«Эксперт РА» подтвердило кредитный рейтинг Амурской области на уровне ruА и изменило прогноз на позитивный

Москва, 05.11.2025

Резюме

«Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Амурской области на уровне ruА и изменило прогноз на позитивный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruА со стабильным прогнозом.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу на позитивный обусловлено ожиданиями агентства по дальнейшему улучшению ряда экономических и бюджетных показателей. Вместе с тем наблюдается поступательное снижение долговой нагрузки, рост доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов регионального бюджета.

Рейтинг кредитоспособности Амурской области (далее – регион, область) обусловлен высоким уровнем развития экономики и умеренно высоким уровнем инвестиционной привлекательности, умеренно низким уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения, положительное влияние оказывают высокий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года, высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная налоговая база.

Амурская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 361,9 тыс. кв. км, административный центр – г. Благовещенск. Экономика региона является диверсифицированной, к ее ключевым секторам относятся обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых в промышленном секторе, а также строительство, транспортировка и хранение. Обрабатывающие производства представлены в значительной степени газохимическим комплексом, добыча полезных ископаемых - преимущественно добычей золота и угля. Существенный вклад строительства в регионе обеспечивается реализацией на территории региона крупных инвестиционных проектов в газовой отрасти, развитием транспортной инфраструктуры и строительством космодрома «Восточный».

Обоснование рейтинга

Высокий уровень экономического развития региона. По оценке региона, объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) вырос в сопоставимых ценах на 15,4% к уровню 2023 года и составил 1,0 трлн рублей. Ключевой вклад в объем ВРП внесли обрабатывающие производства (20% в структуре ВРП), строительство (18%), транспортировка и хранение (11%). За январь-август 2025 года промышленное производство выросло на 5% к аналогичному периоду 2024 года, по итогам года регион ожидает объем ВРП в размере 1,1 трлн рублей (+1,6% к уровню 2024 года в сопоставимых ценах).

ВРП на душу населения оценивается на высоком уровне, по расчетам агентства, показатель в 2024 году составил 1,4 млн рублей. По итогам 2025 года ВРП на душу населения составит 1,5 млн рублей.

Среднедушевые денежные доходы населения в 2024 году выросли к уровню 2023 года на 19,0% и составили 64,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) на 4,6% до 17,8 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последние 3 года составило 3,3, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2025 года, по ожиданиям региона, среднедушевые денежные доходы населения составят 70 тыс. рублей при ВПМ в размере 20,4 тыс. рублей.

Умеренно низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 753,0 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 1,4% на фоне естественной и миграционной (за исключением 2024 года) убыли населения. Безработица находится на рекордно низком уровне для региона: по итогам 2024 года безработица составила 1,3%, снизившись на 1,1 п. п. относительно уровня 2023 года. В среднем за июнь-август 2025 года безработица опустилась до 1,2%, в среднем по году регион ожидает показатель на уровне 2024 года. В регионе сложился дефицит кадров, что является одним из ключевых барьеров сейчас для дальнейшего экономического развития.

Инвестиционный климат оценивается на умеренно высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году вырос по сравнению с 2023 годом на 19,1% в сопоставимых ценах и составил 956,1 млрд рублей. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 90,3%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается на умеренном уровне. Высокий уровень инвестиций в регионе в последние годы поддерживается за счет реализации крупных проектов (космодрома «Восточный», модернизацией Восточного полигона Транссиба и БАМа, объектов дорожной и аэропортовой инфраструктур, Амурского газоперерабатывающего завода и газохимического комплекса). За первое полугодие 2025 года инвестиции выросли на 7,4% к аналогичному периоду 2024 года в сопоставимых ценах. По итогам 2025 года регион ожидает инвестиции в размере 984,7 млрд рублей (+3% к уровню 2024 года в действующих ценах).

