«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Хабаровского края на уровне ruА-
Москва, 19 ноября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Хабаровского края на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Хабаровского края (далее – край, регион) обусловлен высоким уровнем развития экономики, приемлемым уровнем инвестиционного климата, умеренно низким уровнем демографического развития, развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, умеренно высоким уровнем сбалансированности бюджета, сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокий ВРП на душу населения, а также умеренно высокий уровень платежеспособности населения. Давление оказывает отрицательная динамика численности населения.
Хабаровский край – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 787,6 тыс. кв. км, административный центр – г. Хабаровск. Около 80 % территории относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Край является транспортно-логистическим центром Дальнего Востока. Ключевыми секторами экономики выступают транспортно-логистический комплекс, торговля, государственное управление, обрабатывающие производства. Основными отраслями обрабатывающей промышленности края являются металлургия, машиностроение, нефтепереработка и производство пищевых продуктов.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен сильными размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,2 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 4,1% выше уровня 2022 года. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал в том числе рост объемов строительства (+33,7 % к уровню 2022 года) и оборота розничной торговли (+4,7%). Промышленное производство в отчетном году сложилось на уровне 2022 года. В рыбопереработке в отчетном году достигнут исторический рекорд: объем добычи (вылова) рыбы и морепродуктов составил 559,2 тыс. тонн или 107,3 % к уровню 2022 года. За 9 месяцев текущего года промышленность региона демонстрирует положительную динамику (+5,4% к аналогичному периоду 2023 года), которая была поддержана увеличением добычи полезных ископаемых (+9,5%) в связи с ростом добычи угля, металлических руд и прочих полезных ископаемых; увеличением производства в обрабатывающем секторе (+6,5%) за счет увеличения производства прочих транспортных средств и оборудования, металлургического производства и производства строительных материалов; деятельности организаций энергетического комплекса (+4,7%). Кроме того, положительная динамика наблюдается в строительном сегменте (+35,1% к 9 месяцам 2023 года) и розничной торговле (+9,6%). По итогам текущего года регионом прогнозируется рост ВРП на 3,0% в сопоставимых ценах при значении 1,4 трлн рублей, промышленного производства – на 4,6%.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 17,2% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне порядка 1,0 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2024 года прогнозируется рост ВРП на душу населения до 1,1 млн рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчетный год сложилось на умеренно высоком уровне и составило 2,9. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 5,8% и составили 55,7 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 19,2 тыс. рублей. По итогам текущего года, регионом прогнозируется рост доходов населения на 8,0% до 60,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 20,0 тыс. рублей, отношение данных показателей составит 3,0.
Умеренно низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. В регионе численность населения находится на умеренно низком уровне и по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1278,1 тыс. человек. Кроме того, наблюдается отрицательная динамика численности, за последние три года убыль населения составила 1,3%. Неблагоприятные тенденции в динамике численности населения края обусловлены естественной убылью и миграционным оттоком. Уровень безработицы в крае в 2023 году составил 2,1%, что на 0,5 п. п. ниже, чем в 2022 году. В среднем за июль-сентябрь 2024 года безработица в регионе сложилась на уровне 1,3%, по итогам года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 2,0%. Низкий уровень безработицы, сложившийся в крае, отражает нехватку кадров и тем самым ограничивает дальнейшее экономическое развитие региона.
Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год вырос по сравнению с 2022 годом на 38,5% в сопоставимых ценах и составил 418,7 млрд рублей. Росту инвестиций в 2023 году способствовали масштабные инвестиционные проекты на месторождении «Малмыжское», модернизация железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, строительство Тихоокеанской железной дороги, порта Эльга и др. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на высоком уровне и составило 28,4%, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренно низкая. За первое полугодие текущего года инвестиции в основной капитал увеличились на 38,4% г/г в сопоставимых ценах, наибольший прирост инвестиций фиксируется в секторе телекоммуникаций, промышленности и транспорте. По итогам 2024 года регионом ожидается увеличение данного показателя на 14,5% в сопоставимых ценах до 519,7 млрд рублей. На территории края действует территория опережающего развития «Хабаровск», способствующая привлечению инвестиций, а также реализуются проекты с использованием механизма дальневосточной концессии.
