«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг Томской области до уровня ruBBB+

Москва, 16 мая 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Томской области до уровня ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruBBB со стабильным прогнозом.

Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой ряда экономических и бюджетных показателей, в том числе, усилением бюджетной автономии, поступательным снижением долговой нагрузки в последние годы и доли краткосрочных долговых обязательств, ростом инвестиций в основной капитал как в абсолютном выражении, так и относительно валового регионального продукта, а также ростом покупательной способности населения и среднедушевых доходов.

Рейтинг кредитоспособности Томской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, приемлемым уровнем демографического развития и развитым рынком труда, низким уровнем инвестиционного климата, а также комфортным уровнем сбалансированности бюджета и долговой нагрузки. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокие значения ВРП на душу населения и низкий уровень безработицы. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и низкий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП.

Томская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Экономика региона является диверсифицированной с упором на добычу полезных ископаемых, на долю которой приходится порядка четверти ВРП. Экономика северных районов области основывается преимущественно на добыче нефти и газа. Население южных районов занято сельским хозяйством, заготовкой и переработкой древесины. Область входит в десятку российских регионов, ведущих интенсивную добычу нефти и газа. На территории области работают дочерние предприятия ПАО «Газпром», а также других крупнейших российских компаний.

Обоснование рейтинга

Умеренно высокий уровень экономического развития региона обусловлен умеренно высокими размерными характеристиками: объём валового регионального продукта за 2024 год (далее — отчётный год), по оценке региона, вырос на 1,7% в сопоставимых ценах к 2023 году и составил 971,5 млрд рублей. Положительная динамика отмечена в таких отраслях, как обрабатывающие производства (+1,0% к 2023 году), включая электронную промышленность, производство компьютеров и машиностроение, энергетика (+1,0%), строительство (+1,0%), розничная торговля (+11,6%), общественное питание (+5,4%), платные услуги населению (+4,5%). Незначительное снижение наблюдалось в сфере добычи полезных ископаемых (-0,4%). По итогам 2025 года регионом прогнозируется рост объёма ВРП до 1,1 млрд рублей, что будет на 1,3% выше уровня 2024 года в сопоставимых ценах.

ВРП на душу населения оценивается агентством на высоком уровне. В отчётном году показатель увеличился на 7,1% по сравнению с 2023 годом в текущих ценах и составил 0,9 млн рублей. По итогам 2025 года значение ожидается на уровне 1,0 млн рублей. В 2024 году среднее отношение среднедушевых денежных доходов (далее — СДД) населения к величине прожиточного минимума за последние три года составило 2,9, что положительно повлияло на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 13,5% по сравнению с 2023 годом и составили 47,2 тыс. рублей, в то время как прожиточный минимум вырос на 4,7% до 15,4 тыс. рублей. Ожидается, что по итогам текущего года темп роста СДД сохранится на том же уровне, а их отношение к прожиточному минимуму, определённому в размере 17,4 тыс. рублей, будет равно приблизительно 3,1.

Приемлемый уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения региона на 01.01.2025 (далее — отчётная дата) составила 1039,7 тыс. человек и за последние три года она сократилась на 2,2% на фоне естественной и миграционной убыли населения. Среднегодовой уровень безработицы снижается последние пять лет: по итогам 2024 года он достиг 3,3%, что на 0,7 п. п. меньше относительно уровня 2023 года. В текущем году среднегодовой уровень безработицы ожидается на уровне 3,6%.

Инвестиционный климат оценивается на низком уровне. Объём инвестиций в основной капитал в 2024 году вырос по сравнению с 2023 годом на 9,9% в сопоставимых ценах и составил 185,1 млрд рублей. Более половины всех капитальных инвестиций в отчётном году было осуществлено в обрабатывающих производствах (+28,4% в сопоставимых ценах к уровню 2023 года) и добыче полезных ископаемых (+27,3%) – прежде всего, средства направлялись на строительство, модернизацию производственных зданий, машин и оборудования и увеличение производственных мощностей. Отношение объёма инвестиций к ВРП за последние три года выросло до 17,0%, что по-прежнему оценивается агентством сдержанно. По итогам 2025 года инвестиции в основной капитал прогнозируются регионом в размере 200,4 млрд рублей.

