«Эксперт РА» подтвердил рейтинг ESG ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» на уровне ESG-АА-
Москва, 08.12.2025
Резюме
«Эксперт РА» подтвердил рейтинг ESG ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (далее – Банк, МКБ) на уровне ESG-АА-, что означает очень высокий уровень реализации и планирования практик в области устойчивого развития. Прогноз по рейтингу – стабильный. Рейтинг ESG был уточнен в связи с изменением методологии и переходом на единую рейтинговую шкалу. Ранее у Банка действовал рейтинг на уровне ESG-II(b) и ESG-A1 в соответствии со шкалой Банка России со стабильным прогнозом.
МКБ – системно значимый универсальный банк со специализацией на обслуживании предприятий крупного и среднего бизнеса и операциях на финансовых рынках (прежде всего, инвестициях в ценные бумаги и операциях РЕПО). Сеть присутствия банка насчитывает 90 офисов на территории РФ, включая головной офис в Москве.
Обоснование рейтинга
Блок Environmental (Окружающая среда) оказывает нейтральное влияние
Высокий уровень реализации климатической политики. МКБ ведет учет выбросов парниковых газов (далее – ПГ) по трем охватам. В 2024 году (далее также – отчетный год) объем выбросов ПГ увеличился на 6,0% до 3,8 тыс. т СO2-экв., удельный показатель на сотрудника вырос на 3,0% до 0,6 т CO2-экв., что в первую очередь обусловлено вводом в эксплуатацию некоторых помещений после ремонта. При этом за 2022–2024 гг. объем выбросов ПГ и удельный показатель на сотрудника сократились на 7,7% и 7,3% соответственно. В отчетном году Банк утвердил Стратегию климатического перехода на 2024-2026 гг., которая синхронизирована со Стратегией в области устойчивого развития (далее – ESG-стратегия) и устанавливает цели по сокращению углеродного следа с перспективой достижения углеродной нейтральности по 1 и 2 охватам к концу 2026 года. Агентство положительно оценивает полную компенсацию МКБ собственного углеродного следа по охватам 1 и 2 за 2024 год за счет покупки углеродных единиц и сертификатов зеленой электроэнергии, а также расчет углеродного следа кредитного портфеля в соответствии с международными и национальными стандартами, принципами и рекомендациями.
Умеренно высокая степень внедрения принципов «зеленого» офиса. Придерживаясь принципов Политики в области устойчивого развития, Банк развивает концепцию «зеленого» рабочего пространства. В офисах отказываются от одноразовой посуды, внедряют раздельный сбор отходов, электронный документооборот, а также энерго- и ресурсосберегающие технологии в системах освещения, водо-, тепло- и холодоснабжения зданий. Благодаря реализуемым инициативам в 2024 году был повышен уровень сертификации 3 крупнейших офисов МКБ на соответствие требованиям стандарта Зеленый офис. Ecogreenoffice, что положительно оценивается агентством.
Развивающаяся практика ответственного финансирования (экологические аспекты). В рамках ESG-стратегии Банк стремится увеличить текущий ESG-портфель не менее чем на 35% к концу 2026 года. Руководствуясь национальной2 и внутренней таксономиями и следуя принципам Порядка управления экологическим и социальным воздействием при предоставлении финансирования, Банк оценивает кредиты на соответствие критериям ESG-финансирования. К концу 2024 года объем зеленых кредитов вырос на 63,5% до 68,1 млрд руб. (2,7% корпоративного кредитного портфеля МКБ). Помимо этого, МКБ является участником организации выпусков 6 зеленых облигаций в обращении, включая 1 выпуск в 2024 году, что оказывает поддержку оценке фактора.
Блок Social (Общество) оказывает умеренно положительное влияние
Приемлемый уровень оплаты труда. Положение об оплате труда и о совокупном вознаграждении работников и ряд других внутренних документов определяют действующую в МКБ систему материальной и нематериальной мотивации, зависящей от качества и сроков выполнения задач, плановых и целевых показателей. В отчетном году заработная плата 70% сотрудников была пересмотрена, ее средний показатель по Банку соответствует среднеотраслевому уровню3 в Москве.
Очень благоприятные условия труда. В отчетном году 100% сотрудников, прошедших испытательный срок, были обеспечены полисами добровольного медицинского страхования, оформленными в АО ГСК «Югория» (ruAA от «Эксперт РА»). В 2024 году Банк инвестировал 348,8 млн руб. в развитие социальных программ для сотрудников, включающих оказание материальной поддержки, компенсацию по нетрудоспособности, программы лояльности от МКБ и партнеров, а также корпоративные программы по повышению уровня благополучия сотрудников. В отчетном году возможностью получить дополнительное образование за счет Банка воспользовались 79% работников, на каждого из которых в среднем пришлось 47,7 часов обучения.
Умеренно низкий уровень текучести кадров. В 2024 году коэффициент текучести кадров снизился на 3,2 п. п. по сравнению с 2023 годом, составив 27,5%.
Умеренный уровень взаимодействия с обществом и клиентами. В отчетном году МКБ направил более 250 млн руб. на реализацию социальных и благотворительных проектов, уделяя особое внимание образовательным инициативам, повышению финансовой грамотности населения и оказанию необходимой адресной помощи. Помимо этого, в МКБ действует бесплатная IT-академия, программа обучения для разработчиков. За 2022–2024 гг. 70,4% прошедших обучение в IT-академии остались работать в Банке.
