«Эксперт РА» присвоил рейтинг ESG ППК «Российский экологический оператор» на уровне ESG-АА-
Москва, 12 сентября 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг ESG публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» (далее – ППК РЭО, Компания) на уровне ESG-АА-, что означает очень высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений. Прогноз по рейтингу – стабильный.
ППК РЭО – компания, учредителем которой является Российская Федерация1, создана в 2019 году по Указу Президента Российской Федерации № 8 от 14.01.2019 с целью формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, с отходами, пригодными для дальнейшей утилизации (вторичными ресурсами), обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов и изделий, использования таких отходов для изготовления новой продукции и получения энергии, в целях ресурсосбережения и обеспечения эксплуатации информационных систем в области охраны окружающей среды. Деятельность ППК РЭО направлена на реализацию мероприятий в рамках национального проекта «Экологическое благополучие»2, которые Компания осуществляет через механизм федеральных проектов. К 2024 году в созданной ППК РЭО Федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов ФГИС УТКО собрана информация о состоянии отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), включая данные о более 30 млн договоров, более 34 млн адресных источников образования ТКО, более 1,1 млн адресных мест накопления ТКО.
Обоснование рейтинга
Блок E (Environmental, Окружающая среда) оказывает позитивное влияние
Формирующийся уровень реализации климатической политики. В результате основной деятельности ППК РЭО не образуются прямые выбросы парниковых газов (далее – ПГ), а косвенные выбросы образуются от потребления электрической и тепловой энергии. Компанией произведен расчет выбросов ПГ по Охвату 2 за период 2022-2024 гг. За 2024 год объем выбросов ПГ незначительно увеличился на 4,4% до 430,1 тонн CO2-экв., удельные выбросы в расчете на одного сотрудника увеличились на 9% до 1,4 тонны CO2-экв./сотр. ППК РЭО сформированы методические подходы для последующей оценки и создания системы сбора информации о выбросах ПГ по финансируемым активам. Агентство положительно отмечает намерения Компании по декарбонизации курируемой отрасли и методического обеспечения климатической повестки в целях сокращения выбросов ПГ. В Стратегию развития Компании включен ключевой показатель по формированию системы обращения с ТКО с низким уровнем выбросов ПГ.
Высокая степень внедрения принципов «зеленого» офиса. С целью снижения негативного воздействия ППК РЭО разработан Стандарт «Зелёный офис», требования которого направлены на экономию природных ресурсов, используемых в содержании/эксплуатации офиса, создание экосистемы/микроклимата благоприятных для сотрудников, внедрение экологической инфраструктуры. Офисная техника характеризируется высокими классами энергоэффективности. Весь документооборот в Компании осуществляется в электронном виде. Внедрена система раздельного сбора отходов – установлены фандоматы для пластика, алюминия и текстиля, организован сбор батареек, бумаги и пластиковых крышек.
Сильная практика ответственного финансирования (экологические аспекты). ППК РЭО оказывает финансовые меры поддержки инвестиционным проектам в сфере обращения с отходами. В 2024 году Наблюдательным советом была актуализирована Политика зеленого финансирования. В настоящее время в ППК РЭО процесс принятия решений о поддержке проектов осуществляется с учётом положений национальной таксономии3. В 2021-2022 гг. за счет субсидии, предоставленной в ППК «РЭО» по Постановлению Правительства от 20.12.2019 № 1727, было профинансировано 6 инвестиционных проектов на сумму 8,24 млрд рублей. В 2023-2024 гг. за счет средств, полученных от размещения облигаций ППК «РЭО», и в рамках субсидии, предоставленной ППК «РЭО» по Постановлению Правительства от 17.07.2019 № 906, было предоставлено льготное заемное финансирование по 14 инвестиционным проектам на сумму 51,4 млрд рублей.
Реализация указанных проектов обеспечит повышение доли обработки и утилизации ТКО в соответствии с установленными к 2030 году показателями федерального проекта «Экономика замкнутого цикла»: сортировка 100% объема ежегодно образуемых ТКО, захоронение не более чем 50% ТКО и вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25% отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья.
