«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Амурской области на уровне ruА

Москва, 15 мая 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Амурской области на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Амурской области (далее – регион, область) обусловлен высоким уровнем развития экономики и умеренно высоким уровнем инвестиционной привлекательности, умеренно низким уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения, положительное влияние оказывают высокий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года, высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная налоговая база.

Амурская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 361,9 тыс. кв. км, административный центр – г. Благовещенск. Экономика региона является диверсифицированной, к ее ключевым секторам относятся обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых в промышленном секторе, а также строительство. Обрабатывающие производства представлены в значительной степени газохимическим комплексом, добыча полезных ископаемых - преимущественно добычей золота и угля. Существенный вклад строительства в регионе обеспечивается реализацией на территории региона крупных инвестиционных проектов в газовой отрасти, развитием транспортной инфраструктуры и строительством космодрома «Восточный».

Обоснование рейтинга

Высокий уровень экономического развития региона обусловлен в том числе высокими масштабами экономики: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,0 трлн рублей. По данным региона, в 2024 году ключевой вклад в объем ВРП внесли обрабатывающие производства (20,0% в структуре ВРП), строительство (16,0%), транспортировка и хранение (11,0%). ВРП на душу населения также оценивается на высоком уровне, по расчетам агентства показатель в 2024 году составил 1,4 млн рублей.

Среднедушевые денежные доходы населения в 2024 году выросли к уровню 2023 года на 19,0% и составили 64,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) на 4,6% до 17,8 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последние 3 года составило 3,3, что оказало поддержку рейтинговой оценке.  

Умеренно низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 753,0 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 1,4% на фоне естественной и миграционной (за исключением 2024 года) убыли населения. Безработица находится на рекордно низком уровне для региона: по итогам 2024 года безработица составила 1,3%, снизившись на 1,1 п. п. относительно уровня 2023 года. В регионе сложился дефицит кадров, что является одним из ключевых барьеров сейчас для дальнейшего экономического развития.

Инвестиционный климат оценивается на умеренно высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году вырос по сравнению с 2023 годом на 19,1% в сопоставимых ценах и составил 956,1 млрд рублей. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 90,5%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается на умеренном уровне. Высокий уровень инвестиций в регионе в последние годы поддерживается за счет реализации крупных проектов (космодрома «Восточный», модернизацией Восточного полигона Транссиба и БАМа, объектов дорожной и аэропортовой инфраструктур, Амурского газоперерабатывающего завода и газохимического комплекса), в том числе в 2024 году позитивная динамика была поддержана прежде всего инвестициями в газохимическом комплексе.

Сбалансированность регионального бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2024 года составил 111,6 млрд рублей, из которых 79,5% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2024 году выросли на 6,3% к уровню 2023 года. В структуре налоговых доходов наиболее значимая положительная динамика наблюдалась по УСН (+30,2% в связи с ростом налогооблагаемой базы и расширением критериев МСП), НДФЛ (+26,3% в связи с ростом оплаты фонда труда), НДПИ (+27,1% в связи с ростом цены реализации золота и изменением законодательства), негативная – по налогу на прибыль организаций (-21,0%, что преимущественно связано с  поступлениями от КГН, а также от РЖД  на фоне снижения грузопотоков). Диверсификация налоговой базы находится на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика, по данным региона, в 2024 году составила 8,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 31,7% налоговых доходов бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета за 2024 год снизились на 15,7% относительно 2023 года, снижение наблюдалось по дотациям (-37,7%, в основном в связи с сокращением дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности) и иным межбюджетным трансфертам (-70,7% в том числе за счет сокращения трансфертов на дорожную деятельность, реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста), при этом выросли поступления по субсидиям (+8,7%) и субвенциям (+6,1%).

Объем расходов бюджета в 2024 году составил 114,4 млрд рублей, что на 4,5% выше уровня 2023 года. На долю расходов социального характера пришлось 55,0% всех расходов бюджета. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на образование (+3,9 млрд рублей), здравоохранение (+1,2 млрд рублей) и социальную политику (+1,6 млрд рублей). Рост расходов на здравоохранение и образование связан с увеличением МРОТ, ростом заработных плат «указных» категорий, а также частично с увеличением капитальных вложений; позитивная динамика расходов на социальную политику в основном связана с ростом страховых взносов. Наибольшее снижение в структуре расходов сложилось по расходам на национальную экономику (-2,8 млрд рублей, что связано с высокой базой 2023 года, когда было выделено больше средств федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства, в том числе и за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации) и ЖКХ (-1,2 млрд рублей на фоне высокой базы 2023 года, когда был привлечен значительный объем инфраструктурных бюджетных кредитов). Гибкость расходной части бюджета оценивается на высоком уровне: в среднем за последние 3 года на долю капрасходов приходилось 11,3% всех расходов, при этом капитальные расходы бюджета финансируются в основном за счет собственных средств регионально бюджета.

По итогам 2024 года региональный бюджет был исполнен с дефицитом 2,8 млрд рублей или 3,1% от ННД, который профинансирован в основном за счет остатков средств на счетах и инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК).

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. На 01.01.2025 долг региона составил 33,4 млрд рублей, что на 3,6% ниже, чем на 01.01.2024; долговая нагрузка, по оценке агентства, составила 37,7% (31,5% без учета ИБК и специального казначейского кредита). Снижение долга произошло за счет погашения части банковских и бюджетных кредитов. В структуре долга преобладают бюджетные кредиты (78,2%), остальная часть долга – банковские кредиты (15,8%) и облигационные займы (6,0%). Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 1,3% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Амурской области был впервые опубликован 30.05.2024. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.11.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Амурской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Амурской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Амурской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"