«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Чувашской Республики на уровне ruА

Москва, 15.12.2025

Резюме

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен умеренным уровнем развития экономики, умеренно низким уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, умеренно низким уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокая гибкость расходной части бюджета, диверсификация налоговой базы и низкие расходы на обслуживание долга. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и низкий уровень инвестиций в основной капитал относительно объёма ВРП.

Чувашская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители машиностроения, электрооборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Сельское хозяйство региона специализируется на производстве зерна, картофелеводстве, овощеводстве, хмелеводстве, мясомолочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве.

Обоснование рейтинга

Умеренный уровень развития экономики региона. По текущей оценке региона, объём ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил 660,9 млрд рублей, увеличившись на 3,5% в сопоставимых ценах. Положительную динамику обеспечили обрабатывающие производства (+16,2% г/г), розничная торговля (+11,6%), платные услуги населению (+4,7%), сельское хозяйство (+0,5%). За девять месяцев текущего года наибольший вклад в экономику внесло также промышленное производство, продемонстрировав рост на 3,6% к соответствующему периоду прошлого года. Рост в обрабатывающем секторе составил 5,5%, наиболее высокие темпы зафиксированы в производстве компьютеров и электроники, химии и пищевых продуктов. По прогнозу региона, в 2025 году темп прироста ВРП составит 1,9% в сопоставимых ценах, а его объём в абсолютном выражении – 712,6 млрд рублей.

ВРП на душу населения агентством оценивается сдержанно. По расчётам агентства, его значение в отчётном году составило 568 тыс. рублей, что на 10,6% выше уровня предшествующего года в действующих ценах. По итогам этого года ожидается рост показателя до 616 тыс. рублей.

Среднедушевые денежные доходы населения (далее – СДД) за отчётный год выросли на 15,3% до 39,4 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – на 8,7% до 13,4 тыс. рублей. Отношение СДД к ВПМ за последние три года находилось на уровне 2,7, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2025-го СДД составят 42,1 тыс. рублей, а их отношение к ВПМ сохранится на том же уровне.

Умеренно низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. Численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 1159,8 тыс. человек, снизившись за последние три года на 2,0% за счёт естественной и миграционной убыли населения. Безработица в регионе достигла очень низкого уровня, при котором возникают риски ограничения дальнейшего экономического развития региона на фоне сложившегося дефицита кадров. Среднегодовое значение по итогам отчётного года составило 2,1%, что на 0,3 п. п. меньше, чем годом ранее. В текущем году уровень безработицы продолжил снижаться, в июле-сентябре среднее значение составляло 1,7%. По итогам 2025 года регион прогнозирует среднегодовую безработицу на уровне 2,2%.

Инвестиционный климат оценивается на умеренно низком уровне. Объём инвестиций в основной капитал в 2024 году сократился по сравнению с 2023 годом на 28,7% в сопоставимых ценах до 96,2 млрд рублей, что объясняется завершением в 2023 году крупных инвестпроектов в промышленном производстве и дорожном строительстве, а также частичным переносом этапов реализации проектов на 2025 год. Отношение объёма инвестиций к ВРП за последние три года остаётся на низком уровне – 18,2%. Инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренная. За девять месяцев 2025-го инвестиции в основной капитал составили 57,4 млрд рублей, что на 1,4% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Согласно прогнозу региона, по итогам текущего года объём инвестиций в основной капитал составит 104,2 млрд рублей (100,2% к уровню 2024 года в сопоставимых ценах), однако, учитывая динамику за первое полугодие, фактические данные по объему инвестиций могут оказаться ниже.

