«Эксперт РА» понизил кредитный рейтинг ООО «Транс-Миссия» до уровня ruB+

Москва, 20 декабря 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «Транс-Миссия» до уровня ruB+, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruBB- со стабильным прогнозом.

Рейтинг кредитоспособности ООО «Транс-Миссия» обусловлен приемлемой оценкой блока бизнес-рисков, высокими показателями маржинальности, высокой долговой нагрузкой при негативной оценке покрытия процентных платежей, умеренно высокой ликвидностью и умеренно высоким уровнем корпоративных рисков. Понижение уровня кредитного рейтинга связано с негативной динамикой уровня процентной нагрузки на фоне высокого уровня процентных ставок в экономике и отсутствия ощутимых предпосылок для качественного изменения показателя в среднесрочной перспективе. Агентство также отмечает ухудшение среднего уровня долговой нагрузки за анализируемые периоды в связи с существенным увеличением долговой нагрузки на финансирование оборотного капитала за 30.09.2023-30.09.2024 при отсутствии сопоставимого эффекта на выручку, EBITDA от проделанных инвестиций. Ранее компания вкладывала средства в таксопарки для стимулирования числа поездок в сервисах «Ситимобил» и «Таксовичкоф», однако эффект от этого оказался более сдержанным, чем прогнозировался компанией.

ООО «Транс-Миссия» (далее - Транс-Миссия, Компания) является ключевым юридическим лицом сервисов такси «Таксовичкоф» и «Ситимобил», который формирует свои доходы за счёт агрегирования заказов физических и юридических лиц с целью передачи их на исполнение партнёрам в лице водителей такси и таксопарков, подключенных к системе Компании. Компания выступает центром формирования доходов и привлечения капитала на развитие сервисов такси. Транс-Миссия является владельцем товарных знаков «Таксовичкоф» и «Ситимобил», абонентом телефонных номеров сервисов и обладателем права пользования программным обеспечением.

Компания является частью группы People&People, объединяющей ряд активов из транспортной отрасли, среди которых основными сегментами являются: «Релиз Лизинг» (лизинг в сфере грузовых и пассажирских перевозок), сервисы «Ситимобил» и «Таксовичкоф» (пассажирские перевозки), «Грузовичкоф» (грузовые перевозки), «Достаевский» (доставка готовой еды), «Автофлот» (малотоннажные грузовые перевозки). Транс-Миссия является ключевым юридическим лицом в сегменте «Ситимобил» и «Таксовичкоф», который включает в себя ряд связанных и дочерних структур, обеспечивающих владение программным обеспечением (дочерняя ООО «Смарткар»), дооснащение и купле-продажу автомобилей (дочерняя ООО «Автоспот») через связанную лизинговую компанию (ООО «Релиз Лизинг»). Между Транс-Миссией и другими компаниями в сегменте «Таксовичкоф и Ситимобил» отсутствуют взаимные поручительства.

Компания не формирует консолидированную отчётность по сегменту «Таксовичкоф и Ситимобил», в связи с чем рейтинговая оценка основывается на индивидуальной РСБУ отчётности Транс-Миссия. Агентство отмечает ограниченность и недостаточную прозрачность подобной отчетности, учитывая взаимосвязь Компании с другими юридическими лицами. Агентство отмечает, что составление в будущем аудированной консолидированной отчетности по стандартам МСФО, а также внедрение в Компании бюджетирования на уровне группы могут значительно повысить уровень ее прозрачности для внешних пользователей.

Обоснование рейтинга

Умеренная оценка блока бизнес-рисков. Рынок агрегаторов такси является сильно концентрированным, на долю топ-3 игроков приходится более 75% всего российского рынка. Конкурентное окружение заметно сократилось за счёт усиления рыночных позиций «Яндекс.Такси», в т.ч. после сделки с Uber, ухода иностранных брендов. В результате этого, отрасль функционирования Компании оценивается как высоко концентрированная. При этом при оценке фактора барьеров для входа агентство отмечает сильный разрыв по доле рынка между Компанией и лидером отрасли.  В кризисные периоды оборот рынка такси снижался в пределах темпов роста экономики, при этом агрегаторы обладают слабой подверженностью риску увеличения затрат таксопарков, поскольку самостоятельно не несут прямых затрат на обслуживание транспортных средств, оплату услуг водителей, пр. Однако агентство отмечает необходимость поддержки таксопарков за счет рассрочки платежей, регулирования ставки комиссии и иных мотивационных мер для удержания базы водителей в сервисе.

После приобретения бренда «Ситимобил» Компанией в 2022 году, рыночные и конкурентные позиции Транс-Миссии заметно усилились, что позволило ей войти в топ-5 крупнейших игроков на рынке. Агентство также отмечает трудоемкость создания и внедрения программного обеспечения на рынок.  Эти факторы оказали позитивное влияние на уровень рейтинга. Продуктовая диверсификация бизнеса оценивается умеренно негативно – выручка Компании за 30.09.2023-30.09.2024 (далее – отчетный период, 30.09.2024 LTM) была сформирована на 88% за счёт предоставление ПО в пользование клиентов. Остальные доходы были сформированы за счёт получения агентского вознаграждения. Агентство отмечает отсутствие риска концентрации активов – Компания обеспечивает резервирование критически важных решений, баз данных и среды разработки с географическим распределением мест хранения данных. На текущий момент ведется резервирование в 2 из 4 основных центрах обработки данных. Также компания осуществляет холодное резервное копирование критических информационных систем.

