«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Марий Эл на уровне ruBBB+
Москва, 26 ноября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Марий Эл на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Марий Эл (далее – республика, регион) обусловлен удовлетворительным уровнем развития экономики при низком уровне демографического развития и развитом рынке труда с ограниченными ресурсами, низким уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокое значение ВРП на душу населения, диверсифицированная налоговая база. Давление оказывают низкие уровни значений показателей отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за три последних года, среднедушевых доходов населения к величине прожиточного минимума и отрицательная динамика численности населения.
Республика Марий Эл – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 23,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Йошкар-Ола. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, сельское, лесное хозяйство, оптовая и розничная торговля. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования. В сельском хозяйстве региона ведущее место занимает животноводство, которое имеет в первую очередь молочно-мясную специализацию.
Обоснование рейтинга
Удовлетворительный уровень развития экономики региона обусловлен в том числе низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 290,0 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 4,0% выше уровня 2022 года. Основными драйверами роста региональной экономики по итогам 2023 года стали промышленность, строительство и розничная торговля. Индекс промышленного производства в 2023 году составил 115,7% к уровню 2022 года, объема строительных работ – 121,7%, оборота розничной торговли – 108,8%. За 9 месяцев текущего года промышленность региона демонстрирует более сдержанный рост (+1,5% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе положительную динамику продемонстрировала обрабатывающая промышленность (+1,1%), деятельность организаций по обеспечению электроэнергии, газом и паром; кондиционирование воздуха (+9,1%), деятельность организаций по обеспечению водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (+6,4%), при этом добывающая отрасль демонстрирует снижение (-3,5%). Кроме того, отрицательная динамика наблюдается и в строительном сегменте (-40,4%), что обусловлено снижением инвестирования застройщиками в новые проекты строительства на фоне высокой стоимости кредитных ресурсов, а также сокращением объема введенных в эксплуатацию многоквартирных домов. Несмотря на это, согласно прогнозу социально-экономического развития региона на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, до конца года по данному направлению регион ожидает выйти на уровень не ниже отчетного года. Объем производства продукции сельского хозяйства за январь-сентябрь текущего года увеличился на 1,6%, оборот розничной торговли – на 8,7%. По итогам 2024 года регион прогнозирует рост ВРП в сопоставимых ценах на 3,5% к уровню 2023 года до 318,0 млрд рублей, индекс промышленного производства ожидается на уровне 104,2%.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 11,2% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился в размере 0,4 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2024 года прогнозируется рост ВРП на душу населения до 0,5 млн рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчетный год сложилось на низком уровне и составило 2,4. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 9,0% до 29,7 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 12,7 тыс. рублей. По итогам текущего года, регионом прогнозируется рост доходов населения на 16,6% до 34,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,6 тыс. рублей, отношение данных показателей составит 2,5.
Низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. Численность населения региона находится на низком уровне, по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 669,9 тыс. человек. Кроме того, наблюдается отрицательная динамика численности населения, за последние три года убыль населения составила 1,5%. Неблагоприятные тенденции в динамике численности населения региона обусловлены естественной убылью и миграционным оттоком. Уровень безработицы в регионе в 2023 году составил 3,4%, что на 0,2 п. п. ниже, чем в 2022 году. За июль-сентябрь текущего года среднее значение по данному показателю составило 2,3%, по итогам 2024 года регионом ожидается на уровне 2,8%. Сложившийся дефицит кадров в регионе, является одним из ключевых барьеров для дальнейшего экономического развития.
Инвестиционный климат находится на низком уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год сложился на уровне 52,2 млрд рублей, что на 14,1% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 17,1%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку, инвестиционная привлекательность региона также оценивается как низкая. За первое полугодие текущего года инвестиции в основной капитал приросли на 9,1% г/г в сопоставимых ценах до 20,5 млрд рублей. Наибольший объем инвестиций пришелся на обрабатывающий сектор, сельское хозяйство, профессиональную, научную и техническую деятельность, строительство и транспортировку. По итогам 2024 года регионом ожидается рост инвестиций в основной капитал на 6,0% г/г в сопоставимых ценах при значении 57,3 млрд рублей.