Развивающаяся практика ответственного финансирования (социальные аспекты). По итогам 2024 года объем социальных кредитов увеличился на 20,0% до 34,4 млрд руб., кредитов устойчивого развития – на 2,7% до 84,0 млрд руб., что в совокупности составило 4,8% корпоративного кредитного портфеля МКБ.
Блок Governance (Корпоративное управление) оказывает положительное влияние
Умеренно высокий уровень стратегического планирования. Банк обновил стратегическое видение в отчетном году, сохранив важность аспектов ESG. В рамках ESG-стратегии и Стратегии климатического перехода сформулированы амбициозные и исчисляемые цели, направленные в т. ч. на достижение собственной углеродной нейтральности, содействие развитию и росту рынка ответственного финансирования, улучшение условий труда, а также увеличение объема системных инвестиций в защиту окружающей среды, биоразнообразие, образование и науку.
Достаточно высокая эффективность системы органов управления. На конец 2024 года в составе Наблюдательного совета (далее – НС) Банка было 8 человек, включая 2 женщин. При НС созданы 3 комитета: по аудиту и рискам, по стратегии и устойчивому развитию, по вознаграждениям, корпоративному управлению и назначениям. Отсутствие независимых директоров в отчетном году и привязки вознаграждения членов НС к достижению целевых показателей в области устойчивого развития сдерживает рейтинговую оценку. В МКБ сформировано правление из 10 человек, и в карты КПЭ членов, ответственных за реализацию ESG-стратегии, включены соответствующие показатели. Поддержку оценке фактора оказывает наличие безопасного, конфиденциального и доступного способа информирования НС о различных нарушениях.
Эффективная система риск-менеджмента. Управление рисками, включая ESG-риски, возложено на Дирекцию рисков и Службу внутреннего контроля. В годовом отчете Банка представлена карта рисков и подходы к управлению ими. Процесс управления рисками тщательно регламентируется рядом внутренних нормативных документов, а результативность отображаются в регулярной отчетности. Отдельно выделены климатические риски, которые МКБ впервые оценил в 2023 году, а в 2024 провел детальную идентификацию и оценку с использованием сценарного анализа и с учетом рекомендаций Банка России. Помимо этого, МКБ оценивает ESG-риски заемщиков, что оказывает поддержку оценке фактора.
Высокая степень транспарентности информации. МКБ составляет и публикует отчетность по РСБУ и МСФО, размещает значительный объем существенной информации. Нефинансовые данные раскрываются в рамках годового отчета, составленного в т. ч. в соответствии со стандартами GRI, SASB, UNEP FI4, с учетом IFRS S1 и S25, а также прошедшего проверку независимой организацией. В рэнкинге ESG-прозрачности от «Эксперт РА» в 2025 году МКБ сохраняет высокие позиции, занимая 2-е место в общем и 1-е в отраслевом.
Высокий уровень развития ответственной цепочки поставок. Информацию о процедурах закупки Банк публикует на открытых электронных ресурсах. До участия в закупочных процедурах допускаются только поставщики и подрядчики, давшие согласие на соответствие принципам Кодекса поведения поставщиков и подрядчиков (далее – Кодекс). Все тендерные поставщики обязаны заполнить Квалификационную анкету на соответствие требованиям, охватывающим все блоки ESG, и предоставить подтверждающие документы. В рамках дальнейшего взаимодействия с поставщиками и подрядчиками Банк проводит ежегодный мониторинг, оценивая соблюдение принятых обязательств Кодекса, применимых законодательных требований, а также учет рекомендаций по повышению ESG-зрелости (при наличии таковых). Агентство положительно оценивает значительную долю закупок у субъектов МСП, составившую в отчетном году 53%.
Высокое качество и уровень детализации политики ответственного инвестирования. Подход Банка к ответственному инвестированию определен в соответствующей политике, предусматривающей ежегодный мониторинг и оценку эффективности применяемых принципов. Анализ ESG-факторов при принятии инвестиционных решений осуществляются в соответствии с Порядком управления экологическим и социальным воздействием при предоставлении финансирования. Банк является подписантом UNEP FI5 и соблюдает эти принципы в своей практике, что положительно оценивается агентством. Поддержку оценке фактора также оказывает наличие у МКБ списка запрещенных к сотрудничеству отраслей и видов деятельности.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
При присвоении рейтинга ESG ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» применялась методология присвоения рейтингов ESG (вступила в силу 24.11.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies.
Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК», а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Некредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно некредитных рисков, принимаемых на себя контрагентами при взаимодействии с рейтингуемым лицом.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
1 Соответствует уровню АА- по новой рейтинговой шкале
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации»
3 ОКВЭД 64.19 – Денежное посредничество прочее, на основании статистических данных Федеральной службы государственной статистики https://fedstat.ru/indicator/58701
4 Principles for Responsible Banking UNEP FI
5 Стандарты МСФО (IFRS) по раскрытию информации в области устойчивого развития S1 и S2 Совета по международным стандартам устойчивого развития (ISSB)



















