«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Карелия на уровне ruВВВ-

Москва, 31 июля 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Карелия на уровне ruВВВ-, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Республики Карелия (далее – регион, республика) обусловлен умеренным уровнем развития экономики при ограниченном уровне демографического развития и развитом рынке труда, комфортным уровнем инвестиционного климата, а также умеренно высоким уровнем сбалансированности бюджета и комфортным уровнем долговой нагрузки. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывает высокий показатель ВРП на душу населения и диверсифицированная экономика. Давление оказывает низкая численность населения и ее негативная динамика.

Республика Карелия – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь территории региона составляет 180,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Петрозаводск. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых (доля которой по итогам 2024 года, по оценке региона, составила порядка 18,5%), обрабатывающие производства, транспортировку и хранение. В структуре обрабатывающего производства преобладает лесопромышленный комплекс, пищевая промышленность, металлургический комплекс, производство машин, транспортных средств и оборудования. Республика обладает значительными запасами лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Природные ресурсы региона составляют основу ее инвестиционного потенциала.

Обоснование рейтинга

Умеренный уровень развития экономики региона обусловлен в том числе невысокими размерными характеристиками ВРП и его сдержанной динамикой: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 462,0 млрд рублей, что соответствует уровню 2023 года в сопоставимых ценах. Негативное влияние на динамику ВРП оказало снижение промышленного производства (-0,7% к уровню 2023 года), объема строительных работ (-38,1%) и продукции сельского хозяйства (-2,9%). В структуре промышленного производства снижение показал обрабатывающий сектор (-2,8%) и сектор водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов (-18,5%). Обрабатывающие производства показали снижение на фоне негативных тенденции в деревообрабатывающей сфере. В текущем году негативные тенденции в промышленности сохраняются, за январь-май объем промышленного производства снизился на 3,3% к аналогичному периоду 2024 года в сопоставимых ценах (в том числе в обрабатывающем секторе снижение на 7,9%), при этом более позитивная динамика в строительном секторе (+26,8%), розничной торговле (+3,9%), платных услугах населению (+0,7%). По итогам года регион прогнозирует ВРП с небольшим ростом (+1,0% к уровню 2024 года в сопоставимых ценах) до 490,0 млрд рублей. Вместе с тем, значительная часть промышленного производства региона сконцентрирована в моногородах, что свидетельствует о социальных рисках в регионе и оказывает негативное влияние на рейтинговую оценку. 

ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2024 года показатель прирос на 7,3% к уровню 2023 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 886,1 тыс. рублей. По итогам 2025 года показатель составит 947,8 тыс. рублей (+7,0% к уровню 2024 года в действующих ценах).

Среднедушевые денежные доходы населения в 2024 году выросли к уровню 2023 года на 17,3% и составили 62,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) выросла на 4,5% до 18,7 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последние 3 года составило 3,0, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.  По итогам 2025 года среднедушевые денежные доходы населения составят 68,5 тыс. рублей при ВПМ 19,7 тыс. рублей.

Ограниченный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  Численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 519,0 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 2,5% прежде всего за счет естественной убыли населения. Безработица в регионе находится близко к оптимальному уровню: показатель по 2024 году составил 4,1%, при этом по итогам 2025 года безработица может опуститься до 3,2%.

Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году снизился в сопоставимых ценах на 7,1% к уровню 2023 года и составил 103,6 млрд рублей. За последние 3 года отношение инвестиций в основной капитал к ВРП находилось на умеренно высоком уровне (23,3%), инвестиционная привлекательность оценивается агентством как высокая. В 1 квартале 2025 года инвестиции в основной капитал выросли на 55,4% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2024 года, наибольший прирост наблюдался в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. По итогам 2025 года регион ожидает объем инвестиций не менее 105 млрд рублей.

