АО «Эксперт РА» подтвердило кредитный рейтинг ПАО «Аэрофлот» на уровне ruAА
Москва, 27.10.2025
Резюме
АО «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности ПАО «Аэрофлот» на уровне ruAA. Прогноз по рейтингу стабильный.
Кредитный рейтинг ПАО «Аэрофлот» присваивается в соответствии с методологией оценки внешнего влияния на уровне условного рейтингового класса поддерживающей структуры (далее - ПС), Российской Федерации (далее - государство), уменьшенному на 2 ступени.
Оценка собственной кредитоспособности ПАО «Аэрофлот» обусловлена сдержанной оценкой бизнес-профиля отрасли, комфортной долговой нагрузкой при высоких показателях рентабельности и приемлемым уровнем ликвидности, а также высоким качеством корпоративного управления и стратегического обеспечения.
Публичное акционерное общество «Аэрофлот — российские авиалинии» – крупнейшая в РФ авиационная группа, объединяющая авиакомпании «Аэрофлот», «Россия» и лоукостер «Победа», а также профильные сервисные компании. 73,8% акций компании принадлежит РФ. По итогам 9 месяцев 2025 г. компания перевезла 42,5 млн пассажиров (сопоставимо с аналогичным периодом 2024 г.), при этом компания продолжает занимать лидирующее положение на рынке РФ с долей рынка около 43%.
Оценка внешнего влияния
Кредитный рейтинг компании присваивается на уровне условного рейтингового класса ПС, Российской Федерации, уменьшенному на 2 ступени по совокупности следующих критериев:
- В оценке возможностей поддержки агентство принимает во внимание высокий финансовый потенциал поддерживающей структуры и предоставление регулярной системной поддержки со стороны ПС. В 2023-24 гг. отрасли была предоставлена государственная поддержка в беспрецедентном объеме на урегулирование отношений с иностранными лизингодателями. Успешное урегулирование обязательств по 101 воздушному судну компании в 2023-24 гг. в рамках предоставленной поддержки позволило Группе «Аэрофлот» обеспечить разрешение юридических противоречий и увеличить количество воздушных судов, снятых с регистрации в иностранных реестрах. Более того, прекращенные лизинговые обязательства компании были номинированы в долл. США, а новые обязательства по лизингу формировались в рублях под льготную ставку на длительный срок, что оказало значительную поддержку финансовому профилю компании и снизило процентную нагрузку.
Широкий набор инструментов поддержки, применявшийся к компании в последние годы, также включал в себя предоставление государственных гарантий по кредитным обязательствам и субсидий для поддержания операционной деятельности. Государство также учувствовало в дополнительных эмиссиях акций.
- В ограничениях поддержки агентство принимает во внимание ограниченную гибкость бюджета для выделения средств для дальнейшей поддержки, а также определенную нормализацию операционной деятельности компании, что может приводить к удлинению сроков принятий решений о предоставлении новых инструментов поддержки;
- Поддерживающая структура контролирует 73.8% акций компании, и девять из двенадцати членов СД представляют интересы ПС. Также ПС в значительной степени влияет на операционную деятельность компании через значительное регулирование отрасли на внутристрановом уровне и международном уровне на уровне межправительственных соглашений;
- В рамках оценки системной и социальной значимости агентство отмечает размерные характеристики и системообразующий статус компании, однако принимает во внимание, что компания сможет продолжать операционную деятельность даже в случае реализации наиболее негативных сценариев, связанных с платежеспособностью;
- В оценке поддержки бюджета агентство учитывает историю и инструментарий предоставления поддержки, но предполагает, что объем поддержки может быть сокращен из-за бюджетных ограничений и нормализации ситуации на авиарынке.
Обоснование оценки собственной кредитоспособности
Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО ПАО «Аэрофлот».
