«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Марий Эл на уровне ruBBB+

Москва, 12.11.2025

Резюме

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг кредитоспособности Республики Марий Эл на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Республики Марий Эл (далее – республика, регион) обусловлен умеренно низким уровнем развития экономики при низком уровне демографического развития и развитом рынке труда, низким уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают умеренно диверсифицированная структура экономики и низкая зависимость от крупнейших налогоплательщиков. Давление оказывают низкий уровень отношения инвестиций в основной капитал к ВРП за три последних года, умеренно низкий уровень среднедушевых доходов населения к величине прожиточного минимума и отрицательная динамика численности населения.

Республика Марий Эл – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 23,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Йошкар-Ола. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, сельское, лесное хозяйство, оптовая и розничная торговля. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования. В сельском хозяйстве региона ведущее место занимает животноводство, которое имеет в первую очередь молочно-мясную специализацию.

Обоснование рейтинга

Умеренно низкий уровень развития экономики региона обусловлен в том числе низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 349,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3,5% выше уровня 2023 года. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+8,4% к уровню 2023 года, в том числе обрабатывающих производств +8,7%), производства сельскохозяйственной продукции (+4,9%), а также оборота розничной торговли (+11,4%) и объема платных услуг населению (+4,1%), при этом объем строительных работ снизился (-38,5%). За 9 месяцев текущего года промышленное производство увеличилось на 0,9% к аналогичному периоду отчетного года, в том числе обрабатывающие производства на 1,7%, оборот розничной торговли увеличился на 1%. По итогам 2025 года регион прогнозирует рост ВРП на 2,3% к уровню 2024 года до 386,3 млрд рублей.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 15,4% к уровню 2023 года в действующих ценах и сложился в размере 0,5 млн рублей. По итогам 2025 года показатель составит 0,6 млн рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года сложилось на умеренно низком уровне и составило 2,4. Среднедушевые денежные доходы населения за 2024 год выросли на 16,6% до 36,2 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 13,6 тыс. рублей. По итогам 2025 года среднедушевые денежные доходы населения прогнозируются с ростом на 16,8% до 42,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на 14,8% выше уровня 2024 года – 15,6 тыс. рублей.

Низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения региона находится на низком уровне, по состоянию на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 666,2 тыс. человек и за последние три года сократилась на 1,5%. Неблагоприятные тенденции в динамике численности населения региона обусловлены естественной убылью и миграционным оттоком. Показатель безработицы в регионе по итогам 2024 году снизился на 1,1 п. п. относительно уровня 2023 года и составил 2,3%. В среднем за июль-сентябрь безработица сложилась на уровне 1,8%, по итогам текущего года регионом прогнозируется на уровне 2024 года.

Инвестиционный климат находится на низком уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам отчетного года сложился на уровне 54,5 млрд рублей, что ниже уровня предыдущего года на 3,4% в сопоставимых ценах и обусловлено снижением бюджетных инвестиций в связи с завершением 1 этапа реализации национальных проектов. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 16,4%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 1 полугодия текущего года инвестиции в основной капитал сократились на 16,8% в сопоставимых ценах и составили 18,0 млрд рублей. Снижение инвестиционной активности в регионе в большей степени обусловлено удорожанием заимствований на фоне высокой ключевой ставки. По итогам 2025 года инвестиции в основной капитал регионом ожидаются на уровне 58,7 млрд рублей. Инвестиционная привлекательность региона также оценивается как низкая.