Умеренно высокий уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2024 года составил 78,4 млрд рублей, что незначительно выше уровня 2023 года (78,2 млрд рублей), при этом налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) выросли на 9,9% (доля ННД в доходах выросла с 57,1% до 62,6%), а межбюджетные трансферты из федерального бюджета снизились на 8,3%. В структуре налоговых доходов наиболее позитивную динамику показали НДФЛ (+23,0%) и УСН (+24,0%), при этом снижение наблюдалось по НДПИ (-7,9% на фоне доначислений налога в 2023 году за прошлые периоды в связи с изменениями порядка налогообложения). За 6 месяцев текущего года ННД снизились на 6,9%, в том числе налог на прибыль организаций снизился на 43,6% (в связи с инвестиционным налоговым вычетом и возвратами по отдельным крупным проектам), акцизы на 25,0% (в связи с сокращением дополнительных нормативов отчислений в бюджеты субъектов РФ по акцизам на нефтепродукты), НДПИ на 10,2%, при этом выросли НДФЛ (+17,1%) и налог на имущество организаций (+21,2%). Межбюджетные трансферты за 6 месяцев снизились на 5,1%, в том числе сократились поступления по субсидиям (-6,5%), дотациям (-8,0%), при росте субвенций (+4,7%) и иных межбюджетных трансфертов (+10,6%). По итогам 2025 года доходы бюджета вырастут на 1,0%, в том числе ННД на 9,9% и их доля в доходах увеличится до 68,1%.

Диверсификация налоговой базы региона в 2024 году находилась на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 9,1% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 19,3% налоговых доходов консолидированного бюджета региона.

Объем расходов бюджета по данным региона в 2024 году составил 77,0 млрд рублей, что на 6,5% ниже уровня 2023 года. В структуре расходов в наибольшей мере в денежном выражении снизились расходы на ЖКХ (-2,6 млрд рублей), образование (-1,7 млрд рублей) и социальную политику (-1,1 млрд рублей). По итогам года вклад расходов социального характера составил 61,4%. Объем капитальных расходов в 2024 году также сократился, при этом их вклад в структуре расходов  остался значимым и составил 12,4% (при 18,8% в 2023 году), однако в среднем за последние 3 года капрасходы более чем на 70% были профинансированы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что ограничивает гибкость расходной части бюджета. За 6 месяцев 2025 года расходы выросли на 14,4%, наибольший прирост в денежном выражении наблюдался по расходам на национальную экономику (+2,1 млрд рублей, рост за счет средств федерального бюджета, направленных на ремонт региональной сети автомобильных дорог) и социальную политику (+1,4 млрд рублей в связи с увеличением объема субвенции бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и осуществлением отдельных единовременных выплат).  По итогам 2025 года расходы бюджета запланированы в размере 80,3 млрд рублей, из них 6,9 млрд рублей (8,5%) расходы капитального характера.

По итогам 2024 года региональный бюджет исполнен с профицитом, который составил 1,5 млрд рублей или 3,0% от ННД. В 2025 году ожидается дефицит бюджета 1,0 млрд рублей или 1,9% от ННД, за вычетом казначейских инфраструктурных кредитов (далее – КИК) дефицит составит 0,7 млрд рублей или 1,2% от ННД и будет покрыт банковскими кредитами.

Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. Долг региона на 01.01.2025 составил 29,6 млрд рублей, что на 9,3% ниже его размера на 01.01.2024 в связи с погашением части банковских и бюджетных кредитов. Долговая нагрузка составила 60,4% (56,5% за исключением инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИКБ) и специальных казначейских кредитов (далее – СКК)). В структуре долга по-прежнему преобладают бюджетные кредиты (67,9%), остальная часть – банковские займы (32,1%). На 01.01.2026 долг прогнозируется регионом в размере 30,0 млрд рублей (+1,2% к уровню долга на 01.01.2025), рост произойдет за счет привлечения банковских кредитов на финансирование дефицита, долговая нагрузка на фоне ожидаемого роста ННД снизится до 55,6% (51,6% за вычетом ИБК, СКК и КИК). В структуре долга доля бюджетных кредитов снизится до 55,0%, доля банковских кредитов вырастет до 45,0%. Регион имеет невысокие расходы по обслуживанию долга, по итогам 2024 года они составили 1,4% от ННД, при этом в 2025 году расходы на обслуживание долга увеличатся и составят порядка 4% от ННД.  Регион также имеет умеренные риски рефинансирования дога: доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2025 составляет порядка 22%, в течение 13–24 месяцев (следующих 12 месяцев) региону предстоит погасить порядка 6%. Ликвидность оценивается позитивно: регион имеет остатки средств на счетах, а также доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruBBB-

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Карелия был впервые опубликован 31.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 10.02.2025.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Карелия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Карелия принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Карелия дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"