Сбалансированность регионального бюджета оценивается как комфортная. По итогам отчётного года объём доходов бюджета региона составил 109,2 млрд рублей, из них 71,5% пришёлся на налоговые и неналоговые доходы (ННД). В 2024 году ННД увеличились на 3,7% по сравнению с 2023 годом, при этом основной прирост был обусловлен увеличением поступлений по НДФЛ (+19,2%) вследствие роста фонда оплаты труда работников в различных отраслях и повышения поступлений с дивидендов, а также по акцизам (+13,4%) из-за роста налоговых ставок и объёмов производства налогооблагаемой продукции и УСН (+27,8%) из-за увеличения числа налогоплательщиков. Снижение зафиксировано по налогу на прибыль организаций (-21,9%) вследствие отмены института консолидированной группы налогоплательщиков, а также возврата налога из-за уточнения налоговых деклараций за предыдущие периоды. Диверсификация налоговой базы региона улучшилась: доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах за отчётный год составила, по последним имеющимся данным региона, 6,5%, а десяти крупнейших налогоплательщиков — 25,8%. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в отчётном году выросли на 11,7% по сравнению с 2023 годом, при этом положительная динамика наблюдалась по дотациям (+32,8%) вследствие, прежде всего, увеличения дотаций на повышение зарплат работникам бюджетной сферы, а также субсидиям (+9,5%). По прогнозным данным региона, в текущем году ННД вырастут на 15,2% по сравнению с отчётным годом до 89,9 млрд рублей, а доля ННД в доходах увеличится до 75,2%.

Объём расходов регионального бюджета в 2024 году составил 110,6 млрд рублей, что на 6,4% больше, чем в 2023 году. Расходы социального характера, включающие в себя образование, здравоохранение, культуру, кинематографию, социальную политику, физическую культуру и спорт, заняли 64,3% общего объёма расходов бюджета. Наибольший прирост в абсолютных значениях был зафиксирован в сфере образования (+4,2 млрд рублей) и социальной политики (+0,9 млрд рублей), что преимущественно объяснялось повышением заработной платы работников бюджетной сферы. Снижение расходов наблюдалось в здравоохранении (-2,8%), что связано с завершением строительства крупных объектов, финансирование которых осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета, в том числе хирургического корпуса с поликлиникой для Томского областного онкологического диспансера. Гибкость расходной части бюджета оценивается сдержанно: доля капитальных расходов в общих расходах бюджета, по расчёту агентства, составила порядка 6% за последние три года. Согласно прогнозу региона, в текущем году ожидается увеличение общих расходов бюджета сравнению с 2024 годом на 12,1% до 123,9 млрд рублей, в том числе за счет роста капитальных расходов по строительству и капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства, а также по капитальному ремонту общеобразовательных организаций.

В 2024 году региональный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 1,4 млрд рублей, или 1,8% от ННД. Источниками покрытия дефицита служили остатки средств на счетах, средства, полученные от размещения облигаций, кредиты банков и инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). По итогам текущего года прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в размере 4,4 млрд рублей, что составит 4,9% от ННД. Покрытие дефицита планируется за счёт остатков средств на счетах, сложившихся на начало года, привлечения рыночных заимствований и средств от возврата предоставленных из областного бюджета местным бюджетам бюджетных кредитов.

Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. На отчётную дату объём долга региона составил 49,0 млрд рублей, увеличившись на 1,8% по сравнению с 01.01.2024. Отношение долга на отчётную дату к ННД за 2024 год снизилось до 62,8%, что на 1,2 п. п. меньше уровня предыдущего года. Без учёта ИБК и специальных казначейских кредитов (далее — СКК) показатель долговой нагрузки составил 59,3%. Также в марте этого года была проведена реструктуризация бюджетных кредитов, в результате чего снизилась доля короткого долга, что положительно повлияло на рейтинговую оценку: по состоянию на 01.04.2025 объём долга составил 51,5 млрд рублей, из них 14,5% подлежат погашению на горизонте следующих 12 месяцев и 13,8% — в последующие 12 месяцев.  В структуре долга на отчётную дату 75,9% пришлось на бюджетные кредиты, 23,3% — облигационные займы, и 0,8% — банковские кредиты (погашены в начале текущего года). В 2025 году ожидается увеличение долга до 50,6 млрд рублей за счёт привлечения рыночного долга и бюджетных кредитов. При этом, благодаря прогнозируемому росту ННД, долговая нагрузка снизится до 56,3% от ННД (до 53,2% без учёта ИБК и СКК). Расходы на обслуживание долга региона в 2024 году составили 1,5% от ННД и были оценены агентством положительно. На 2025 год прогнозируется увеличение этого показателя до 2,6% от ННД. Регион располагает достаточным объёмом средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и краткосрочных обязательств благодаря остаткам средств на счетах и доступу к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruBBB+

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Томской области был впервые опубликован 27.07.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.11.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Томской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Томской области принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Томской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"