«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг города Красноярска на уровне ruА+
Москва, 26.11.2025
«Эксперт РА» подтвердил рейтинг кредитоспособности города Красноярска на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Красноярска (далее – город, муниципалитет) обусловлен сильным уровнем развития экономики, демографического развития и низким уровнем безработицы, комфортным уровнем инвестиционного климата и сбалансированности бюджета, сильными позициями по долговой нагрузке. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) и исполнительская дисциплина бюджета, давление на рейтинговую оценку оказывает невысокий объем инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства), а также негативная динамика объема отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) в последние несколько лет.
Красноярск является административным центром Красноярского края, входящего в десятку крупнейших регионов по объему ВРП. Город является крупным транспортно-логистическим центром с развитой местной экономикой. Металлургия является одной из значимых отраслей экономики города и представлена в основном алюминиевой промышленностью. Развитие металлургического производства осуществляется в рамках стратегии развития металлургических предприятий АО «РУСАЛ Красноярск», ООО «КраМЗ», ОАО «Красцветмет».
Обоснование рейтинга
Сильный уровень развития экономики муниципалитета обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками при негативной экономической динамике последние несколько лет: объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) (далее – ТРУ) по итогам 2024 года (далее – отчетный год) составил 0,81 трлн рублей – это на 3,6% выше уровня 2023 года в действующих ценах, но более чем на 5% ниже в сопоставимых ценах (с учетом индекса потребительских цен). Одним из ключевых факторов, сдерживающих экономическую динамику города – металлургическое производство (26,6% от объема ТРУ в 2024 году), которое пострадало из-за санкционных ограничений и снижения цен на алюминий. В текущем году, по данным города, за январь - сентябрь совокупный объем ТРУ города вырос на 16,2% в текущих ценах к соответствующему периоду 2024 года – рост наблюдался во всех отраслях, за исключением деятельности по операциям с недвижимым имуществом и госуправления. По итогам 2025 года, по оценке агентства на основе данных города, объём ТРУ составит порядка 0,83 трлн рублей (-6% в сопоставимых ценах к уровню 2025 года с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен).
Объем ТРУ на душу населения, по расчетам агентства, находится на высоком уровне и составил по итогам 2024 года 672 тыс. рублей, что на 2,9% в действующих ценах выше уровня 2023 года. По итогам 2025 года показатель составит 685 тыс. рублей (+2,0% к уровню 2024 года).
Сильный уровень демографического развития и низкий уровень безработицы. Город имеет высокие размерные параметры по численности населения, которая на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 1,2 млн человек, при этом за последний год численность населения выросла на 0,6% в связи с миграционным приростом. Безработица за 2024 год в городе составила 0,35%, при 0,39% годом ранее и ожиданиях не выше 0,40% по итогам 2025 года. Кадровые потребности экономики города в определенной степени компенсируются миграционным притоком из прилегающих территорий Красноярского края и других регионов.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2024 год вырос в текущих ценах на 13,7% к уровню 2023 года и составил 169 млрд рублей, более четверти инвестиций было направлено на сектор транспортировки и хранения. Отношение инвестиций в основной капитал к объему ТРУ за последние три года сложилось на низком уровне и составило 18,3%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, однако это во многом связано с крупной размерностью экономики города. По итогам 2025 года город ожидает объем инвестиций в размере 209 млрд рублей (+23,5% в текущих ценах к уровню 2024 года).
