«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг города Красноярска на уровне ruА+

Москва, 26.11.2025

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг кредитоспособности города Красноярска на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Красноярска (далее – город, муниципалитет) обусловлен сильным уровнем развития экономики, демографического развития и низким уровнем безработицы, комфортным уровнем инвестиционного климата и сбалансированности бюджета, сильными позициями по долговой нагрузке. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) и исполнительская дисциплина бюджета, давление на рейтинговую оценку оказывает невысокий объем инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства), а также негативная динамика объема отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) в последние несколько лет.

Красноярск является административным центром Красноярского края, входящего в десятку крупнейших регионов по объему ВРП. Город является крупным транспортно-логистическим центром с развитой местной экономикой. Металлургия является одной из значимых отраслей экономики города и представлена в основном алюминиевой промышленностью. Развитие металлургического производства осуществляется в рамках стратегии развития металлургических предприятий АО «РУСАЛ Красноярск», ООО «КраМЗ», ОАО «Красцветмет».

Обоснование рейтинга

Сильный уровень развития экономики муниципалитета обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками при негативной экономической динамике последние несколько лет: объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) (далее – ТРУ) по итогам 2024 года (далее – отчетный год) составил 0,81 трлн рублей – это на 3,6% выше уровня 2023 года в действующих ценах, но более чем на 5% ниже в сопоставимых ценах (с учетом индекса потребительских цен). Одним из ключевых факторов, сдерживающих экономическую динамику города – металлургическое производство (26,6% от объема ТРУ в 2024 году), которое пострадало из-за санкционных ограничений и снижения цен на алюминий. В текущем году, по данным города, за январь - сентябрь совокупный объем ТРУ города вырос на 16,2% в текущих ценах к соответствующему периоду 2024 года – рост наблюдался во всех отраслях, за исключением деятельности по операциям с недвижимым имуществом и госуправления. По итогам 2025 года, по оценке агентства на основе данных города, объём ТРУ составит порядка 0,83 трлн рублей (-6% в сопоставимых ценах к уровню 2025 года с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен).

Объем ТРУ на душу населения, по расчетам агентства, находится на высоком уровне и составил по итогам 2024 года 672 тыс. рублей, что на 2,9% в действующих ценах выше уровня 2023 года. По итогам 2025 года показатель составит 685 тыс. рублей (+2,0% к уровню 2024 года).

Сильный уровень демографического развития и низкий уровень безработицы. Город имеет высокие размерные параметры по численности населения, которая на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 1,2 млн человек, при этом за последний год численность населения выросла на 0,6% в связи с миграционным приростом. Безработица за 2024 год в городе составила 0,35%, при 0,39% годом ранее и ожиданиях не выше 0,40% по итогам 2025 года. Кадровые потребности экономики города в определенной степени компенсируются миграционным притоком из прилегающих территорий Красноярского края и других регионов.

Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2024 год вырос в текущих ценах на 13,7% к уровню 2023 года и составил 169 млрд рублей, более четверти инвестиций было направлено на сектор транспортировки и хранения. Отношение инвестиций в основной капитал к объему ТРУ за последние три года сложилось на низком уровне и составило 18,3%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, однако это во многом связано с крупной размерностью экономики города. По итогам 2025 года город ожидает объем инвестиций в размере 209 млрд рублей (+23,5% в текущих ценах к уровню 2024 года).

Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов городского бюджета в 2024 году составил 63,4 млрд рублей, из которых 57,0% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). В 2024 году ННД выросли на 20,6% к уровню 2023 года, поддержку позитивной динамике оказали все бюджетообразующие налоги за исключением налога на прибыль организаций. Межбюджетные трансферты в 2024 году выросли на 5,2%. За 9 месяцев текущего года доходы города приросли на 8,9% к аналогичному периоду 2024 года, в том числе ННД приросли на 7,2%. В структуре налоговых доходов наибольший прирост наблюдался по НДФЛ (+14,4% в связи с ростом фонда оплаты труда), акцизам (+15,5% в связи с ростом ставок акцизов на отдельные виды нефтепродуктов и увеличение объемов реализации автомобильного бензина). Существенное снижение наблюдается по налогу на прибыль организаций (-17,6%), что обусловлено сокращением платежей от организаций, занятых в сфере добычи полезных ископаемых, финансовой и страховой деятельности, а также транспортировке и хранении. За 9 месяцев текущего года межбюджетные трансферты выросли на 10,2% к уровню аналогичного периода 2024 года, в том числе субвенции на 14,3%, иные межбюджетные трансферты на 9,7%, субсидии на 0,2%. По итогам 2025 года город ожидает объем доходов в размере 70,1 млрд рублей, ННД вырастут на 8,1% к уровню 2024 года, но их доля в доходах снизится до 55,7% на фоне опережающего роста межбюджетных трансфертов.

Диверсификация налоговой базы города оценивается на высоком уровне: в отчетном году на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 13,6% налоговых доходов, а на долю самого крупного налогоплательщика из их числа – 5,8% налоговых доходов

Расходы городского бюджета в 2024 году увеличились на 10,4% по сравнению с 2023 годом и сложились на уровне 61,3 млрд рублей, из которых 68,6% это расходы социального характера. Доля капитальных расходов в структуре расходов составила 11,7%, однако в среднем за последние 3 года они более чем на половину были профинансированы за счет межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета, что ограничивает гибкость расходной части бюджета. За 9 месяцев текущего года расходы города приросли на 13,4% к аналогичному периоду 2024 года, в том числе наибольший рост в денежном выражении наблюдался по расходам на образование (+3,0 млрд рублей) и ЖКХ (+1,6 млрд рублей), основные факторы – увеличение объема работ по строящимся (реконструируемым) объектам и объемов предоставляемых средств из краевого бюджета на перевод частных домовладений на более экологичные виды отопления. Наибольшее снижение расходов – по национальной экономике (-0,7 млрд рублей), что в основном связано с уменьшением средств, направленных на ремонт, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.  По итогам 2025 года городом ожидается рост капитальных расходов почти на 33 % в связи с тем, что на 2025 год приходится больший объем работ по строящимся (реконструируемым) объектам, на этом фоне доля капрасходов в расходах составит 13,1%, объем расходов составит 72,7 млрд рублей.

С 2020 года городской бюджет исполняется с профицитом, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2024 года профицит бюджета составил 2,1 млрд рублей или 5,7% ННД. По итогам 2025 года город ожидает дефицит бюджета 2,6 млрд рублей или 6,7% от ННД, дефицит бюджета будет покрыт в том числе остатками средств на счетах.

Муниципалитет имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долговая нагрузка города находится на низком уровне, на 01.01.2025 долг города сократился на 24% к предыдущей отчетной дате в связи с погашением части облигационных и банковских займов и составил 4,6 млрд рублей. Долговая нагрузка снизилась на 7,6 п. п. и составила 12,8%, по итогам 2025 года объем долга сохранится на прежнем уровне, долговая нагрузка сократится до 11,9% на фоне роста ННД. Структура долга на 01.01.2025 была представлена банковскими кредитами (83,1%) и облигационными займами (16,9%), по итогам текущего года долговой портфель будет состоять только из банковских кредитов (облигации погашены). Расходы на обслуживание долга находятся на низком уровне, по итогам 2024 года отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,7% (по итогам 2025 года показатель сохранится на уровне 2024 года), что положительно повлияло на рейтинговую оценку. Муниципалитет имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, доступа к казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА+

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на прежнем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Полное наименование объекта рейтинга город Красноярск
Вид объекта рейтинга Город
Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира Россия
Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица Отсутствует
Дата первого опубликования кредитного рейтинга 21.02.2020
Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия 04.06.2025
Рейтинговая шкала Российская национальная рейтинговая шкала
Запрошенность рейтинга Да
Ключевые источники информации Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников.
Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) РСБУ, 01.01.2025
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему Не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации (вступила в силу 01.10.2025).
Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies
Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ООО ИК "АЙГЕНИС"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"