«Эксперт РА» выразил независимое мнение о соответствии облигаций ООО «СОПФ ДОМ.РФ» принципам социальных облигаций

Москва, 15.12.2025

В соответствии с методологией выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что планируемый выпуск облигаций Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное общество проектного финансирования ДОМ.РФ» (далее — Облигации) соответствует принципам социальных облигаций (SBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) (далее – Принципы социальных облигаций).

Планируемый выпуск Облигаций полностью соответствует базовым критериям Принципов социальных облигаций, а именно:

Использование средств Использование денежных средств направлено на реализацию социальных проектов, которые вносят вклад в достижение национальных целей и целей устойчивого развития ООН, а также соответствуют международным принципам устойчивого финансирования.
Процесс оценки и отбора проектов Процесс оценки и отбора проектов состоит из нескольких этапов и осуществляется в соответствии с регламентированным порядком.
Управление средствами Финансирование осуществляется через специально созданное юридическое лицо. Средства, полученные от размещения Облигаций, полностью направляются на предоставление денежных средств на реализацию отобранных проектов.
Отчетность Отчетность об использовании привлеченных средств обеспечивает высокую степень детализации и прозрачности для всех заинтересованных сторон.

Также планируемый выпуск Облигаций соответствует требованиям Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – 706-П от 19.12.2019) об идентификации облигаций в качестве «социальных облигаций», в т.ч. подтверждается соответствие проектов, планируемых к финансированию за счет средств от размещения Облигаций, международно признанным принципам и стандартам социального финансирования Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).

Для формирования независимого заключения ООО «СОПФ ДОМ.РФ» (далее – Эмитент, СОПФ) предоставило всю необходимую информацию, в т.ч. документы, регламентирующие проводимую работу в рамках «социального» финансирования. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в предоставленных материалах.

Предварительные параметры выпусков:

Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, обеспеченные залогом денежных требований и поручительством
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации на дату публикации не определен
ISIN на дату публикации не определен
Объем эмиссии ориентировочно 15 млрд руб.
Дата начала размещения на дату публикации не определена
Дата погашения на дату публикации не определена

Обоснование мнения

Использование средств. СОПФ было создано для реализации механизма «инфраструктурные облигации», утвержденного принятыми Правительством РФ правилами финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования1 (далее – Правила). Основная деятельность Эмитента – выпуск облигаций, средства от размещения которых направляются на цели проектирования, строительства и ( или) реконструкции объектов инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры, а также наёмных домов или указанных объектов жилищного строительства и объектов инфраструктуры, необходимых для обеспечения их эксплуатации (далее – Проекты) через выдачу денежных средств на основании договоров займа застройщикам, концессионерам и частным партнерам, дочерним обществам субъектов РФ, в т.ч. с последующей выдачей займов региональным застройщикам. Ключевые цели финансирования Проектов – обеспечение жилищного строительства, достижение инфраструктурной обеспеченности территории и развитие городской среды.

Виды Проектов, которые могут финансироваться в рамках Правил:

  1. объекты социальной инфраструктуры (включая объекты образования, здравоохранения, культуры и спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма);
  2. сети инженерно-технического обеспечения (водоснабжения и водоотведения, газо-, тепло- и электроснабжения);
  3. объекты транспортной инфраструктуры;
  4. общественные пространства (включая городские парковки);
  5. общегородские объекты жилищно-коммунального хозяйства;
  6. объекты благоустройства территорий, в т.ч. для их освещения;
  7. объекты электроэнергетики;
  8. гидротехнические сооружения (сооружения, предназначенные для защиты от наводнения, разрушения берегов и дна водохранилищ, рек);
  9. объекты информационных технологий;
  10. наемные дома.

Таким образом, утвержденные Правила основаны на принципах партнерства государства и бизнеса в области устойчивого развития и подразумевают создание доступной базовой инфраструктуры, новых рабочих мест, обеспечение доступа к социально значимым услугам, а также общественно-экономическое развитие и расширение социально-экономических возможностей населения. Денежные средства, полученные от размещения Облигаций, будут направлены на предоставление денежных средств на основании договоров займа на реализацию Проектов, соответствующих следующим категориям социальных проектов Принципов социальных облигаций: «Создание доступной базовой инфраструктуры», «Обеспечение доступа к социально значимым услугам», «Строительство доступного жилья» и «Развитие и создание более благополучных социально-экономических условий».

