АО «Эксперт РА» подтвердило кредитный рейтинг г. Москвы на уровне ruААА

Москва, 16.10.2025

Резюме

АО «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности г. Москвы на уровне ruААА, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности г. Москвы (далее – город, Москва) обусловлен высоким уровнем развития экономики, инвестиционного климата, демографического развития, развитым рынком труда, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная налоговая база, а также высокие значения ряда социально-экономических показателей.

Город Москва – город федерального значения и столица Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Москва является крупнейшей городской агломерацией и финансово-экономическим центром страны. В городе расположены крупнейшие коммерческие и кредитно-финансовые предприятия, представительства крупных российских и зарубежных организаций. На долю города приходится порядка 20% ВРП всех российских регионов. Экономика города высоко диверсифицирована, ключевые отрасли – оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, а также профессиональная, научная и техническая деятельность.

Обоснование рейтинга

Высокий уровень развития экономики города обусловлен высокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2024 году (далее – отчетный год), по оценке города, составил 37,7 трлн рублей, что на 5,5% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах. Поддержку динамике ВРП оказал рост промышленного производства (+19,3% к уровню 2023 года), оборота розничной торговли (+5,0%), объема платных услуг населению (+4,4%). В текущем году позитивная динамика сохраняется: за январь-август 2025 года промышленное производство выросло на 4,8% (обрабатывающая промышленность выросла на 5,7%), оборот розничной торговли на 0,5%, объем платных услуг населению на 1,8%, объем строительных работ на 11,9%. По итогам 2025 года городом оценивается рост ВРП до 41,5 трлн рублей (+2,3% в сопоставимых ценах к 2024 году).

ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2024 года показатель прирос на 15,9% к уровню 2023 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 2,9 млн рублей. По итогам 2025 года показатель увеличится до 3,1 млн рублей (+9,1% к уровню 2024 года в действующих ценах).

Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 5,5, что оказало поддержку рейтинговой оценке.  Доходы населения в 2024 году выросли к уровню 2023 года на 20,7% и составили 141,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 4,3% до 22,7 тыс. рублей.

Высокий уровень демографического развития и развитый рынок труда.  Город имеет высокую численность населения, которая по данным на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 13 274,3 тыс. человек, за последние три года численность выросла на 2,0% прежде всего на фоне миграционного прироста населения. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2024 года находился на низком уровне и составил 1,0%, что на 0,8 п. п. ниже уровня 2023 года. По итогам текущего года город ожидает безработицу на уровне 2024 года. Кадровые потребности экономики города в определенной степени компенсируются миграционным притоком из прилегающих регионов.

Инвестиционный климат находится на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2024 года показал рост на 4,4% к уровню 2023 года в сопоставимых ценах и составил 8,1 трлн рублей.  Значительный вклад в общий объем инвестиций в основной капитал внесла деятельность в области операций с недвижимым имуществом, информации и связи, транспортировки и хранения, финансов и страховая, а также профессиональная, научная и техническая деятельность. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило порядка 22%, инвестиционная привлекательность города оценивается как высокая. В 1 полугодии 2025 года инвестиции в основной капитал выросли на 4,2% к аналогичному периоду 2024 года, по итогам 2025 года объем инвестиций составит порядка 9 трлн рублей.

Сбалансированность городского бюджета находится на комфортном уровне, доходы бюджета имеют исключительно низкую зависимость от межбюджетных трансфертов. Объем доходов бюджета города по итогам 2024 года составил 5,2 трлн рублей, из которых 98,2% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), что соответствует высокому уровню бюджетной автономии. ННД в 2024 году выросли на 22,8% к уровню 2023 года, рост наблюдался по всем бюджетообразующим налогам. За 8 месяцев 2025 года ННД выросли на 8,8% к аналогичному периоду 2024 года, наиболее значительный прирост наблюдался по НДФЛ (+11,4%) и УСН (+10,3%). Межбюджетные трансферты за 8 месяцев выросли в 1,5 раза, прежде всего, за счет иных межбюджетных трансфертов. По итогам 2025 года город ожидает рост доходов до 5,6 трлн рублей, доля ННД увеличится до 98,7% в связи с ростом ННД на 9,9% к уровню 2024 года.

Диверсифицированная налоговая база города оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика составила не более 3% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 7,7% налоговых доходов регионального бюджета.

Расходы бюджета города выросли в 2024 году на 18,0% к уровню 2023 года и составили 5,2 трлн рублей, из которых, по данным города, 2,8 трлн рублей (более половины расходов) приходилось на социальный блок. На долю капитальных расходов, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 11,5% от суммарных расходов бюджета, при этом капитальные расходы городского бюджета финансируются в основном за счет собственных средств, что характеризует гибкость расходной части бюджета на высоком уровне. За 8 месяцев текущего года расходы выросли на 25,8% к аналогичному периоду 2024 года, наибольший прирост наблюдался по расходам на национальную экономику (+289,5 млрд рублей, прежде всего из-за увеличения расходов на транспорт и дорожное хозяйство) и образование (+442,9 млрд рублей на фоне реализации капитального ремонта зданий образовательных учреждений). По итогам 2025 года город ожидает увеличения расходов до 6,0 трлн рублей, доля капитальных расходов увеличится до 16,6%.

Исполнение бюджета по итогам 2024 года сложилось с дефицитом в размере 22,9 млрд рублей или 0,5% от ННД. Источники финансирования дефицита включали инфраструктурные бюджетные кредиты (далее – ИБК) и иные источники. По итогам 2025 года город прогнозирует дефицит бюджета 339,3 млрд рублей или 6,1% от ННД, источниками финансирования дефицита будут являться казначейские инфраструктурные кредиты (далее – КИК), остатки средств на счетах и иные источники.

Город имеет низкую долговую нагрузку.  На 01.01.2025 долг Москвы составил 167,5 млрд рублей, что на 14,9% ниже, чем на 01.01.2024 в связи с погашением части облигаций. Долговая нагрузка составила 3,3% (без учета ИБК – 1,6%). На 01.01.2026 долг ожидается городом в размере порядка 183 млрд рублей (+9,5% к объему долга на 01.01.2025), рост произойдет за счет получения казначейских инфраструктурных кредитов (далее - КИК), долговая нагрузка на фоне ожидаемого увеличения ННД останется на уровне 3,3% (за вычетом ИБК и КИК долговая нагрузка уменьшится до 1,4%). Структура долга на 01.01.2025 включала в себя бюджетные кредиты (52,0%) и облигационные займы (48,0%), по итогам текущего года доля первых увеличится до 56,2%, а доля вторых сократится до 43,8%. Город характеризуется низкой стоимостью фондирования: расходы на обслуживание долга в 2024 году составили 0,2% от ННД (в 2025 году показатель сохранится на данном уровне), что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Город имеет достаточный объем остатков средств на счетах для покрытия возможных внутригодовых временных кассовых разрывов и краткосрочных долговых обязательств.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruААА

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Полное наименование объекта рейтинга Москва
Вид объекта рейтинга Субъект Российской Федерации
Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира Россия
Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица Отсутствует
Дата первого опубликования кредитного рейтинга 11.03.2004
Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия 24.04.2025
Рейтинговая шкала Российская национальная рейтинговая шкала
Запрошенность рейтинга Да
Ключевые источники информации Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников.
Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) РСБУ, 01.01.2025
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему Не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации (вступила в силу 01.10.2025).
Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies
Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало дополнительные услуги:
Независимое заключение о соответствии выпусков облигаций принципам зеленых облигаций с 14.04.2021 по настоящее время.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"
ПАО "НЛМК"