Сбалансированность бюджета характеризуется комфортным уровнем. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год увеличился на 7,1% и составил 57,2 млрд рублей, из которых 53,8% приходились на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). По сравнению с предыдущим годом ННД за 2023 год увеличились на 14,4% и составили 30,8 млрд рублей, межбюджетные трансферты из федерального бюджета приросли на 3,2% до 25,7 млрд рублей. Диверсификация налоговой базы региона оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку, т.к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 21,5% налоговых доходов, на одного крупнейшего налогоплательщика – 3,2% налоговых доходов. За 9 месяцев текущего года доходы бюджета выросли на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе за счет увеличения ННД на 14,4%, межбюджетные трансферты из федерального бюджета приросли на 10,4%. В структуре налоговых доходов наблюдается прирост по всем бюджетообразующим налогам, за исключением налога на прибыль организаций (-2,7%), что обусловлена возвратом переплат по налогу за 2023 год. Наиболее положительная динамика сложилась по НДФЛ (+26,2%) за счет увеличения фонда оплаты труда в регионе, а также УСН (+22,6%) в результате увеличения налогооблагаемой базы. В структуре межбюджетных трансфертов положительна динамика наблюдалась по дотациям (+7,4%) в связи с увеличением объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, по субсидиям (+27,0%) за счет увеличения субсидий на развитие транспортной инфраструктуры, обновление материально-технической базы образовательных организаций, на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности и др., по субвенциям (+2,6%) в связи с увеличением социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан в соответствии с законодательством. По итогам текущего года регионом ожидается рост поступлений по ННД на 4,2%, межбюджетных трансфертов – на 12,4%, в результате чего доля ННД в общем объеме доходов сократится на 2,3 п. п. и составит 51,6%.
Расходы регионального бюджета за 2023 год выросли на 13,7% по сравнению с 2022 годом и составили 58,3 млрд рублей. В структуре расходов преобладала социальная направленность, доля которых за отчетный год составила 53,5%. Гибкость расходной части регионального бюджета оценивается на умеренно негативном уровне: доля капитальных расходов в отчетном году составила 6,3%, при этом за последние три года более половины капрасходов произведены за счет целевых средств федерального бюджета, что ограничивает возможности их сокращения в случае необходимости. За 9 месяцев текущего года расходы региона увеличились на 4,6% относительно аналогичного периода отчетного года, в том числе социальные расходы приросли на 16,4%, что в основном обусловлено увеличением фонда оплаты труда работников сферы образования, культуры, физической культуры и спорта. При этом сократились расходы на национальную экономику (-13,8%), на ЖКХ (-13,3%) и охрану окружающей среды (в 10,9 раза), что связано с завершением мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод в рамках национального проекта «Оздоровление р. Волги». По итогам 2024 года регионом прогнозируется рост расходов бюджета на 9,7%, в том числе капрасходы вырастут в 1,5 раза в связи с увеличением расходов на строительство (реконструкцию) объектов государственной (муниципальной) собственности, софинансируемых за счет средств федерального бюджета в рамках реализации национальных проектов. Доля капитальных расходов в структуре расходов составит 8,6%.
По итогам 2023 года дефицит республиканского бюджета составил 1,0 млрд рублей или 3,3% ННД, который был покрыт за счет инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств. Исполнение бюджета региона по итогам 2024 года планируется с дефицитом в сумме 1,6 млрд рублей или 5,1% от ННД, который будет покрыт за счет остатков средств на счетах и ИБК.
Регион характеризуется низкой долговой нагрузкой. Долг региона за 2023 год увеличился на 22,4% и составил 12,3 млрд рублей. Долговая нагрузка составила, по расчетам агентства, 40,1% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств долговая нагрузка составила 25,3%). По итогам текущего года ожидается снижение долга на 29,4% до 8,7 млрд рублей в связи с погашением облигационного займа, ряда бюджетных кредитов, а также со списанием 2/3 задолженности по бюджетным кредитам. Долговая нагрузка сократится на 12,9 п. п. до 27,2%, в том числе за счет увеличения поступлений ННД (за вычетом ИБК и СКК долговая нагрузка составит 21,6%). В структуре долга на отчетную дату наибольший удельный вес приходился на бюджетные кредиты – 96,0%, на долю облигационных займов – 4,0%. По итогам текущего года долговой портфель региона будет состоять на 100% из бюджетных кредитов. В связи с преобладанием в долговом портфеле бюджетных кредитов, расходы на обслуживание долга в отчетном году находились на низком уровне – 0,4% от ННД, по итогам текущего года ожидается снижение данных расходов до 0,3% от ННД. График погашения обязательств оценивается положительно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2024 составляет 4,7%, в течение 13–24 месяцев – 6,7%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Марий Эл был впервые опубликован 11.07.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 04.06.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Марий Эл, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Марий Эл принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Марий Эл дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.