«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Башкортостан на уровне ruАА+

Москва, 11 сентября 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан на уровне ruАА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан (далее – республика, регион) обусловлен высоким уровнем развития экономики, умеренно высоким уровнем демографического развития и инвестиционного климата, развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокие показатели ВРП, ВРП на душу населения, отношения среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму и отношения инвестиций в основной капитал к ВРП. Давление оказывает отрицательная динамика численности населения и зависимость от крупнейшего налогоплательщика.

Республика Башкортостан – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Республика – один из старейших нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающие производства и торговлю. Обрабатывающая промышленность в регионе формирует более четверти валового регионального продукта. В обрабатывающих производствах преобладает деятельность по производству нефтепродуктов. В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающийся переработкой нефтяного сырья, производством автомобильных бензинов и дизельного топлива. Регион входит в 10 регионов-лидеров по добыче нефти. Кроме того, республика является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции в России. Большая часть сельскохозяйственной продукции в Башкирии создается в животноводстве.

Высокий уровень развития экономики региона обусловлен крупными размерными характеристиками экономики: объём ВРП за 2024 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 2,8 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 4,7% выше уровня предыдущего года. Основой роста стали ключевые отрасли экономики, включая промышленное производство (+5,4% к уровню 2023 года), в особенности, обрабатывающие производства (+8,1%), строительный сектор (+8,2%), розничная торговля (+12,3%), платные услуги населению (+4,7%). За январь-июль 2025-го индекс промышленного производства сложился на уровне 96,6% к аналогичному периоду 2024 года, в частности, обрабатывающих отраслей – 96,3%, что обусловлено высокой базой предыдущего года. Положительная динамика отмечена в торговле (+4,6% к аналогичному периоду 2024 года), платных услугах населению (+4,5%) и сельском хозяйстве (+3,3%); добыча полезных ископаемых сохраняется на прошлогоднем уровне. По оценке региона, объём ВРП по итогам 2025 года увеличится на 3,6% в сопоставимых ценах к отчётному году до 3,0 трлн рублей. ВРП на душу населения оценивается агентством на высоком уровне. В 2024 году его значение составило, по расчётам агентства, 688,7 тыс. рублей, что на 14,0% выше уровня 2023 года в действующих ценах. Среднедушевые денежные доходы населения (далее – СДД) в отчётном году выросли на 17,3% к уровню 2023 года и составили 46,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – на 8,7% до 13,8 тыс. рублей. Отношение СДД к ВПМ за последний отчётный год составило 3,4, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. За первое полугодие СДД выросли на 15% относительно аналогичного периода прошлого года; по итогам года регион ожидает сохранения сложившегося темпа роста, а отношение СДД к ВПМ также составит порядка 3,4.

Умеренно сильный уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами.  Численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчётная дата) составила 4042,4 тыс. человек, за последние три года снизившись на 1,2% за счёт естественной и миграционной убыли населения. Ситуация на рынке труда характеризуется низкой безработицей: по итогам 2024 года её уровень составил 1,8%, а за май-июль 2025-го – 1,6%, что свидетельствует о нехватке трудовых ресурсов и может ограничивать дальнейшее экономическое развитие региона. По итогам текущего года уровень безработицы, по оценке региона, составит 2,0%.

Инвестиционный климат находится на умеренно высоком уровне. Объём инвестиций в основной капитал в отчётном году увеличился по сравнению с 2023 годом на 9,7% в сопоставимых ценах и составил 783,8 млрд рублей. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 26,1%, что оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренная. В первом полугодии текущего года объём инвестиций сократился на 7,0% в сопоставимых ценах относительно сопоставимого периода прошлого года, составив 270,4 млрд рублей. Снижение по полугодию преимущественно объясняется завершением строительства участков федеральных трасс М-7 и М-12 в 2024 году. На территории области действует особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алга», территории опережающего развития, технопарки и индустриальные парки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. На ближайшие годы запланированы инвестиционные проекты по модернизации производственных мощностей предприятий обрабатывающих отраслей, а также расширение территории ОЭЗ для создания российско-белорусского инвестиционного кластера в его границах. Объём инвестиций в основной капитал на текущий год прогнозируется регионом на уровне 794,3 млрд рублей.          