Блок S (Общество) оказывает умеренно позитивное влияние
Приемлемый уровень оплаты труда. Средняя заработная плата на одного сотрудника в месяц в 2024 году установлена в соответствии с Постановлением Правительства от 17.07.2019 № 906 и превышает уровень средней заработной платы по отрасли в регионе осуществления основной деятельности – г. Москва4. Положением о системе оплаты труда и материальном стимулировании работников предусмотрены ежемесячные и годовые премии. Не реже 1 раза в год происходит повышение размеров должностных окладов путем соответствующих изменений в штатное расписание. Ограничивает оценку фактора отсутствие статистики по периодичности и размеру индексации, а также превышение средней заработной платы сотрудников компании на управляющих должностях к медианной заработной плате.
Условия труда, отражающие специфику организационно-правовой формы. В связи с тем, что ППК РЭО является некоммерческой организацией, финансируемой за счет федерального бюджета, использование денежных средств на нужды вне статей расхода невозможно. В связи с этим не предусмотрено предоставление медицинских услуг за счёт компании и социальные программы для сотрудников и членов их семей. В качестве меры социальной поддержки Положением о системе оплаты труда и материальном стимулировании работников предусмотрена выплата материальной помощи к отпуску. Доля сотрудников, прошедших обучение за счет Компании, в 2024 году составила 5,7%. Агентство отмечает, что сотрудники ППК РЭО участвуют в формировании образовательных программ в сфере экономики замкнутого цикла. ППК РЭО в 2021 году создано новое образовательное направление через механизм Консорциума по научно-методологическому обеспечению перехода к экономике замкнутого цикла совместно с ведущими образовательными и научными организациями в области обращения с отходами и представителями реального сектора экономики.
Низкая текучесть кадров. Уровень текучести кадров в 2024 году составил 22,78%, что на 3,85 п.п. выше уровня прошлого года.
Высокий уровень взаимодействие с обществом. Расходы ППК РЭО на социальные проекты в 2024 году составили 479,6 млн руб. Суммарный охват информационно-просветительского контента Компании по всем форматам (публикации, посты, тематические ролики и мультфильмы и др.) по тематике реализации реформы обращения с ТКО и формирования экономики замкнутого цикла составил в 2024 году более 95 млн человек. Просветительская деятельность компании и организация мероприятий в различных форматах оказывает существенное благоприятное влияние на социум. Реализуются следующие проекты: Зелёная премия, Зеленая школа, Дневник эковолонтера, Помощники земли, Зеленый курс, Зеленый квадрат, РЭО Радар, Российский экологический форум.
Сильная практика ответственного инвестирования (социальные аспекты). Инвестиционные проекты в сфере обращения с отходами, финансируемые ППК РЭО, обладают не только экологическим эффектом, но и социальным. Создание современных объектов по обращению с отходами улучшает санитарно-эпидемиологические условия и качество жизни населения, способствует снижению рисков для здоровья граждан, создает новые рабочие места и стимулирует экономическое развитие регионов.
Блок Governance (Качество управления) оказывает умеренно позитивное влияние
Высокий уровень стратегического планирования. Деятельность ППК РЭО осуществляется в соответствии с актуализированной в 2024 году Стратегией развития на период до 2026 года и плановый период до 2030 года, в которую были внесены изменения в целевые показатели в области устойчивого развития. Стратегия утверждена Наблюдательным советом и раскрыта на официальном сайте. Стратегические установки верхнего уровня формируются национальными целями, а также целями и задачами национального проекта «Экология» (до конца 2024 г.) и «Экологическое благополучие» (с 2025 г.) в части обращения с отходами производства и потребления, которые Компания реализует через механизм федеральных проектов. Вознаграждение менеджмента и членов Правления привязано к достижению стратегических КПЭ в сфере обращения с ТКО.