Сбалансированность регионального бюджета оценивается на комфортном уровне. По итогам отчётного года доходы республиканского бюджета составили 107,1 млрд рублей, продемонстрировав рост на 13,8% по сравнению с предыдущим годом. Налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) увеличились на 21,7% до 67,0 млрд рублей, а их доля в общих доходах возросла до 62,5%, при этом объём межбюджетных трансфертов остался на уровне предшествующего года. За десять месяцев 2025-го ННД приросли на 23,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 67,7 млрд рублей. Основным фактором роста послужило увеличение поступлений по налогу на прибыль организаций в 1,4 раза с представлением в октябре текущего года уточнённых налоговых деклараций за 1 и 2 кварталы 2025 года. Положительную динамику продемонстрировали также НДФЛ (+9,8%, главным образом в связи с ростом заработных плат) и налога, взимаемого в связи с применением УСН (+9,5% вследствие роста налоговой базы). В 2025 году, согласно действующей редакции закона о бюджете, поступление налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет запланировано в объёме 69,5 млрд рублей, с ростом на 3,8% к уровню 2024 года, доля ННД при этом увеличится на 2,5 п.п. до 65,1%. При этом, учитывая результаты десяти месяцев текущего года, фактические поступления могут быть выше. Диверсифицированная налоговая база региона находится на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика в отчётном году составила 2,3% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 16,0% налоговых доходов бюджета.

Расходы бюджета в отчётном году составили 102,6 млрд рублей, что на 8,0% больше, чем годом ранее. Для расходов республиканского бюджета характерна социальная направленность, на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчётном году было направлено 64,1% всех расходов бюджета, что на 3,3 п. п. выше, чем годом ранее. Капитальные расходы сократились на 8,0%, а их доля в структуре совокупных расходов бюджета снизилась с 18,8% годом ранее до 16,0%, при этом гибкость расходной части бюджета по-прежнему оценивается как высокая. Снижение было обусловлено высокой базой 2023 года, в котором были завершены крупные инфраструктурные проекты, включая модернизацию систем теплоснабжения в городах, и переносом некоторых мероприятий на 2025 год. Более половины капрасходов формируется за счёт собственных средств региона. За десять месяцев текущего года расходы составили 87,4 млрд рублей, увеличившись на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом отчётного года. Наибольший рост произошёл по расходам на социальную политику (+65,7% вследствие увеличения объёмов поддержки участников СВО и членов их семей, медицинской помощи и иных социальных выплат отдельным категориям граждан) и национальную экономику (+13,9% в связи с увеличением финансирования некоторых отраслей, включая агропромышленный комплекс, дорожное хозяйство, связь и информатику). По итогам 2025 года регион прогнозирует увеличение расходов бюджета на 16,6% до 119,6 млрд рублей, доля капрасходов сохранится на уровне отчётного года, а доля собственных средств региона в них превысит 70%.

По итогам 2024 года региональный бюджет был исполнен с профицитом в размере 4,5 млрд рублей, или 6,8% от ННД. По итогам текущего года прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в размере 13,0 млрд рублей, что составит 18,7% от ННД. Основная часть дефицита будет покрыта за счёт остатков средств на счетах, а также казначейского инфраструктурного кредита (далее – КИК) и банковских кредитов. За вычетом остатков средств и КИК дефицит составит 1% ННД.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2025 уменьшился на 5,6% по сравнению с 01.01.2024 и составил 16,3 млрд рублей. Отношение долга на отчётную дату к ННД за 2024 год снизилось с 31,4 до 24,3%, а без учёта инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и специальных казначейских кредитов (далее – СКК) – до 18,5%. На 01.01.2025 в структуре долга бюджетные кредиты составляли 75%, а государственные гарантии – 25%. По прогнозу региона, долг на 01.01.2026 уменьшится до 13,4 млрд рублей (главным образом за счёт списания части задолженности по бюджетным кредитам), долговая нагрузка снизится до 19,3% (12,4% без учета ИБК, СКК и казначейского инфраструктурного кредита). Расходы на обслуживание долга в отчётном году составили 0,2% ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку; по итогам 2025-го показатель ожидается на том же уровне. Регион имеет достаточный объём средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruA

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Полное наименование объекта рейтинга Чувашская Республика
Вид объекта рейтинга Субъект Российской Федерации
Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира Россия
Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица Отсутствует
Дата первого опубликования кредитного рейтинга 18.06.2014
Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия 23.06.2025
Рейтинговая шкала Российская национальная рейтинговая шкала
Запрошенность рейтинга Да
Ключевые источники информации Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников.
Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) РСБУ 01.01.2025
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему Не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации (вступила в силу 01.10.2025).
Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies
Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ООО ИК "АЙГЕНИС"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"