«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Индия на уровне BBB- по международной шкале
Москва, 15 сентября 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Индия на уровне BBB- по международной шкале, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства обусловлен быстрым ростом экономики страны при текущем уровне экономического развития ниже среднего, невысокими темпами инфляции, умеренно высокими темпами роста населения, высоким уровнем развития банковского сектора, ограниченно развитым рынком труда, удовлетворительным уровнем развития человеческого капитала, слабой сбалансированностью бюджета, умеренно высоким уровнем институционального развития, сильной внешнедолговой устойчивостью и высокой диверсификацией экспорта. Положительное влияние на оценку оказывает высокий уровень покрытия международными резервами обязательств по внешнему долгу. Давление оказывает высокий уровень долговой нагрузки.
Республика Индия (далее – страна, республика, Индия) – государство, расположенное в Южной Азии. Площадь территории страны составляет 3,287 млн кв. км, столица – г. Нью-Дели. Ключевыми секторами экономики страны являются финансовые, риэлторские и профессиональные услуги; сельское, лесное и рыбное хозяйство; торговля, гостиницы, транспорт, связь и услуги, связанные с вещанием.
Обоснование рейтинга
Быстрорастущая экономика с уровнем развития ниже среднего. В 2024/25 финансовом году темпы реального прироста ВВП Индии снизились по сравнению с прошлым годом на 1,7 п. п. до 6,5%. Основной вклад в замедление динамики внесла обрабатывающая промышленность – в ней темпы прироста физического объема производства замедлились с 12,3% до 4,5%. Негативное воздействие на объем заказов у обрабатывающих предприятий было оказано ослаблением роста потребления домохозяйств в первой половине финансового года, а также охлаждением инвестиционной активности организаций на фоне ожиданий торговых войн во второй половине финансового года. C замедлением также столкнулся и сектор услуг: +7,2% против 9,0% годом ранее. В 2024 календарном году показатель ВВП на душу населения по ППС составил 11,2 тыс. долларов.
Невысокие темпы инфляции и высокий уровень развития банковского сектора. С ноября 2024 года в стране наблюдалось устойчивое замедление роста цен. С октябрьского уровня 6,2% темпы потребительской инфляции снизились к июлю 2025 года до 1,6%. Основным дезинфляционным фактором выступила дефляция по пищевой продукции, связанная с повышенной урожайностью. Резервный банк Индии в условиях наблюдаемого снижения темпов инфляции и охлаждения общеэкономической динамики в течение первого полугодия 2025 года снизил ставку на 1 п. п. до 5,5%.
Активы банковской системы Индии к концу 2024/25 финансового года увеличились на 9,4% г/г до 257,9 трлн индийских рупий (порядка 3,0 трлн долларов) или 79,6% от ВВП. Улучшение качества кредитного портфеля банков продолжилось – по итогам 2024/25 финансового года доля просроченных кредитов снизилась до 2,3% против 2,8% годом ранее.
Умеренно высокие темпы роста населения, ограниченно развитый рынок труда и удовлетворительный уровень развития человеческого капитала. За 2024 год население страны увеличилось на 0,9%, составив на начало 2025 года 1 млрд 451 млн человек. Демографическая нагрузка страны низкая – в 2024 году доля населения вне возрастной группы 15-64 лет была на уровне 31,8%. Уровень безработицы в июне 2025 года оценивался на 5,6% (6,6% годом ранее). Статистические показатели по безработице обладают ограниченной точностью в силу преобладания неформальной занятости на рынке труда страны (более 50% в несельскохозяйственной части экономики). Качество трудовых ресурсов ограниченное – индекс человеческого капитала в 2023 году составил 0,685.
Высокий уровень долговой нагрузки. Государственный долг Индии к началу 2024/25 финансового года составил 269,1 трлн рупий (порядка 3,2 трлн долларов), увеличившись на 23,9 трлн рупий г/г. В отношении к доходам консолидированного бюджета за прошлый год госдолг составил 373,2% (384,4% годом ранее). Уровень долга в отношении к ВВП в конце 2024/25 года остался на прошлогоднем уровне 83,0%. В том числе долг центрального правительства составил 56,1% от ВВП (из них 54,2% – внутренний долг). Отношение процентных расходов консолидированного бюджета к его доходам в 2023/24 году составило 25,5% (25,7% годом ранее), федерального бюджета – 39,1% (39,0% годом ранее).
Слабая сбалансированность бюджета. Рост доходной части консолидированного бюджета в 2024/25 году опережал динамику расходной части: поступления увеличились на 13,0% до 72,1 трлн рупий (порядка 842,5 млрд долларов), траты – на 7,6% до 98,0 трлн рупий (порядка 1,2 трлн долларов). В результате отношение дефицита к ВВП сократилось на 1,4 п. п. до 7,6%.
В сентябре 2025 года правительство страны объявило о планах реформы налога на товары и услуги с сокращением числа ставок с четырёх (5%, 12%, 18%, 28%) до двух (5%, 18%). В рамках реформы произойдет перенос большинства типов товаров и услуг в категории с более низкими ставками. Мера направлена на стимулирование внутреннего спроса, но несёт риски замедления прогресса в сокращении дефицита бюджета.
Высокая степень диверсификации экспорта. Ни одна товарная категория в 2024 календарном году не составила более одной пятой стоимости товарного экспорта страны. Крупнейшей статьей экспорта в 2024 году были минеральное топливо, масла и продукты их перегонки – их доля составила 17,0%. Далее по вкладу в совокупную стоимость шли электрические машины, оборудование, их части и т.п. (9,1%), машины, оборудование и механические устройства; их части (7,4%), драгметаллы и изделия из них (6,8%), а также фармацевтическая продукция (5,3%).
Сильная внешнедолговая устойчивость. За 2024/25 финансовый год внешний долг Индии увеличился на 67,5 млн долларов до 736,3 млрд долларов. Отношение внешнего долга к экспорту за прошедшие 12 месяцев при этом увеличилось с 85,5% до 88,8%. Отношение процентных платежей за прошедший год к экспорту составило 3,7% против 3,5% годом ранее. У страны высокий уровень золотовалютных резервов. На 1 апреля 2025 года их объем составил 688,1 млрд долларов – такое значение покрывало 9,5 месяцев импорта и составляло 1257,2% от предстоявших в течение 12 месяцев выплат тела и процентам по внешнему долгу.
Приемлемый уровень институционального развития. Система защиты гражданских и экономических прав и свобод, несмотря на предпринимаемые органами власти меры, пока оценивается консервативно. Социальные риски низкие. Эффективность монетарной и фискальной политики за последние годы значительно возросла.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Индия был впервые опубликован 14.03.2013. Предыдущий пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.03.2025.
Кредитный рейтинг присвоен по международной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась Методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенным правительствам (вступила в силу 21.11.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись статистические данные государственных органов страны, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, Правительство Республики Индия и иные органы государственной власти не принимали участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Индия дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.