Достаточно высокая эффективность системы органов управления. Функционирует Наблюдательный совет (далее – НС), состоящий в 2024 году из 5 человек, в т.ч. 1 женщины. Деятельность НС регламентирована соответствующим Положением, уровень компетенции коллегиального органа оценивается как высокий. Агентство отмечает, что организационно-правовая форма Компании не подразумевает самостоятельную возможность назначения членов НС, наличие независимых директоров нормативно не предусмотрено. При НС функционируют три профильных комитета: по аудиту, инвестиционной деятельности, по кадрам и вознаграждениям. Для информационно-аналитической поддержки функционирует консультативный орган - Экспертный совет по устойчивому развитию ППК РЭО. В соответствии с Уставом Компании ключевые обязанности по организации и осуществлению внутреннего контроля распределены между НС и Комитетом по аудиту, утверждено Положение о системе внутреннего контроля. Также в ППК РЭО сформирован коллегиальный исполнительный орган – Правление, состоящее в 2024 году из 7 человек.
Приемлемая система риск-менеджмента. Отдельные функции по управлению рисками возложены на Департамент стратегического развития, оценкой инвестиционных проектов занимается входящий в состав Департамента стратегического развития отдел оценки инвестиционных проектов, Служба внутреннего аудита осуществляет независимую оценку системы управления рисками. Основным документом в области управления рисками является Политика управления рисками, в 2024 году утверждён Регламент процесса управления рисками. В обновленную версию Методологии оценки рисков финансирования инвестиционных проектов включена оценка рисков, связанных с факторами устойчивого развития. На постоянной основе осуществляется мониторинг рисков исходно-разрешительной документации по инвестиционным проектам. Компания располагает необходимым спектром программно-технических средств для обеспечения информационной безопасности, в т.ч. на основе отечественных решений.
Удовлетворительная степень транспарентности информации. Подготавливаются и раскрываются аудированная финансовая отчетность по МСФО и РСБУ, годовые отчёты, существенный объем дополнительной информации. Компанией с 2021 года публикуются отчёты об устойчивом развитии, отчеты за 2023 и 2024 год подготовлены в соответствии с Рекомендациями Банка России и с учётом Методических рекомендаций Минэкономразвития.
Высокий уровень развития ответственной цепочки поставок. Стандартом организации «Зелёный офис» регламентируются экологически ответственные закупки с определенными требованиями к поставщикам. Тендерные процедуры осуществляются через единую информационную систему в сфере закупок в соответствии с Положением о закупке. Доля закупок у субъектов МСП составила в 2024 году 83,5%, что оказывает поддержку оценке фактора. Для оценки заемщиков на предмет соответствия ESG-критериям в 2025 году Правлением утверждена Методология экспертного заверения «зеленых» займов, в которую включены параметры Стандарта социально-экологических приоритетов компаний сферы обращения с ТКО и вторичными ресурсами, а также результаты ЭКГ-рейтинга. ППК РЭО создана электронная торговая площадка для осуществления прозрачных сделок в части купли-продажи вторичных ресурсов, вторичного сырья, услуг по выполнению нормативов утилизации.
Достаточно высокое качество и уровень детализации политики ответственного инвестирования. В 2024 году НС утверждены новая редакция Политики зелёного финансирования, Политика ответственного инвестирования, также в 2025 году внесены изменения в Инвестиционную декларацию ППК РЭО. В настоящее время в процесс принятия решений ППК РЭО о поддержке новых проектов осуществляется с учётом положений национальных методологий в сфере устойчивого развития. Практика применения Методологии оценки рисков инвестиционных проектов позволит выявлять больше факторов риска за счет расширения объема оцениваемых данных в области устойчивого развития, а в части выявленных рисков влиять на реализацию проекта через установление соответствующих отлагательных условий финансирования и/или ковенант.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
При присвоении рейтинга ESG ППК РЭО применялась методология присвоения рейтингов ESG https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 20.03.2025).
Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные ППК РЭО, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Некредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно некредитных рисков, принимаемых на себя контрагентами при взаимодействии с рейтингуемым лицом.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
1 функции и полномочия учредителя компании от имени Российской Федерации осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
2 с 2025 года, пришедшего на смену национальному проекту «Экология», который действовал до конца 2024 года
3 Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зелёного) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации».
4 на основании статистических данных Федеральной службы государственной статистики https://fedstat.ru/indicator/58701