на 20,0% до 51,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,3 тыс. рублей, отношение данных показателей составит 3,8.
Приемлемый уровень демографического развития и развитый рынок труда. Регион имеет низкую численность населения, которая по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчётная дата) составила 500,6 тыс. человек, что на 0,5% выше аналогичной даты предыдущего года. Увеличение численности населения в последние годы формируется за счет миграционного притока, при этом для региона характерна естественная убыль населения. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2023 года составил 4,0%, что на 3,1 п. п. ниже уровня 2022 года. По данным Росстата уровень безработицы за июль-сентябрь 2024 года составил 2,3%. По итогам 2024 года, по прогнозу региона, значение данного показателя не превысит 3,2%.
Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2023 года сложился на уровне 61,6 млрд рублей, что на 22,4% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Положительная динамика поддерживалась реализацией ряда крупных инвестиционных проектов по ключевым видам экономической деятельности: строительство, обрабатывающая промышленность, а также в сфере туризма. По итогам 1 полугодия текущего года объем инвестиций увеличился в 1,7 раза в сопоставимых ценах до 28,5 млрд рублей, чему способствовал прирост инвестиций по крупным и средним предприятиям, а также расширение энергетической инфраструктуры региона. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 24,0%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Инвестиционная привлекательность региона оценивается на умеренно низком уровне. По итогам 2024 года регионом ожидаются инвестиции в основной капитал в объеме 62,2 млрд рублей.
Сбалансированность бюджета находится на приемлемом уровне. Объем доходов бюджета за отчетный год вырос на 25,1% и составил 48,1 млрд рублей в связи с ростом как налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) (+8,5%), так и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (+15,3%). По всем бюджетообразующим налогам сложилась положительная динамика. В связи с опережающим темпом роста межбюджетных трансфертов доля ННД за отчетный год снизилась на 5,7 п. п. и составила 37,6%. За 9 месяцев текущего года ННД приросли на 29,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 15,9 млрд рублей. Наибольший прирост в налоговых доходах наблюдался по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+57,7% из-за увеличения доходов субъектов малого и среднего предпринимательства), НДФЛ (+41,7% в связи с увеличением МРОТ и фонда оплаты труда) и налогу на имущество организаций (+31,8% из-за увеличения налогооблагаемой базы). Доля ННД приросла на 10,8 п. п. относительно аналогичного периода отчётного года и составила 48,0%. Регион характеризуется низкой диверсификацией налоговой базы: по итогам 2023 года доля крупнейшего налогоплательщика составила 25,3% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 35,5% налоговых доходов консолидированного бюджета. Агентство отмечает по-прежнему высокую зависимость республиканского бюджета от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета несмотря на то, что доля их в доходах бюджета региона по итогам 9 месяцев 2024 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом отчётного года на 5,8 п. п. и составила 42,6%. Объем поступлений по межбюджетным трансфертам снизился на 11,5% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 14,1 млрд рублей. Снижение наблюдалось по субсидиям (-24,5% в связи с завершением ряда проектов) и иным межбюджетным трансфертам (-44,5%), при этом увеличились дотации (+15,4% за счет ежегодной индексации) и субвенции (+2,6%). По итогам 2024 года регион прогнозирует снижение доходов регионального бюджета на 9,8% (г/г), что связано с прогнозируемым сокращением межбюджетных трансфертов на 21,0%(г/г) при росте ННД на 8,5% (г/г).
Расходы бюджета приросли по итогам 2023 года на 36,1% и составили 52,2 млрд рублей, из которых 56,0% приходилось на расходы социальной направленности. Доля капрасходов в общем объеме расходов приросла на 2,9 п. п. и сложилась на высоком уровне в 20,5%, однако в среднем за последние три года капитальные расходы почти на 80% были профинансированы за счет целевых трансфертов из федерального бюджета, в связи с чем гибкость расходной части бюджета региона оценивается сдержанно. По итогам девяти месяцев текущего года расходы республиканского бюджета снизились на 7,4% и составили 32,7 млрд рублей. Существенное снижение отмечено по расходам на социальную политику (-1,2 млрд рублей из-за передачи части полномочий Социальному фонду России), национальную экономику (-1,1 млрд рублей из-за снижения расходов на реализацию мероприятий по переселению жителей) и образование (-0,8 млрд рублей в связи с завершением и сдачей в эксплуатацию объектов капстроительства). При этом наибольший прирост сложился по расходам на здравоохранение (+0,2 млрд рублей за счет исполнения по федеральным межбюджетным трансфертам, а также исполнения по расходам на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан (включая региональных льготников)). По итогам текущего года регион прогнозирует снижение расходов на 11,6%, в т.ч. капитальных расходов в 2 раза.
По итогам 2023 года дефицит регионального бюджета составил 4,2 млрд рублей или 23,0% от ННД, который был покрыт за счет бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – СКК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в сумме 2,8 млрд рублей или 13,5% от ННД и будет покрыт за счет ИБК, остатков денежных средств на счетах и иных источников финансирования дефицита бюджета.
Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. На 01.01.2024 долг региона составил 6,2 млрд рублей, что в 1,7 раза выше, чем на 01.01.2023 из-за привлечения ИБК, СКК и кредита на опережающее финансирование расходных обязательств. Долговая нагрузка выросла на 11,7 п. п. и составила 34,2% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 14,1%). По итогам 2024 года регионом прогнозируется снижение долга на 4,9% до 5,9 млрд рублей за счет погашения части бюджетных кредитов. Долговая нагрузка при этом снизится до 28,2% (без учета ИБК и СКК составит 11,6%). Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что на начало отчётного года долговой портфель был представлен на 100% из бюджетных кредитов: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,3% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 1,4%, структура долга не изменится. График погашения обязательств оценивается на высоком уровне, доля долга к погашению в ближайшие 12 месяцев с 01.10.2024 составляет 2,5% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 11,6%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Адыгея был впервые опубликован 24.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.05.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Адыгея, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Адыгея принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Адыгея дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.