Умеренно высокий уровень сбалансированности бюджета. Доходы регионального бюджета за отчётный год составили 299,8 млрд рублей, увеличившись на 5,8% относительно 2023 года вследствие роста налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) на 11,3%. При этом доля ННД в общих доходах составила 74,8%, что на 3,7 п. п. выше, чем годом ранее. За январь-июль 2025-го ННД выросли на 4,5% относительно аналогичного периода прошлого года. При этом наблюдалась разнонаправленная динамика поступлений бюджетообразующих налогов: наибольший рост был отмечен по акцизам (+27,7% вследствие роста налоговой базы по нефтепродуктам и увеличения объёмов реализации и индексации ставки по алкогольной продукции) и НДФЛ (+13,2% вследствие роста фонда оплаты труда), а уменьшение – по налогу на прибыль организаций (-8,0% вследствие снижения финансовых результатов прибыльных предприятий республики в отраслях добычи полезных ископаемых – нефти и природного газа, производства кокса и нефтепродуктов, а также в финансовой и страховой деятельности). Межбюджетные трансферты за 2024 год уменьшились на 7,8% относительно 2023 года и составили 73,9 млрд рублей вследствие снижения поступлений по субсидиям и иным межбюджетным трансфертам. За семь месяцев 2025 года объём безвозмездных поступлений от вышестоящего бюджета увеличился на 20,6% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года; рост наблюдался по всем видам поступлений кроме субвенций, при этом их значительная часть относилась к сфере образования, здравоохранения, созданию и модернизации коммунальной, дорожной инфраструктуры в городской и сельской местности, цифровизации экономики.  По итогам года регион прогнозирует рост доходов бюджета на 12,6% к уровню 2024 года до 337,6 млрд рублей, межбюджетных трансфертов – на 10,2% до 81,5 млрд рублей, ННД – на 14,2% до 256,0 млрд рублей, а их доля в общих доходах составит 75,8%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно низком уровне: в отчётном году на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось более 15% налоговых доходов, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков – 31,2% налоговых доходов консолидированного бюджета региона.

Расходы бюджета в отчётном году составили 317,9 млрд рублей, что на 5,7% выше уровня 2023 года. Наиболее существенное увеличение произошло по расходам на образование и социальную политику, а на долю расходов социального характера пришлось две трети всех расходов бюджета.  За январь-июль текущего года объём расходов сложился на уровне 175,6 млрд рублей, что на 5,6% выше, чем за соответствующий период 2024 года. Наибольший прирост наблюдался по расходам на социальную политику (+34,0% в связи с предоставлением мер социальной поддержки участникам СВО и членам их семей), образование (+8,4% в результате роста расходов на заработные платы, а также мероприятий по капремонту и укреплению материальной базы образовательных организаций) и здравоохранение (+11,3% вследствие увеличения расходов на реконструкцию, строительство объектов здравоохранения и лекарственное обеспечение). Вместе с этим, за рассматриваемый период снизились расходы на национальную экономику (-16,0%, в основном в связи с сокращением трансфертов из федерального бюджета на господдержку сельского хозяйства, туризма, транспорта и ряда других направлений) и ЖКХ (-39,7% в результате снижения расходов на мероприятия господдержки капитального ремонта МКД, благоустройства территорий, а также завершения работ в рамках регионального проекта по водоснабжению). Объём капитальных расходов в 2024 году снизился на 5,8% по сравнению с 2023 годом до 38,8 млрд рублей, их доля в структуре расходов составила 12,2% совокупных расходов бюджета, при этом большая часть капрасходов была профинансирована за счет собственных средств регионального бюджета. По прогнозу региона, в этом году расходы региона вырастут на 9,3% и составят 347,4 млрд рублей, при этом объём капрасходов увеличится до 41,3 млрд рублей, а их удельный вес снизится до 11,9%.

В отчётном году региональный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 18,1 млрд рублей или 8,1% от ННД, который был покрыт за счёт остатков средств на счетах, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК) и коммерческих заимствований.  Исполнение бюджета в текущем году прогнозируется с дефицитом в размере 9,8 млрд рублей или 3,8% ННД. За вычетом остатков денежных средств на счетах, направляемых на погашение дефицита, и казначейских инфраструктурных кредитов (далее – КИК) дефицит бюджета составит 2,9% ННД и будет покрыт за счёт банковских кредитов, облигационных займов и иных источников.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2025 составил 67,3 млрд рублей, увеличившись на 14,6% в связи с привлечением ИБК и банковских кредитов. Долговая нагрузка за отчётный год, по расчётам агентства, приросла на 0,9 п. п. вследствие роста ННД и составила 30,0% (без учета ИБК и специального казначейского кредита – 20,0%). В структуре долга наибольшую долю занимали бюджетные кредиты – 52,2%, а облигации, банковские кредиты и госгарантии имели доли в 25,3%, 11,1% и 11,4% соответственно. Ожидаемый объём долга на конец текущего года увеличится до 71,6 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизится до 28,0% вследствие роста ННД, а без учёта ИБК, КИК и специальных казначейских кредитов – до 19,1%. Эффективное управление долгом, а также преобладание в структуре долга бюджетных кредитов обусловило низкий уровень расходов на его обслуживание (в 2024 году – 1,0% ННД), что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам года республика прогнозирует увеличение данных расходов до 1,7% ННД. Регион имеет достаточный объём средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruАА+

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Башкортостан был впервые опубликован 20.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.03.2025.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 27.08.2025).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Башкортостан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Башкортостан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Последние обновления

Все компании
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "РСХБ-СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"