Сдержанная оценка бизнес-профиля обусловлена низкой устойчивостью к внешним шокам – доходность авиаперевозок сильно подвержена влиянию макроэкономических тенденций и валютных шоков на население. Ряд значимых статей затрат, включая керосин и аэропортовые сборы, находятся в зоне ограниченного контроля со стороны компании и также подвержены рыночным рискам. Однако агентство положительно оценивает конкурентные позиции компании: Аэрофлот по итогам 6 месяцев 2025 г. остается крупнейшим российским перевозчиком с флотом в 352 самолета и большой долей рынка, которая примерно в 4 раза больше, чем у второй по размеру компании на рынке. Компания обладает молодым и современным флотом, средний возраст парка воздушных судов Группы «Аэрофлот» – порядка 10 лет, что оказывает дополнительное позитивное влияние с учетом меньшей текущей потребности в ремонтах судов. В рамках стратегии до 2030 года, Группа «Аэрофлот» сохранит мультибрендовую модель и присутствие в основных нишах авиационного рынка, развивая как хаб Группы в Москве, так и региональные хабы и базы. Авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия» сохранят фокус на перевозках по сетевой модели по России и доступных направлениях международных перевозок, предлагая качественный продукт в классах эконом и бизнес. «Победа» продолжит развиваться как лоукостер, поддерживая высокий уровень заполняемости и использования судов.
Высокий уровень рентабельности. Показатель рентабельности компании оценивается на высоком уровне. Выручка компании за период 30.06.2024 – 30.06.2025 (далее – отчетный период) выросла до 894 млрд руб. (+21% г/г) главным образом за счет увеличения пассажирооборота и роста доходных ставок. За отчетный период показатель LTM EBITDA без учета положительного эффекта страхового урегулирования и других единоразовых эффектов составил 204 млрд руб. (-16% г/г). Уменьшение показателя LTM EBITDA было вызвано опережающим ростом затрат компании, что в результате привело к снижению показателя рентабельности в отчетном периоде до 23% по сравнению с 33 % годом ранее. Однако значение показателя рентабельности осталось на уровне выше бенчмарков агентства. На горизонте следующих 12 месяцев от 30.06.2025 (далее – отчетная дата) Агентство ожидает, что данный показатель останется на высоком уровне вследствие стабилизации темпов роста затрат, при этом темпы роста выручки будут сдержанными из-за ограниченного роста пассажиропотока.
Комфортная долговая нагрузка. По расчетам агентства показатель скорректированного чистого долга по состоянию на отчетную дату к LTM EBITDA за отчетный период составил 2,3х и не изменился по сравнению с результатами годом ранее. Сохранение значения показателя долговой нагрузки вызвано одновременным сокращением EBITDA и уменьшением абсолютного значения долга главным образом за счет сокращения обязательств по аренде и укрепления курса рубля к долл. США. Коэффициент покрытия процентных расходов показателем EBITDA за отчётный период также не изменился и составил 3,5х. Однако дальнейшее обслуживание лизинговых обязательств компании, возросшие капитальные затраты на ремонт воздушного флота и программу цифровой трансформации, дивидендные выплаты, а также давление со стороны регулятора в части сохранения высокого уровня ключевой ставки могут оказать давление на кредитные метрики в следующие 12 месяцев от отчетной даты.
Приемлемый уровень ликвидности. Компания продолжает демонстрировать хороший уровень ликвидности, который поддерживают достаточно комфортный график погашения обязательств, доступ к невыбранным кредитным линиям и запас ликвидности. Агентство отмечает дальнейшее позитивное изменение профиля валютных рисков, связанного со снижением валютных обязательств по лизинговому портфелю. Долг компании на 30.06.2025 был диверсифицирован и преимущественно представлен лизинговыми обязательствами, примерно половина которых номинированы в рублях, облигационными выпусками и рублевыми банковскими займами.
Высокий уровень корпоративного управления. В рамках оценки корпоративного риск-профиля агентство отмечает высокое качество корпоративного управления и риск-менеджмента, включая высокий уровень страхового покрытия, а также высокий уровень информационной прозрачности компании.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruA
Оценка внешнего влияния: паритет с РФ минус 2 ступени
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
| Полное наименование объекта рейтинга | Публичное акционерное общество «Аэрофлот — российские авиалинии» |
| Сокращенное наименование объекта рейтинга (при наличии) | ПАО «Аэрофлот» |
| Вид объекта рейтинга: | Нефинансовая компания |
| Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира | Россия |
| Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица | 7712040126 |
| Дата первого опубликования кредитного рейтинга | 23.04.2021 |
| Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия | 05.11.2024 |
| Рейтинговая шкала | Российская национальная рейтинговая шкала |
| Запрошенность рейтинга | Да |
| Ключевые источники информации | Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. |
| Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга | Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. |
| Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) | МСФО 30.06.2025 |
| Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему | Не позднее года с даты последнего рейтингового действия |
| Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии | Для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 30.06.2025). При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.07.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies |
| Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) | АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг. |
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.



