Сбалансированность регионального бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2024 года составил 111,6 млрд рублей, из которых 79,5% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2024 году выросли на 6,3% к уровню 2023 года, межбюджетные трансферты снизились на 15,7%. За 9 месяцев 2025 года ННД выросли на 25,2% к аналогичному периоду 2024 года, в том числе существенный рост показали НДФЛ (+30% в связи с ростом фонда оплаты труда), налог на прибыль (+19,3%, в том числе на фоне введения новых линий газораспределения Амурского газоперерабатывающего завода  и увеличения реализации золота), акцизы (в 1,6 раза, в том числе  за счет  увеличения норматива распределения доходов от акцизов на нефтепродукты, индексации ставок), НДПИ (в 2 раза на фоне увеличения цены реализации золота). За 9 месяцев 2025 года межбюджетные трансферты выросли на 21,2% к аналогичному периоду 2024 года, основной прирост сформировали субсидии (увеличились в 1,6 раза) за счет поступления субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста, на развитие и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог, а также на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. По итогам года регион прогнозирует объем доходов в размере 129,5 млрд рублей, из которых на ННД будет приходиться 80,9%.

Диверсификация налоговой базы находится на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика, по данным региона, в 2024 году составила 8,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 31,7% налоговых доходов бюджета

Объем расходов бюджета в 2024 году составил 114,4 млрд рублей, что на 4,5% выше уровня 2023 года. На долю расходов социального характера пришлось 55,0% всех расходов бюджета. Гибкость расходной части бюджета оценивается на умеренно высоком уровне: в среднем за последние 3 года на долю капрасходов приходилось 11,3% всех расходов, при этом капитальные расходы бюджета финансируются в основном за счет собственных средств регионально бюджета. За 9 месяцев 2025 года расходы выросли на 19,9% к аналогичному периоду 2024 года, наиболее существенно в денежном выражении выросли расходы на национальную экономику (+5,4 млрд рублей), образование (+2,5 млрд рублей) и социальную политику (+3,8 млрд рублей). По итогам 2025 года регион ожидает объем расходов бюджета в размере 134,4 млрд рублей, капитальные расходы будут формировать из них 6,8%.

По итогам 2024 года региональный бюджет был исполнен с дефицитом 2,8 млрд рублей или 3,1% от ННД, который профинансирован за счет остатков средств на счетах и инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК). По итогам 2025 года регион закладывает дефицит бюджета в размере 4,8 млрд рублей или 4,6% от ННД, который будет покрыт казначейскими инфраструктурными кредитами (далее – КИК) и рыночным долгом.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. На 01.01.2025 долг региона составил 33,4 млрд рублей, что на 3,6% ниже, чем на 01.01.2024; долговая нагрузка, по расчетам агентства, составила 37,7% (31,5% без учета ИБК и специального казначейского кредита). Снижение долга произошло за счет погашения части банковских и бюджетных кредитов. По итогам 2025 года долг увеличится до 37,5 млрд рублей за счет привлечения банковских кредитов, КИК и выпуска облигаций, при этом долговая нагрузка за счет роста ННД снизится до 35,8% (29,8% за вычетом ИБК, специальных казначейских кредитов и КИК). В структуре долга на отчетную дату преобладали бюджетные кредиты (78,2%), остальная часть долга – банковские кредиты (15,8%) и облигационные займы (6,0%). По итогам года увеличится вклад банковских кредитов (до 17,3%) и облигаций (14,4%), при этом снизится доля бюджетных кредитов (68,3%). Регион характеризуется умеренно низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 1,3% от ННД (по итогам 2025 года показатель составит 1,5% от ННД), что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен позитивный прогноз, что предполагает высокую вероятность повышения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Полное наименование объекта рейтинга Амурская область
Вид объекта рейтинга Субъект Российской Федерации
Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира Россия
Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица Отсутствует
Дата первого опубликования кредитного рейтинга 30.05.2024 
Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия 15.05.2025
Рейтинговая шкала Российская национальная рейтинговая шкала
Запрошенность рейтинга Да
Ключевые источники информации Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников.
Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) РСБУ, 01.01.2025
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему Не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации (вступила в силу 01.10.2025).
Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies
Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"
ПАО "НЛМК"