Высокая долговая нагрузка при низком покрытии процентных платежей. Основной массив долга компании был сформирован в 2022 году в результате сделки по приобретению бренда «Ситимобил» за счёт заёмных средств. Компанией, а также двумя связанными сторонами – ООО «Круиз» (держатель сервиса «Грузовичкоф») и ООО «Автофлот-Столица»– был выбран мезонинный кредит на выкуп товарного знака. По кредитам предусмотрены перекрёстные поручительства между компаниями группы People & People. При расчёте долговой нагрузки Транс-Миссии агентство частично учитывало выданные поручительства по мезонинному кредиту в пользу связанных сторон, учитывая потенциал компаний группы в его самостоятельном обслуживании. В результате этого, по расчётам агентства, скорректированный долг Компании на 30.09.2024 к EBITDA за 30.09.2024 LTM составил 4.0х против более 4.5х годом ранее. Снижение долговой нагрузки обусловлено существенной оптимизацией затрат за счёт высокой степени интеграции бизнеса «Ситимобил» и его приведения к масштабам деятельности компании, перевода инфраструктуры нового сервиса на собственные серверные мощности. Компания активно наращивает инвестиции в оборотный капитал для стимулирования таксопарков и их водителей пользоваться сервисами компании, однако эти меры оказывают сдержанное влияние на увеличение количества поездок в сервисах Транс-Миссия. Агентство ожидает, что при отсутствии иных мер увеличения EBITDA помимо оптимизации затрат уровень показателя долг к EBITDA компании в перспективе 2 лет от 30.09.2024 может находиться на уровне выше 4.0х. В своих расчётах агентство принимало во внимание планы компании по сворачиванию политики инвестирования в оборотный капитал таксопарков для увеличения числа водителей, что позволит сдержать рост долга в будущем. По итогам отчётного периода отношение EBITDA к процентным расходам снизилось до уровня 1.6х по сравнению с 2.6х годом ранее из-за увеличения долга и роста ключевой ставки ЦБ РФ. Агентство ожидает ухудшения показателя процентной нагрузки до 1.3-1.6х в перспективе 2 лет от отчётной даты из-за высокой доли долга с плавающей процентной ставкой (около 88% на отчётную дату) на фоне высокой ставки ЦБ РФ, слабой динамики роста EBITDA.

Умеренно-позитивная оценка ликвидности.  Компании присуща высокая дюрация кредитного портфеля, более 70% долговых обязательств имеют сроки погашения свыше 2 лет от отчётной даты. Однако диверсификация кредиторов низкая – около 76% заёмных средств Компании приходятся на 1 кредитора. В своих расчётах агентство принимало во внимание планы компании по сворачиванию политики инвестирования в оборотный капитал таксопарков для увеличения числа водителей, что поддержит уровень операционных денежных потоков, который был отрицательным последние 2 отчётных периода. Также показатель будет увеличиваться за счёт органичного высвобождения средств из оборотного капитала, по мере погашение дебиторской задолженности со стороны таксопарков. По предварительным данным компании, положительное сальдо операционного денежного потока за октябрь-ноябрь составило около 136 млн руб. против дефицита, который наблюдался по итогам 2 предыдущих отчётных периодов. За 9 месяцев 2024 года дефицит сальдо операционного денежного потока до уплаты процентов оказался в 26-30 раз ниже относительно аналогичных периодов 2023 и 2022 гг. несмотря на инвестиции в оборотный капитал. С учётом существенного улучшения ситуации с операционными денежными потоками агентство ожидает, что операционные денежные потоки покроют потребности компании в погашении краткосрочной задолженности.

Высокая маржинальность. За 30.06.2024 LTM рентабельность по EBITDA Компании составляла около 45% против 23% годом ранее, при бенчмарке для максимальной оценки в 30%. Положительная динамика связана с сокращением избыточных операционных расходов, которые несла компания после покупки «Ситимобил». Агентство не видит фундаментальных предпосылок для сокращения рентабельности бизнеса ниже 30% в перспективе 2 лет от отчётной даты.

Низкий уровень корпоративного управления и транспарентности обусловлен сложной структурой собственности компаний группы People&People и наличием существенных операций со связанными сторонами, которые могут обусловить риск нерепрезентативности индивидуальной отчётности РСБУ Компании Транс-Миссия. При этом агентство позитивно оценивает пересмотр планов компании по перераспределению части своих доходов (агентского вознаграждения) в адрес связанного юридического лица в обмен на пользование серверными мощностями. Этот тип вознаграждения остался за Транс-Миссией, серверные мощности обслуживаются компанией самостоятельно. Агентство негативно оценивает качество риск-менеджмента компании вследствие прецедента по техническому сбою в системах, который привёл к уничтожению большей части информации без возможности восстановления, в частности финансовых данных до 2023 года. Тем не менее, компания провела меры по устранению таких событий и их недопущению в будущем. Агентство также отмечает, что корпоративное управление находится на этапе становления – в Компании отсутствует Совет директоров и Правление. На уровне организации действует инвестиционный комитет, который согласует принятые решения и планы с головной структурой группы People&People.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ООО «Транс-миссия» был впервые опубликован 20.12.2023. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.12.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 21.11.2024) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 17.09.2024 https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Транс-Миссия», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Транс-Миссия» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Транс-Миссия» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО КБ "РУСЬРЕГИОНБАНК"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
Глобалтранс Инвестмент Плс
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"