«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг Хабаровского края до уровня ruА+
Москва, 15 мая 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Хабаровского края до уровня ruА+, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruА- со стабильным прогнозом.
Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой ряда экономических и бюджетных показателей, в том числе ростом платежеспособности населения, поступательным рост бюджетной автономии, снижением долговой нагрузки. В регионе низкий уровень долговой нагрузки и расходов на обслуживание долга. Размерные характеристики экономики находятся на высоком уровне.
Рейтинг кредитоспособности Хабаровского края (далее – край, регион) обусловлен высоким уровнем развития экономики, комфортным уровнем инвестиционного климата, умеренно низким уровнем демографического развития, развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, умеренно высоким уровнем сбалансированности бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокий ВРП на душу населения, а также высокий уровень платежеспособности населения. Давление оказывает отрицательная динамика численности населения.
Хабаровский край – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 787,6 тыс. кв. км, административный центр – г. Хабаровск. Около 80 % территории относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Край является транспортно-логистическим центром Дальнего Востока. Ключевыми секторами экономики выступают транспортно-логистический комплекс, торговля, государственное управление, добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства. Основными отраслями обрабатывающей промышленности края являются металлургия, машиностроение, нефтепереработка и производство пищевых продуктов.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен сильными размерными характеристиками: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,4 трлн рублей, что выше уровня 2023 года на 3,2% в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+5,5% к уровню 2023 года), в том числе увеличение добычи полезных ископаемых (+12,7%)за счет высоких результатов по добыче металлических руд (+14,2%), а такжеобрабатывающих производств (+3,7%). Кроме того, положительная динамика наблюдалась в строительном секторе (+11,8% к 2023 году) и розничной торговле (+9,8%). По итогам 2025 года регион прогнозирует ВРП на уровне 1,5 трлн рублей с ростом к уровню отчетного года на 2,5% в сопоставимых ценах, индекс промышленного производства ожидается на уровне 114,2%.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 12,7% к уровню 2023 года в действующих ценах и сложился на уровне 1,1 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2025 года ВРП на душу населения ожидается на уровне 1,2 млн рублей. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за 2024 год сложилось на высоком уровне и составило 3,3, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Доходы населения в 2024 году выросли на 12,3% и составили 65,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума приросла на 4,0% до 19,9 тыс. рублей. По итогам 2025 года доходы населения регионом прогнозируются с ростом на 11,0% до 72,4 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на уровне 21,6 тыс. рублей, что выше уровня 2024 года на 8,5%. Отношение данных показателей составит 3,3.
Умеренно низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. Численность населения в регионе находится на умеренно низком уровне и по состоянию на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 1273,5 тыс. человек. За последние три года численность населения сократилась на 1,5%, что обусловлено естественной убылью и миграционным оттоком. Безработица в регионе находится на рекордно низком уровне: по итогам 2024 года показатель снизился на 0,5 п. п. относительно 2023 года и составил 1,6%. По итогам 2025 года безработица прогнозируется регионом на уровне 2024 года. Низкий уровень безработицы, сложившийся в крае, отражает нехватку кадров и тем самым ограничивает дальнейшее экономическое развитие региона.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2024 год вырос по сравнению с 2023 годом на 32,5% в сопоставимых ценах и составил 625,6 млрд рублей. Рост инвестиций в 2024 году был обеспечен в основном за счет реализации крупных проектов, таких как: строительство горно-обогатительного комбината на месторождении Малмыжское, строительство частной Тихоокеанской железной дороги и транспортно-перегрузочного комплекса по перевалке угля в морском порту «Эльга», создание кластера металлургической переработки золотосодержащих концентратов, увеличение мощности месторождения «Ургальское» в Верхнебуреинском районе. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на высоком уровне и составило 36,0%, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренно низкая. По итогам 2025 года регионом прогнозируется снижение инвестиций в основной капитал на 15,8% в действующих ценах до 527 млрд рублей, несмотря на это отношение инвестиций в основной капитал к ВРП будет находится на высоком уровне и составит порядка 38% в среднем за 2023-2025 гг. В регионе действует территория опережающего развития «Хабаровск», способствующая привлечению инвестиций, а также реализуются проекты с использованием механизма дальневосточной концессии.