Условия эмиссии Облигаций не предполагают наступление последствий в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании денежных средств, в том числе не предусмотрено право владельцев Облигаций требовать досрочного погашения в случае нецелевого использования средств. При этом, в случае выявления нарушений Принципов социальных облигаций, агентство «Эксперт РА» вправе отозвать заключение о соответствии Облигаций Принципам социальных облигаций. В случае, если Облигации включены в Сегмент социальных облигаций Сектора устойчивого развития ПАО Московская Биржа, отзыв агентством «Эксперт РА» заключения может повлечь исключение Облигаций из данного сегмента .

Использование средств соответствует Принципам социальных облигаций и 706-П от 19.12.2019.

Процесс оценки и отбора проектов. Процесс отбора Проектов регулируется Правилами. Отбор Проектов осуществляется Межведомственной комиссией, созданной при Минстрое России, или Правительственной комиссией по региональному развитию или ее президиумом (штабом) (выбор комиссии или штаба – в соответствии с Правилами). Одним из ключевых требований для отбора Проекта является целевое финансирование Проектов, предусмотренных Правилами, а также наличие экспертного заключения Учредителя Эмитента о целесообразности реализации Проекта. Экспертиза Проекта проводится Учредителем Эмитента по ходатайству субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется реализация Проекта. Проводится полная экспертиза Проекта в целях соблюдения соответствия Правилам, а также Принципам социальных облигаций, в частности анализ правовых и финансовых рисков Проектов, анализ финансовой модели, экономической эффективности, качественный и количественный анализ социальных эффектов.

Процесс оценки и отбора Проектов отвечает Принципам социальных облигаций и 706-П от 19.12.2019.

Управление средствами. Утвержденная Концепция социальных облигаций Эмитента (далее – Концепция) описывает процесс управления средствами. Финансирование Проектов привлекается через специальное юридическое лицо, СОПФ, что подразумевает обособленность учета. В соответствии с условиями Правил денежные средства, полученные от размещения Облигаций для предоставления денежных средств на реализацию Проектов, подлежат зачислению на залоговый счет Эмитента. На всех стадиях строительства будет вестись сопровождение одобренных Проектов, контроль целевого использования денежных средств, кредитный мониторинг и строительный контроль. Порядок выдачи и учета займов регламентирован внутренними документами Эмитента. Планируется регулярное раскрытие информации о реализации Проектов. Управление средствами соответствует Принципам социальных облигаций и 706-П от 19.12.2019.

После достижения указанных целей Эмитент может использовать временно свободные денежные средства в соответствии с определенным перечнем доступных операций.

Отчетность. В целях контроля расходования привлеченных средств, а также мониторинга реализации Проектов и информирования держателей Облигаций и кредиторов об инструментах временного размещения неиспользованных средств Эмитент ежегодно, начиная с отчетного года, в котором началось размещение Облигаций и заканчивая отчетным годом, в котором денежные средства, полученные от размещения Облигаций, были в полном объеме направлены на реализацию Проектов, обязуется составлять и публиковать отчет об использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, в соответствии с требованиями 706-П от 19.12.2019 и Принципов социальных облигаций, но не позднее 150 дней даты окончания отчетного года. Раскрытие отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, осуществляется Эмитентом на Странице в сети Интернет. Помимо этого, Эмитент обязуется обеспечить проведение верификатором независимой внешней оценки отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, Принципам социальных облигаций. Отчетность соответствует Принципам социальных облигаций и 706-П от 19.12.2019.

Отчет доступен по ссылке.

Регуляторное раскрытие

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) (вступила в силу 19.02.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies.

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные ПАО ДОМ.РФ, ООО «СОПФ ДОМ.РФ», а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций СОПФ принципам социальных облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам социальных облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности СОПФ исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной СОПФ отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций СОПФ принципам социальных облигаций (second party opinion)

1 Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2459 «Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации»

Последние обновления

Все компании
ООО ИК "АЙГЕНИС"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"