Сбалансированность бюджета находится на умеренно высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год вырос на 3,3% и составил 165,4 млрд рублей, из которых 76,1% приходились на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). По сравнению с предыдущим годом ННД в 2023 году выросли на 15,6% и составили 125,9 млрд рублей, межбюджетные трансферты из федерального бюджета снизились на 19,5% до 37,4 млрд рублей. Диверсификация налоговой базы оценивается на высоком уровне, по данным региона, на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 6,0% налоговых поступлений в отчетном году, на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 24,5% налоговых доходов бюджета края. За 9 месяцев текущего года доходы бюджета выросли на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе за счет увеличения ННД на 17,4%, при этом межбюджетные трансферты из федерального бюджета сократились на 16,9%. В структуре налоговых доходов наблюдается прирост по всем бюджетообразующим налогам. Наибольшее увеличение сложилось по НДФЛ (+22,6%) за счет увеличения фонда оплаты труда в регионе, а также УСН (+44,1%) в результате увеличения налогооблагаемой базы, а также значительной доплаты налога по итогам 2023 года в связи с несвоевременной уплатой авансовых платежей и налогу на добычу полезных ископаемых (+23,6%), что обусловлено ростом цены на золото и введением с 1 июня 2024 года повышающего коэффициента по налогу в отношении добываемого золота. В структуре межбюджетных трансфертов отрицательная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов за исключением субвенций. По итогам текущего года регионом ожидается рост поступлений по ННД на 11,6%, межбюджетных трансфертов – на 7,8%, в связи с чем доля ННД в общем объеме доходов увеличится до 76,6%.
Расходы краевого бюджета за отчетный год выросли на 1,7% и составили 159,7 млрд рублей. В структуре расходов бюджета региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 61,6% расходов бюджета региона или 98,4 млрд рублей. На долю капитальных расходов, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 9,4% от суммарных расходов бюджета или 15,0 млрд рублей, при этом за последние два года более половины капрасходов произведены за счет целевых средств федерального бюджета, что ограничивает возможности их сокращения в случае необходимости. За 9 месяцев текущего года расходы региона увеличились на 7,0% г/г, в том числе социальные расходы приросли на 8,8%, что в основном обусловлено увеличением фонда оплаты труда работников сферы образования, культуры, физической культуры и спорта. Кроме того, увеличились расходы на национальную экономику (+25,1%) при этом расходы на ЖКХ сократились (-29,3%) в связи с изменением бюджетной классификации. По итогам текущего года регион ожидает рост расходов краевого бюджета на 25,4% до 200,3 млрд рублей, капитальных расходов – в 1,8 раза до 26,6 млрд рублей за счет реализации 70 вновь начинаемых и переходящих объектов капитального строительства. Доля капитальных расходов в структуре расходов регионом ожидается на уровне 13,3%.
Последние три года краевой бюджет исполнялся с профицитом, по итогам 2023 года профицит составил 5,7 млрд рублей или 4,5% от ННД. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в сумме 17,0 млрд рублей или 12,1% от ННД, который будет покрыт за счет остатков средств на счетах и инфраструктурного бюджетного кредита (далее – ИБК).
Сильные позиции по долговой нагрузке. На 01.01.2024 долг региона составил 59,6 млрд рублей, что на 16,9% выше, чем на 01.01.2023, долговая нагрузка при этом приросла незначительно – на 0,5 п. п. и составила 47,4% (без учета ИБК, специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 38,1%), что связано с отмеченным ростом ННД. По итогам 2024 года регионом прогнозируется снижение долга на 3,1% до 57,7 млрд рублей, долговая нагрузка при этом снизится на 6,2 п. п. до 41,1% (без учета ИБК и СКК до 32,8%). Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель состоит на 95,6% из бюджетных кредитов (облигационные займы формировали 4,1%, гарантийные обязательства – 0,3%): расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,5 млрд рублей или 0,4% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 0,5%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Хабаровского края был впервые опубликован 21.06.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 29.05.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Хабаровского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Хабаровского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Хабаровскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.