Сбалансированность бюджета характеризуется комфортным уровнем. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год увеличился на 13,1% и составил 64,7 млрд рублей, из которых 55,5% приходились на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), что на 1,6 п. п. выше, чем годом ранее. По сравнению с предыдущим годом ННД за 2024 год увеличились на 16,5% и составили 35,9 млрд рублей, межбюджетные трансферты из федерального бюджета приросли на 10,3% до 28,4 млрд рублей. За 9 месяцев текущего года ННД увеличились на 5,7% относительно аналогичного периода 2024 года, межбюджетные трансферты из федерального бюджета сократились на 10,4%. Позитивная динамика ННД была поддержана увеличением поступлений по НДФЛ (+18,0%) в связи с ростом фонда заработной платы, а также по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+14,2%) в связи с увеличением налогооблагаемой базы. При этом снизились поступления по акцизам (-27,8% в связи со снижением поступлений по акцизам на нефтепродукты на фоне окончания в 2024 году реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги») и по налогу на имущество организаций (-1,1%). В структуре межбюджетных трансфертов из федерального бюджета отрицательная динамика сложилась за счет снижения объема субсидий на 29,0%. По итогам 2025 года ННД регионом прогнозируются с небольшим ростом на 0,1%, межбюджетные трансферты из федерального бюджета – со снижением на 3,7%, в результате чего доля ННД в доходах будет составлять 56,7%.

Диверсификация налоговой базы региона оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков в 2024 году приходилось 20,2% налоговых доходов, на одного крупнейшего налогоплательщика – 4,2% налоговых доходов.

Расходы регионального бюджета за 2024 год увеличились на 4,8% г/г и составили 61,1 млрд рублей. В структуре расходов преобладали расходы социального характера, доля которых за отчетный год приросла на 7,0 п. п. и составила 60,6%. За 9 месяцев текущего года расходы республиканского бюджета выросли на 8,5% к аналогичному периоду отчетного года, в наибольшей степени в абсолютном выражении увеличились расходы на социальную политику (+5,5 млрд рублей) в основном за счет увеличения расходов по реализации мер поддержки участников СВО и членов их семей. При этом сократились расходы на ЖКХ (-1,1 млрд рублей) и национальную экономику (-1,0 млрд рублей). По итогам 2025 года регионом прогнозируется рост расходов на 12,5% до 68,7 млрд рублей. Гибкость расходной части регионального бюджета оценивается сдержанно: в 2024 году доля капитальных расходов составила 6,8% (примерно половина капрасходов профинансирована за счет собственных средств), по итогам 2025 года доля капрасходов снизится до 4,8% (в основном в связи с сокращением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства), при этом большая часть капрасходов будет профинансирована за счет собственных средств регионального бюджета.

По итогам 2024 года республиканский бюджет был исполнен с профицитом, который составил 3,7 млрд рублей или 10,2% от ННД. По итогам 2025 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 5,4 млрд рублей или 15,0% от ННД, который будет покрыт за счет остатков средств на счетах и казначейского инфраструктурного кредита (далее – КИК). 

Регион характеризуется низкой долговой нагрузкой. Долг региона на отчетную дату сократился в 1,3 раза относительно 01.01.2024 и составил 8,8 млрд рублей в связи с погашением облигационного займа и части бюджетных кредитов. Долговая нагрузка составила, по расчетам агентства, 24,5% (без учета инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и специального казначейского кредита (далее – СКК) долговая нагрузка составила 19,3%). По итогам 2025 года регионом прогнозируется сокращение долга в 1,9 раза до 4,7 млрд рублей в связи со списанием 2/3 бюджетных кредитов и частичным погашением ИБК и СКК. Долговая нагрузка снизится на 11,5 п. п. и составит 13,0% от ННД (без учета ИБК, СКК и КИК долговая нагрузка составит 7,6%). Долговой портфель на 01.01.2025 состоял на 100% из бюджетных кредитов, по итогам текущего года кардинальных изменений не ожидается. В связи с преобладанием бюджетных кредитов в долговом портфеле, расходы на обслуживание долга в отчетном году находились на низком уровне – 0,3% от ННД, что оценивается позитивно. По итогам 2025 года данные расходы прогнозируются на уровне 0,2% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruВВВ+

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Полное наименование объекта рейтинга Республика Марий Эл
Вид объекта рейтинга Субъект Российской Федерации
Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира Россия
Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица Отсутствует
Дата первого опубликования кредитного рейтинга 11.07.2022
Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия 20.05.2025
Рейтинговая шкала Российская национальная рейтинговая шкала
Запрошенность рейтинга Да
Ключевые источники информации Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников.
Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) РСБУ, 01.01.2025
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему Не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации (вступила в силу 01.10.2025).
Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies
Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ООО ИК "АЙГЕНИС"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"