«Эксперт РА» подтвердило кредитный рейтинг г. Санкт-Петербурга на уровне ruАAA
Москва, 31.10.2025
Резюме
«Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербурга на уровне ruАAA, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербурга (далее – город, Санкт-Петербург) обусловлен высоким уровнем развития экономики и сбалансированности бюджета, сильным уровнем демографического развития, умеренно сильным уровнем инвестиционного климата, развитым рынком труда и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, а также высокие значения ряда социально-экономических показателей. Давление оказывает низкое значение показателя отношения инвестиций в основной капитал к ВРП за три последних года.
Город Санкт-Петербург – город федерального значения, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Санкт-Петербург является одной из крупнейших агломераций страны и крупнейшим транспортным узлом северо-запада Российской Федерации. Городская экономика акцентирована на оптовой и розничной торговле, помимо которой значимую долю в структуре ВРП занимают также деятельность по операциям с недвижимым имуществом и обрабатывающие производства. Обрабатывающие производства города представлены предприятиями машиностроения, судостроения, чёрной и цветной металлургии, а также предприятиями других подотраслей.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2024 год (далее – отчетный год) составил, по оценке города, 12,5 трлн рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 4,8% г/г. Рост ВРП был поддержан позитивной реальной динамикой промышленности (+18,8%), объема строительных работ (+5,0%), а также оборота розничной торговли (+7,2%) и объема платных услуг населению (+0,7%). В текущем году позитивная динамика большинства показателей сохраняется, в том числе промышленное производство за январь-август 2025 года выросло на 5,4% к аналогичному периоду 2024 года, объем строительных работ на 3,2%, объема платных услуг населению на 4,1%. Объем ВРП по итогам 2025 года ожидается городом в размере 14,1 трлн рублей (+3,0% к 2024 году в сопоставимых ценах).
ВРП на душу населения оценивается агентством на высоком уровне. По итогам 2024 года показатель прирос на 13,8% к уровню 2023 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, на уровне 2,2 млн рублей. По итогам 2025 года показатель составит порядка 2,5 млн рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2024 году выросли к уровню 2023 года на 20,4% и составили 86,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – на 9,5% до 16,5 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последний отчетный год составило 5,2, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2025 город ожидает увеличения среднедушевых денежных доходов до 98,8 тыс. рублей при ВПМ 19,3 тыс. рублей.
Сильный уровень демографического развития и развитый рынок труда. Город имеет высокую численность населения, составившую на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) 5 652,9 тыс. человек, что на 0,8% выше значения аналогичной даты прошлого года. Рост численности населения в городе обусловлен положительным сальдо миграционных потоков, превышающим естественную убыль населения. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2024 года находился на низком уровне и составил 1,5%, что на 0,1 п. п. ниже уровня 2023 года. По итогам 2025 года город ожидает безработицу на уровне 2024 года. Кадровые потребности экономики города в определенной степени компенсируются миграционным притоком из прилегающих регионов
Инвестиционный климат находится на умеренно сильном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году вырос по сравнению с 2023 годом на 10,5% в сопоставимых ценах и составил 1,5 трлн рублей. В разрезе видов деятельности наибольшие доли в структуре инвестиций пришлись на транспортировку и хранение (23,3%), промышленность (20,0%) и операции с недвижимостью (11,1%). Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 11,2%. Инвестиционная привлекательность города оценивается на высоком уровне.
Высокий уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов городского бюджета по итогам 2024 года увеличился на 17,4% к уровню 2023 года и составил 1,3 трлн рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) выросли на 17,8% и составили (97,0% от доходов). Межбюджетные трансферты за отчетный год снизились на 5,8% за счет сокращения иных межбюджетных трансфертов в 1,5 раза. Уровень диверсификации налоговой базы города оказывает положительное влияние на оценку: на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2024 году пришлось 9,7% налоговых поступлений городского бюджета, в том числе 2,2% налоговых доходов было получено от крупнейшего налогоплательщика. За 9 месяцев текущего года ННД выросли на 8,0% к аналогичному периоду 2024 года, по всем бюджетообразующим налогам сложилась положительная динамика, набольший рост показали акцизы (+21,4%, в основном, в связи с ростом акцизных поступлений на нефтепродукты). Межбюджетные трансферты приросли почти на 15% г/г, поддержку динамике оказали субсидии и иные межбюджетные трансферты. По итогам года город ожидает увеличения доходов до 1,4 трлн рублей, из них ННД составят 97,5%.
Расходы бюджета города за 2024 год выросли на 19,3% по сравнению с 2023 годом и составили 1,4 трлн рублей. Доля расходов социального блока в расходах бюджета составила почти 56%, на долю капрасходов пришлось более 20%, что характеризует гибкость расходной части бюджета на высоком уровне. За 9 месяцев 2025 года расходы выросли на 12,6%, в том числе в денежном выражении в наибольшей степени выросли расходы на национальную экономику (+35,0 млрд рублей в связи с увеличением финансирования строительства транспортных магистралей и опережающего предоставления субсидий теплоснабжающим организациям), образование (+31,6 млрд рублей в связи с увеличением оплаты труда работников сферы) и социальную политику (+30,2 млрд рублей в связи с увеличением МРОТ и объема предоставления материальной помощи отдельным категориям граждан). По итогам 2025 год город ожидает увеличения расходов бюджета до 1,5 трлн рублей, при снижении доли капрасходов до порядка 16%.
По итогам 2024 года дефицит городского бюджета составил 52,7 млрд рублей или 4,0% от ННД, который был покрыт за счет остатков средств на счетах и инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК). По итогам 2025 года город ожидает дефицит бюджета в размере 123,0 млрд рублей (9,1% от ННД), который будет покрыт остатками средств на счетах и казначейскими инфраструктурными кредитами (далее – КИК).
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг города на 01.01.2025 составил 72,9 млрд рублей, что на 17,2% ниже его размера на 01.01.2024 в связи с погашением части облигационных займов. Долговая нагрузка за год снизилась относительно уровня прошлогодней отчетной даты на 2,4 п. п. до 5,6% от ННД (без учета ИБК на 2,4 п. п. до 3,3%). По итогам 2025 года долг снизится до 71,2 млрд рублей (5,3% от ННД или 1,6% от ННД за вычетом ИБК и КИК) за счет погашения части облигационных займов, при этом на фоне привлечения КИК в структуре долга доля бюджетных кредитов увеличится до 70,1%, доля облигаций снизится до 29,9%. Город характеризуется низким отношением расходов на обслуживание долга к ННД: в 2024 году значение данного показателя составило 0,4%, по итогам 2025 года составит 0,1%, что позитивно влияет на рейтинговую оценку. Город имеет достаточный запас ликвидности, в т.ч. остатки денежных средств на депозитах в кредитных организациях.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruААА
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
| Полное наименование объекта рейтинга | Санкт-Петербург | 
| Вид объекта рейтинга | Субъект Российской Федерации | 
| Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира | Россия | 
| Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица | Отсутствует | 
| Дата первого опубликования кредитного рейтинга | 01.12.2023 | 
| Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия | 13.05.2025 | 
| Рейтинговая шкала | Российская национальная рейтинговая шкала | 
| Запрошенность рейтинга | Да | 
| Ключевые источники информации | Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. | 
| Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга | Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. | 
| Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) | РСБУ, 01.01.2025 | 
| Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему | Не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов. | 
| Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии | При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному  рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной)  кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг  рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной  (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась  методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и  муниципальным органам власти Российской Федерации (вступила в силу 01.10.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies | 
| Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) | АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг. | 
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.



















