«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг г. Санкт-Петербурга на уровне ruАAA
Москва, 13 мая 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербурга на уровне ruАAA, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербурга (далее – город, Санкт-Петербург) обусловлен высоким уровнем развития экономики и сбалансированности бюджета, сильным уровнем демографического развития, умеренно сильным уровнем инвестиционного климата, развитым рынком труда и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, а также высокие значения ряда социально-экономических показателей. Давление оказывает низкое значение показателя отношения инвестиций в основной капитал к ВРП за три последних года.
Город Санкт-Петербург – город федерального значения, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Санкт-Петербург является одной из крупнейших агломераций страны и крупнейшим транспортным узлом северо-запада Российской Федерации. Городская экономика акцентирована на оптовой и розничной торговле, помимо которой значимую долю в структуре ВРП занимают также деятельность по операциям с недвижимым имуществом и обрабатывающие производства. Обрабатывающие производства города представлены предприятиями машиностроения, судостроения, чёрной и цветной металлургии, а также предприятиями других подотраслей.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2024 год (далее – отчетный год) составил, по оценке города, 13,5 трлн рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 3,0% г/г. Рост ВРП был поддержан позитивной реальной динамикой промышленности (+10,9%), объема строительных работ (+5,0%), а также оборота розничной торговли (+3,5%) и общественного питания (+34,8). В обрабатывающих производствах, на долю которых приходится 87,3% промышленного выпуска города, индекс производства составил 112,6%. Наибольшие показатели прироста наблюдались в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (в 3,2 раза), электрического оборудования (+16,8%), прочих транспортных средств и оборудования (+25,6%) и прочей неметаллической минеральной продукции (17,3%).
ВРП на душу населения оценивается агентством на высоком уровне. По итогам 2024 года показатель прирос на 23,5% к уровню 2023 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, на уровне 2,4 млн рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2024 году выросли к уровню 2023 года на 20,4% и составили 86,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – на 9,5% до 16,5 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последний отчетный год составило 5,2, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.
Сильный уровень демографического развития и развитый рынок труда. Город имеет высокую численность населения, составившую на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) 5 652,9 тыс. человек, что на 1,0% выше значения аналогичной даты прошлого года. Рост численности населения в городе обусловлен положительным сальдо миграционных потоков, превышающим естественную убыль населения. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2024 года находился на низком уровне и составил 1,5%, что на 0,1 п. п. ниже уровня 2023 года. Кадровые потребности экономики города в определенной степени компенсируются миграционным притоком из прилегающих регионов
Инвестиционный климат находится на умеренно сильном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году вырос по сравнению с 2023 годом на 10,5% в сопоставимых ценах и составил 1 529,5 млрд рублей. В разрезе видов деятельности наибольшие доли в структуре инвестиций пришлись на транспортировку и хранение (23,3%), промышленность (20,0%) и операции с недвижимостью (11,1%). Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 10,8%. Инвестиционная привлекательность города оценивается на высоком уровне.
Высокий уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов городского бюджета по итогам 2024 года увеличился на 17,4% к уровню 2023 года и составил 1,3 трлн рублей, из которых 1,3 трлн (97,0% от доходов) пришлось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). По сравнению с предыдущим годом прирост ННД составил 17,8%. По всем бюджетообразующим налогам сложилась положительная динамика, кроме налога на прибыль организаций (-2,1%). Сокращение объемов поступлений по налогу на прибыль обусловлено негативной динамикой платежей от бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков. Наиболее позитивная динамика наблюдалась по НДФЛ (+27,5% в связи с ростом фонда оплаты труда) и УСН (+33,9% в связи с ростом налоговой базы). Уровень диверсификации налоговой базы города оказывает положительное влияние на оценку: на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2024 году пришлось 9,7% налоговых поступлений городского бюджета, в том числе 2,2% налоговых доходов было получено от крупнейшего налогоплательщика. Межбюджетные трансферты за отчетный год снизились на 5,8% за счет сокращения иных межбюджетных трансфертов в 1,5 раза.
Расходы бюджета города за 2024 год выросли на 19,3% по сравнению с 2023 годом и составили 1,4трлн рублей. Доля расходов социального блока в расходах бюджета составила 55,2%. В абсолютных значениях наибольший прирост в 2024 году был зафиксирован по расходам на национальную экономику (+102,9 млрд рублей), прежде всего, в связи с увеличением финансирования мероприятий в сфере дорожного хозяйства. Из статей социального блока наибольшее увеличение затрат произошло по расходам на образование (+46,4 млрд рублей) из-за роста трат на дошкольное и общее образование и здравоохранение (+41,7 млрд рублей) из-за роста субсидий бюджетным учреждениям и увеличения капитальных вложений в объекты государственной собственности. Город характеризуется высокой долей капитальных расходов в структуре бюджета – в 2024 году на них пришлось 20,2% всех трат.
По итогам 2024 года дефицит городского бюджета составил 52,7 млрд рублей или 4,0% от ННД, который был покрыт за счет остатков средств на счетах и инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК).
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг города на 01.01.2025 составил 72,9 млрд рублей, что на 17,2% ниже его размера на 01.01.2024 в связи с погашением части облигационных займов. Долговая нагрузка за год снизилась относительно уровня прошлогодней отчетной даты на 2,4 п. п. до 5,6% от ННД (без учета ИБК и специальных казначейских кредитов на 2,4 п. п. до 3,3%). Структура долга на 01.01.2025 представлена на 59,9% облигационными займами и на 40,1% бюджетными кредитами. Город характеризуется низким отношением расходов на обслуживание долга к ННД: в 2024 году значение данного показателя составило 0,4%, что позитивно влияет на рейтинговую оценку. Город имеет достаточный запас ликвидности, в т.ч. остатки денежных средств на депозитах в кредитных организациях.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruААА
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг г. Санкт-Петербурга был впервые опубликован 01.12.2023. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 15.11.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Санкт-Петербурга, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Санкт-Петербурга принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Санкт-Петербургу дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.