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов городского бюджета в 2024 году составил 63,4 млрд рублей, из которых 57,0% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). В 2024 году ННД выросли на 20,6% к уровню 2023 года, поддержку позитивной динамике оказали все бюджетообразующие налоги за исключением налога на прибыль организаций. Межбюджетные трансферты в 2024 году выросли на 5,2%. За 9 месяцев текущего года доходы города приросли на 8,9% к аналогичному периоду 2024 года, в том числе ННД приросли на 7,2%. В структуре налоговых доходов наибольший прирост наблюдался по НДФЛ (+14,4% в связи с ростом фонда оплаты труда), акцизам (+15,5% в связи с ростом ставок акцизов на отдельные виды нефтепродуктов и увеличение объемов реализации автомобильного бензина). Существенное снижение наблюдается по налогу на прибыль организаций (-17,6%), что обусловлено сокращением платежей от организаций, занятых в сфере добычи полезных ископаемых, финансовой и страховой деятельности, а также транспортировке и хранении. За 9 месяцев текущего года межбюджетные трансферты выросли на 10,2% к уровню аналогичного периода 2024 года, в том числе субвенции на 14,3%, иные межбюджетные трансферты на 9,7%, субсидии на 0,2%. По итогам 2025 года город ожидает объем доходов в размере 70,1 млрд рублей, ННД вырастут на 8,1% к уровню 2024 года, но их доля в доходах снизится до 55,7% на фоне опережающего роста межбюджетных трансфертов.
Диверсификация налоговой базы города оценивается на высоком уровне: в отчетном году на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 13,6% налоговых доходов, а на долю самого крупного налогоплательщика из их числа – 5,8% налоговых доходов
Расходы городского бюджета в 2024 году увеличились на 10,4% по сравнению с 2023 годом и сложились на уровне 61,3 млрд рублей, из которых 68,6% это расходы социального характера. Доля капитальных расходов в структуре расходов составила 11,7%, однако в среднем за последние 3 года они более чем на половину были профинансированы за счет межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета, что ограничивает гибкость расходной части бюджета. За 9 месяцев текущего года расходы города приросли на 13,4% к аналогичному периоду 2024 года, в том числе наибольший рост в денежном выражении наблюдался по расходам на образование (+3,0 млрд рублей) и ЖКХ (+1,6 млрд рублей), основные факторы – увеличение объема работ по строящимся (реконструируемым) объектам и объемов предоставляемых средств из краевого бюджета на перевод частных домовладений на более экологичные виды отопления. Наибольшее снижение расходов – по национальной экономике (-0,7 млрд рублей), что в основном связано с уменьшением средств, направленных на ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения. По итогам 2025 года городом ожидается рост капитальных расходов почти на 33 % в связи с тем, что на 2025 год приходится больший объем работ по строящимся (реконструируемым) объектам, на этом фоне доля капрасходов в расходах составит 13,1%, объем расходов составит 72,7 млрд рублей.
С 2020 года городской бюджет исполняется с профицитом, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2024 года профицит бюджета составил 2,1 млрд рублей или 5,7% ННД. По итогам 2025 года город ожидает дефицит бюджета 2,6 млрд рублей или 6,7% от ННД, дефицит бюджета будет покрыт в том числе остатками средств на счетах.
Муниципалитет имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долговая нагрузка города находится на низком уровне, на 01.01.2025 долг города сократился на 24% к предыдущей отчетной дате в связи с погашением части облигационных и банковских займов и составил 4,6 млрд рублей. Долговая нагрузка снизилась на 7,6 п. п. и составила 12,8%, по итогам 2025 года объем долга сохранится на прежнем уровне, долговая нагрузка сократится до 11,9% на фоне роста ННД. Структура долга на 01.01.2025 была представлена банковскими кредитами (83,1%) и облигационными займами (16,9%), по итогам текущего года долговой портфель будет состоять только из банковских кредитов (облигации погашены). Расходы на обслуживание долга находятся на низком уровне, по итогам 2024 года отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,7% (по итогам 2025 года показатель сохранится на уровне 2024 года), что положительно повлияло на рейтинговую оценку. Муниципалитет имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, доступа к казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА+
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на прежнем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
| Полное наименование объекта рейтинга | город Красноярск |
| Вид объекта рейтинга | Город |
| Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира | Россия |
| Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица | Отсутствует |
| Дата первого опубликования кредитного рейтинга | 21.02.2020 |
| Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия | 04.06.2025 |
| Рейтинговая шкала | Российская национальная рейтинговая шкала |
| Запрошенность рейтинга | Да |
| Ключевые источники информации | Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. |
| Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга | Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. |
| Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) | РСБУ, 01.01.2025 |
| Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему | Не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов. |
| Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии | При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации (вступила в силу 01.10.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies |
| Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) | АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг. |
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.



















