«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Марий Эл на уровне ruBBB+
Москва, 20 мая 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Марий Эл на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Марий Эл (далее – республика, регион) обусловлен удовлетворительным уровнем развития экономики при низком уровне демографического развития и развитом рынке труда с ограниченными ресурсами, низким уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокое значение ВРП на душу населения, диверсифицированная налоговая база. Давление оказывают низкий уровень отношения инвестиций в основной капитал к ВРП за три последних года, умеренно низкий уровень среднедушевых доходов населения к величине прожиточного минимума и отрицательная динамика численности населения.
Республика Марий Эл – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 23,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Йошкар-Ола. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, сельское, лесное хозяйство, оптовая и розничная торговля. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования. В сельском хозяйстве региона ведущее место занимает животноводство, которое имеет в первую очередь молочно-мясную специализацию.
Обоснование рейтинга
Удовлетворительный уровень развития экономики региона обусловлен в том числе низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 349,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3,5% выше уровня 2023 года. Позитивный вклад в развитие экономики по итогам 2024 года внесли промышленность, сельское хозяйство и розничная торговля. Индекс промышленного производства в 2024 году составил 106,2% к уровню 2023 года, индекс производства сельскохозяйственной продукции – 104,8%, оборот розничной торговли увеличился на 9,0%, при этом объем строительных работ снизился на 38,5%, что обусловлено сокращением объема введенных в эксплуатацию многоквартирных домов, переносом сроков завершения строительства ряда крупных объектов на 2025 год и снижением инвестирования застройщиками в новые проекты строительства в связи с высокой стоимостью кредитных ресурсов.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 15,4% к уровню 2023 года в действующих ценах и сложился в размере 0,5 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года сложилось на умеренно низком уровне и составило 2,4. Среднедушевые денежные доходы населения за 2024 год выросли на 16,6% до 36,2 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 13,6 тыс. рублей.
Низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. Численность населения региона находится на низком уровне, по состоянию на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 666,2 тыс. человек и за последние три года сократилась на 1,5%. Неблагоприятные тенденции в динамике численности населения региона обусловлены естественной убылью и миграционным оттоком. Безработица в регионе находится на рекордно низком уровне: по итогам 2024 году показатель снизился на 1,1 п. п. относительно уровня 2023 года и составил 2,3%. Сложившийся дефицит кадров в регионе, является одним из ключевых барьеров для дальнейшего экономического развития.
Инвестиционный климат находится на низком уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам отчетного год сложился на уровне 54,5 млрд рублей, что ниже уровня предыдущего года на 3,4% в сопоставимых ценах и обусловлено снижением бюджетных инвестиций в связи с завершением 1 этапа реализации национальных проектов. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 16,4%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку, инвестиционная привлекательность региона также оценивается как низкая.
Сбалансированность бюджета характеризуется комфортным уровнем. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год увеличился на 13,1% и составил 64,7 млрд рублей, из которых 55,5% приходились на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), что на 1,6 п. п. выше, чем годом ранее. По сравнению с предыдущим годом ННД за 2024 год увеличились на 16,5% и составили 35,9 млрд рублей, межбюджетные трансферты из федерального бюджета приросли на 10,3% до 28,4 млрд рублей. В структуре налоговых доходов наблюдался прирост по всем бюджетообразующим налогам, наиболее положительная динамика сложилась по НДФЛ (+28,0%) за счет увеличения фонда оплаты труда в регионе, УСН (+26,2%) и налогу на имущество организаций (+12,5%) в результате увеличения налогооблагаемой базы. В структуре межбюджетных трансфертов из федерального бюджета положительная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов за исключением иных межбюджетных трансфертов, которые сократились в 3,1 раза, что связано в основном с изменением формы предоставления трансфертов. Диверсификация налоговой базы региона оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку, т.к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков в 2024 году приходилось 20,2% налоговых доходов, на одного крупнейшего налогоплательщика – 4,2% налоговых доходов.
Расходы регионального бюджета за 2024 год увеличились на 4,8% г/г и составили 61,1 млрд рублей. В структуре расходов преобладала социальная направленность, доля которых за отчетный год приросла на 7,0 п. п. и составила 60,6%, что обусловлено увеличением расходов на образование (+2,4 млрд рублей) и социальную политику (+1,7 млрд рублей), в основном, в связи с ростом фонда оплаты труда работников бюджетной сферы и увеличением расходов на предоставление мер социальной поддержки в связи с индексацией социальных выплат, а также участникам СВО и членам их семей. При этом сократились расходы на национальную экономику (-1,8 млрд рублей) в связи с уменьшением расходов на строительство и ремонт автомобильных дорог, а также на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», ЖКХ (-1,0 млрд рублей) с завершением реализации мероприятий в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и охрану окружающей среды (-0,9 млрд рублей) с завершением мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод в рамках национального проекта «Оздоровление р. Волги». Гибкость расходной части регионального бюджета оценивается на умеренно негативном уровне: доля капитальных расходов в отчетном году составила 6,8%, при этом за последние три года почти половина капрасходов произведены за счет целевых средств федерального бюджета, что ограничивает возможности их сокращения в случае необходимости.
По итогам 2024 года республиканский бюджет был исполнен с профицитом, который составил 3,7 млрд рублей или 10,2% от ННД.
Регион характеризуется низкой долговой нагрузкой. Долг региона на отчетную дату сократился в 1,3 раза относительно 01.01.2024 и составил 8,8 млрд рублей в связи с погашением облигационного займа и части бюджетных кредитов. Долговая нагрузка составила, по расчетам агентства, 24,5% (без учета инфраструктурных бюджетных кредитов и специального казначейского кредита долговая нагрузка составила 19,3%). Долговой портфель на 01.01.2025 состоял на 100% из бюджетных кредитов. В связи с преобладанием бюджетных кредитов в долговом портфеле, расходы на обслуживание долга в отчетном году находились на низком уровне – 0,2% от ННД, что оценивается позитивно. График погашения обязательств оценивается положительно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2025 составляет 6,7%, в течение 13–24 месяцев – 6,9%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruВВВ+
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Марий Эл был впервые опубликован 11.07.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 26.11.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Марий Эл, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Марий Эл принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Марий Эл дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.