Сбалансированность бюджета находится на умеренно высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год вырос на 14,8% и составил 189,9 млрд рублей, из которых 78,9% приходились на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), что на 2,8 п. п. выше, чем годом ранее. По сравнению с предыдущим годом ННД в 2024 году выросли на 19,0% и составили 149,7 млрд рублей, межбюджетные трансферты из федерального бюджета приросли на 1,4% до 37,9 млрд рублей. В структуре налоговых доходов позитивная динамика наблюдалась по всем бюджетообразующим налогам, наиболее положительная сложилась по налогу на прибыль организаций (+12,1% относительно 2023 года в связи с ростом доходов предприятий горнодобывающего комплекса, строительной отрасли и электроэнергетики), НДФЛ (+22,2% за счет роста фонда оплаты труда и доходов, полученных в виде дивидендов), УСН (в 1,4 раза в результате значительной доплаты налога за 2023 год в связи с неуплатой авансовых платежей (в рамках введения единого налогового счета), а также роста налогооблагаемой базы в 2024 году) и налогу на добычу полезных ископаемых (+34,0%, что обусловлено увеличением средних цен на драгоценные металлы и введением с 1 июня 2024 года повышающего коэффициента по налогу в отношении добываемого золота). В структуре межбюджетных трансфертов отрицательная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов за исключением субсидий, которые увеличились в 1,4 раза в связи с изменением формы предоставления межбюджетных трансфертов. По итогам 2025 года регионом прогнозируется рост доходов на 6,5% до 202,1 млрд рублей, в том числе увеличатся ННД на 6,5%, межбюджетные трансферты – на 8,6%, в результате чего доля ННД останется на уровне 2024 года. Диверсификация налоговой базы оценивается на высоком уровне, по данным региона, на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 3,9% налоговых поступлений в отчетном году, на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 20,4% налоговых доходов бюджета края.
Расходы краевого бюджета за отчетный год выросли на 14,0% г/г и составили 182,1 млрд рублей. В структуре расходов бюджета региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 62,3% расходов бюджета региона или 113,5 млрд рублей. В структуре расходов наибольший прирост наблюдался по расходам на образование (+10,0 млрд рублей) и национальную экономику (+8,9 млрд рублей), при этом сократились расходы на ЖКХ (-5,7 млрд рублей). Увеличение расходов на образование обусловлено в большей степени увеличением расходов на оплату труда, модернизацию школьных систем образования, рост расходов на национальную экономику и снижение расходов на ЖКХ обусловлено изменением бюджетной классификации. На долю капитальных расходов, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 9,2% от суммарных расходов бюджета или 16,7 млрд рублей, за последние три года почти половина капрасходов произведены за счет целевых средств федерального бюджета, что ограничивает возможности их сокращения в случае необходимости. По итогам 2025 года расходы краевого бюджета прогнозируются с ростом на 14,3% г/г до 208,1 млрд рублей, доля капрасходов составит 6,9%.
Последние четыре года краевой бюджет исполнялся с профицитом, по итогам 2024 года профицит составил 7,8 млрд рублей или 5,2% от ННД. По итогам 2025 года исполнение бюджета регионом прогнозируется с дефицитом, который составит 6,0 млрд рублей или 3,7% от ННД. Основными источниками покрытия дефицита будут выступать остатки денежных средств на счетах бюджета и казначейский бюджетный кредит (далее – КИК).
Сильные позиции по долговой нагрузке. На 01.01.2025 долг региона составил 58,3 млрд рублей, что на 2,2% ниже, чем на 01.01.2024 в связи с погашением части бюджетных кредитов и облигационного займа, а также гарантийных обязательств. Долговая нагрузка снизилась на 8,4 п. п. и составила 38,9% (без учета ИБК и специального казначейского кредита (далее – СКК) долговая нагрузка составила 31,2%), что связано в том числе с отмеченным ростом ННД. По итогам 2025 года регионом прогнозируется снижение долга на 10,2% до 52,3 млрд рублей в связи с погашением облигационного займа и списанием части бюджетных кредитов, долговая нагрузка снизится до 32,8% (без учета ИБК, СКК и КИК до 26,0%). Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель состоит на 97,2% из бюджетных кредитов (облигационные займы формировали 2,8%): расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 0,6 млрд рублей или 0,4% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2025 года расходы на обслуживание долга ожидаются на уровне 0,3% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА+
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Хабаровского края был впервые опубликован 21.06.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.11.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Хабаровского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Хабаровского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Хабаровскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.