АО «Эксперт РА» подтвердило кредитный рейтинг Нижегородской области на уровне ruА+
Москва, 13.10.2025
Резюме
АО «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Нижегородской области (далее – регион, область) обусловлен высоким уровнем развития экономики и комфортным инвестиционным климатом, умеренным уровнем демографического развития и рынком труда с ограниченными ресурсами, умеренно высокой сбалансированностью бюджета и умеренно низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения и среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума.
Нижегородская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 76,6 тыс. кв. км, административный центр – г. Нижний Новгород. Регион является одним из крупнейших индустриальных центров России и характеризуется диверсифицированной экономикой с акцентом на обрабатывающие производства. В структуре обрабатывающих производств основное место занимают производство автотранспортных средств, металлургия, химия и нефтепереработка. Кроме того, существенную долю в структуре экономики занимает оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками ВРП и его позитивной динамикой: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 3,0 трлн рублей, что на 3,3% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+4,9% к уровню 2023 года, в том числе обрабатывающих производств на 5,0%), а также оборота розничной торговли (+7,9%), объема платных услуг населению (+11,3%), при этом объем строительных работ снизился (-16,7%). За 8 месяцев текущего года промышленный сектор демонстрирует слабую положительную динамику (+0,1% к уровню 8 месяцев 2024 года), поддержку ему оказывает обрабатывающая промышленность (+0,9%). Кроме того, рост наблюдается по обороту розничной торговли (+3,3%), объему платных услуг (+6,2%) и производству сельскохозяйственной продукции (+3,7%) (по данным Нижегородстата), при этом объем строительных работ сократился на 5,5% (к уровню 8 месяцев 2024 года). По итогам 2025 года регион ожидает увеличение ВРП на 0,4% в сопоставимых ценах к уровню 2024 года до 3,3 трлн рублей, индекс промышленного производства регионом прогнозируется в диапазоне 97-100%.
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2024 года показатель прирос на 13,2% к уровню 2023 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 1,0 млн рублей. По итогам текущего года, по расчетам агентства, показатель увеличится на 9,2% до 1,1 млн рублей. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 3,8, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Доходы населения в 2024 году выросли на 20,7% и составили 61,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума приросла на 7,5% до 14,5 тыс. рублей. По итогам текущего года регионом прогнозируется рост доходов населения на 14,1% до 69,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 16,7 тыс. рублей, отношение данных показателей составит 4,2.
Умеренный уровень демографического развития и рынок труда с ограниченными ресурсами. Регион имеет высокую численность населения, которая на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 3039,4 тыс. человек, однако за последние три года численность снизилась на 2,2% прежде всего на фоне естественный убыли населения. Безработица в регионе находится на рекордно низком уровне: по итогам 2024 года показатель снизился на 0,6 п. п. относительно 2023 года и составил 1,3%. За июнь-август текущего года среднее значение безработицы составило 1,0%, по итогам 2025 года регионом прогнозируется на уровне отчетного года. Крайне низкий уровень безработицы, сложившийся в области, отражает нехватку кадров и тем самым ограничивает дальнейшее экономическое развитие региона.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году увеличился по сравнению с 2023 годом на 1,8% в сопоставимых ценах и составил 728,2 млрд рублей. Отношение объема инвестиций к ВРП в регионе находилось на умеренном уровне и за последние три года составило 23,4%. За первое полугоде инвестиции в основной капитал снизились на 1,9% в сопоставимых ценах относительно первого полугодия 2024 года и составили 248,8 млрд рублей. По итогам 2025 года инвестиции в основной капитал регионом прогнозируются на уровне 750,6 млрд рублей. Инвестиционная привлекательность региона оценивается агентством также на умеренном уровне.
Сбалансированность регионального бюджета находится на умеренно высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2024 года составил 341,6 млрд рублей, из которых 83,0% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2024 году выросли на 4,2% (или на 6,8% при исключении единоразового платежа по налогу на прибыль в 2023 году) к уровню 2023 года, межбюджетные трансферты из федерального бюджета сократились на 8,6%. За 8 месяцев текущего года ННД увеличились на 0,5% относительно аналогичного периода 2024 года, межбюджетные трансферты из федерального бюджета сократились на 16,3%. В структуре налоговых доходов позитивная динамика наблюдалась по всем бюджетообразующим налогам, за исключением налога на прибыль организаций, который сократился на 14,2% в связи со снижением финансовых результатов прибыльных предприятий. Наиболее положительная динамика наблюдалась по НДФЛ (+10,1%) в связи с ростом фонда заработной платы, а также налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+7,9%) и налогу на имущество организаций (+6,2%) в связи с увеличением налогооблагаемой базы. В структуре межбюджетных трансфертов из федерального бюджета отрицательная динамика наблюдалась по дотациям (в 2,3 раза в связи со снижением объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов), субсидиям (-17,6%) и иным межбюджетным трансфертам (-18,6%), при этом по субвенциям поступления увеличились (+6,7%). По итогам 2025 года ННД регионом прогнозируются с ростом на 11,0%, межбюджетные трансферты из федерального бюджета – со снижением на 18,2%, в результате чего доля ННД в доходах может вырасти до 86,6%.
Диверсификация налоговой базы региона в 2024 году находилась на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика, по данным региона, составила 2,9% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 16,8% налоговых доходов регионального бюджета.
Объем расходов бюджета в 2024 году составил 387,4 млрд рублей, что на 12,1% выше уровня 2023 года. На долю расходов социального характера пришлось 58,2% всех расходов бюджета. Гибкость расходной части бюджета по итогам отчетного года оценивалась позитивно, на долю капитальных расходов в структуре расходов пришлось 8,6% совокупных расходов бюджета. Капитальные расходы бюджета региона в большей степени финансируются за счет собственных средств. За 8 месяцев текущего года расходы областного бюджета выросли на 6,7% к аналогичному периоду отчетного года, в наибольшей степени в абсолютном выражении увеличились расходы на социальную политику (+10,2 млрд рублей) в основном за счет увеличения расходов по реализации мер поддержки участников СВО и членов их семей, на физическую культуру и спорт (+5,4 млрд рублей) и здравоохранение (+3,4 млрд рублей). При этом сократились расходы на общегосударственные вопросы (-3,0 млрд рублей) в связи со снижением расходов на исполнение судебных актов, бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность и др., охрану окружающей среды (-2,6 млрд рублей) и культуру, кинематографию (-1,2 млрд рублей). По итогам 2025 года регионом прогнозируется рост расходов на 5,5% до 408,6 млрд рублей, капитальные расходы прогнозируются ниже уровня 2024 года на 17,7% (в основном в связи с сокращением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства) в объеме 27,4 млрд рублей, в результате чего доля капрасходов ожидается на уровне 6,7%.
Исполнение бюджета по итогам 2024 года сложилось с дефицитом в размере 45,7 млрд рублей или 16,1% от ННД, который был покрыт за счет инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и остатков средств на счетах бюджета. В текущем году исполнение бюджета регионом прогнозируется с дефицитом, который составит 45,3 млрд рублей или 14,4% от ННД. За вычетом остатков денежных средств на счетах, направленных на финансирование дефицита, и казначейского инфраструктурного кредита (далее – КИК) дефицит бюджета составит 26,8 млрд рублей или 8,5% от ННД. Остальная часть дефицита будет покрыта за счет рыночных заимствований.
Долговая нагрузка региона находится на умеренно низком уровне. На 01.01.2025 долг региона увеличился на 8,8% относительно уровня 01.01.2024 и составил 168,9 млрд рублей, что связано с привлечением ИБК, банковских кредитов, а также предоставлением гарантийных обязательств. Долговая нагрузка приросла на 2,5 п. п. и составила 59,6% (без учета ИБК и специального казначейского кредита (далее – СКК) долговая нагрузка снизилась до 39,3%). По итогам 2025 года регионом прогнозируется рост долга на 16,9% до 197,5 млрд рублей, в связи с привлечением банковских кредитов и выпуска облигаций на частичное погашение дефицита бюджета, КИК, а также предоставлением гарантийных обязательств. Долговая нагрузка прирастет на 3,2 п. п. и составит 62,8% от ННД (без учета ИБК, СКК и КИК долговая нагрузка составит 44,7%). В структуре долга региона на отчетную дату преобладали бюджетные кредиты с долей 75,0%, на долю облигационных займов пришлось 15,4%, на банковские кредиты – 8,9% и гарантийные обязательства – 0,7%. По итогам текущего года доля бюджетных кредитов снизится до 61,4%, банковских кредитов возрастет до 22,6%, облигационные займы будут составлять 15,0%, гарантийные обязательства – 1,0%. Регион характеризуется умеренно низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 1,3% от ННД, что оказало умеренно положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2025 года ожидается рост данных расходов до 2,0% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА+
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Полное наименование объекта рейтинга | Нижегородская область |
Вид объекта рейтинга | Субъект Российской Федерации |
Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира | Россия |
Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица | Отсутствует |
Дата первого опубликования кредитного рейтинга | 05.02.2018 |
Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия | 21.04.2025 |
Рейтинговая шкала | Российская национальная рейтинговая шкала |
Запрошенность рейтинга | Да |
Ключевые источники информации | Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. |
Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга | Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. |
Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) | РСБУ, 01.01.2025 |
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему | Не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов. |
Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии | При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации (вступила в силу 01.10.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies |
Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) | АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг. |
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.