«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Пермского края на уровне ruA+

Москва, 17.12.2025

Резюме

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг кредитоспособности Пермского края на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен высоким уровнем развития экономики, умеренно высоким уровнем инвестиционного климата, приемлемым уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, а также комфортной сбалансированностью бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная экономика. Давление оказывает отрицательная динамика численности населения.

Пермский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Административный центр края – город Пермь. Край является одним из экономически развитых регионов России, ключевыми секторами экономики выступают обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. Ведущими отраслями в обрабатывающей промышленности являются химическое производство, машиностроение, производство нефтепродуктов, производство пищевых продуктов, металлургический комплекс и производство бумажной продукции.

Обоснование рейтинга

Регион имеет высокий уровень развития экономики. Объем ВРП, по оценке региона, за 2024 год (далее – отчетный год) составил 2,6 трлн рублей, индекс физического объема ВРП в постоянных ценах составил 102,0%. Позитивный вклад в экономический рост региона внес промышленный сектор, производство которого увеличилось на 8,8% относительно 2023 года, в том числе положительную динамику продемонстрировали добывающий сектор (+1,2%), обрабатывающая промышленность (+13,6%) и энергетический комплекс (+18,2%). По итогам десяти месяцев текущего года промышленность региона демонстрирует отрицательную динамику относительно аналогичного периода прошлого года: индекс промышленного производства составил 98,2%. По всем секторам промышленности, за исключением добычи полезных ископаемых (индекс производства составил 100,1% г/г), наблюдался спад. Кроме того, за десять месяцев текущего года наблюдалось снижение объема строительных работ (-13,0% г/г), при этом увеличилось производство сельскохозяйственной продукции на 3,4% г/г (за девять месяцев 2025 года), оборот розничной торговли вырос на 1,9%, объем платных услуг населению – на 0,8%. По итогам текущего года регионом ожидается прирост ВРП в сопоставимых ценах на 2,0% г/г до 2,8 трлн рублей, индекс промышленного производства составит 100,1%.

Позитивное влияние на рейтинговую оценку в отчетном году оказал высокий уровень ВРП на душу населения, который, по расчетам агентства, увеличился на 17,9% в действующих ценах и составил 1,0 млн рублей. По итогам 2025 года, по расчетам агентства, показатель увеличится на 7,7% до 1,1 млн рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума оценивается на высоком уровне: в среднем за последние три года показатель составил 3,4. Доходы населения в 2024 году выросли на 14,1% и составили 52,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума приросла на 7,5% до 14,2 тыс. рублей. По итогам текущего года регионом прогнозируется рост доходов населения на 5,9% до 55,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 16,3 тыс. рублей, отношение данных показателей составит 3,4.

Край характеризуется приемлемым уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами. Регион имеет высокую численность населения, которая на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 2483,6 тыс. человек, при этом за последние три года численности населения региона сократилась на 1,6%. Отрицательная динамика населения обусловлена как естественной убылью населения, так и миграционным оттоком. Безработица находится на рекордно низком для региона уровне: по итогам 2024 года показатель сократился на 0,6 п. п. и составил 2,2%. За август-октябрь текущего года среднее значение безработицы составило 1,7%, по итогам 2025 года регионом прогнозируется не ниже уровня отчетного года. Сложившийся дефицит кадров является одним из ключевых барьеров для дальнейшего экономического развития.

Инвестиционный климат в регионе оценивается на умеренно высоком уровне. По итогам 2024 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 19,5% в сопоставимых ценах и составил 624,0 млрд рублей. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренном уровне и составило 21,9%. По итогам девяти месяцев текущего года инвестиции в основной капитал сократились на 9,5% в сопоставимых ценах и составили 377,6 млрд рублей. Снижение инвестиционной активности в регионе в большей степени обусловлен высокой базой отчетного года. По итогам 2025 года инвестиции в основной капитал регионом ожидаются на уровне 682,1 млрд рублей. Инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренно высокая. На территории региона действуют 2 территории опережающего развития – «Чусовой» и «Нытва», а также особая экономическая зона «Пермь», которые способствуют привлечению инвестиций и реализации новых проектов на территории региона.

Сбалансированность бюджета региона находится на комфортном уровне. По итогам 2024 года доходы регионального бюджета увеличились на 3,1% относительно 2023 года, в том числе налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) приросли на 9,4%, при этом межбюджетные трансферты из федерального бюджета сократились на 30,6%. Доля ННД по итогам отчетного года увеличилась на 5,0 п. п. и составила 87,9% в доходах краевого бюджета. По итогам десяти месяцев текущего года ННД увеличились на 3,0% относительно уровня аналогичного периода прошлого года, межбюджетные трансферты из федерального бюджета – в 1,3 раза. По всем бюджетообразующим налогам наблюдалась положительная динамика за исключением налога на прибыль организаций (-19,8% в связи со снижением финансовых результатов деятельности крупных налогоплательщиков, добывающих и реализующих коньюнктурнозависимую продукцию) и налога на имущество организаций (-1,0%). Наиболее положительная динамика наблюдалась по НДФЛ (+21,4% в связи с увеличением фонда оплаты труда), акцизам (+20,4% за счет увеличения ставок и объемов подакцизной продукции и введение нового вида акциза на природный газ для производства аммиака) и УСН (+7,6%). В структуре межбюджетных трансфертов по всем видам трансфертов сложилась положительная динамика за исключением дотаций, которые сократились на 15,9% в связи с отменой предоставления дотаций на сбалансированность бюджета на фоне высокого уровня бюджетной обеспеченности региона. Наиболее положительная динамика наблюдалась по субсидиям (в 1,4 раза) и иным межбюджетным трансфертам (в 1,5 раза), что обусловлено началом реализации новых национальных проектов с 2025 года. По оценке региона, по итогам 2025 года ННД составят 220,2 млрд рублей, что ниже уровня отчетного года на 0,1%, межбюджетные трансферты из федерального бюджета – 34,6 млрд рублей с ростом на 28,5%, в результате чего доля ННД в доходах будет составлять 84,5%.

Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренном уровне: на долю десяти крупнейших налогоплательщиков в 2024 году приходилось 33,4% налоговых доходов, на одного крупнейшего налогоплательщика – 12,1% налоговых доходов.

Расходы краевого бюджета в 2024 году сократились на 3,0% относительно 2023 года и составили 237,2 млрд рублей, из них 66,2% пришлись на расходы социального характера. Гибкость расходной части бюджета оценивается позитивно, доля капитальных расходов в отчетном году составила 12,9%. Капитальные расходы в регионе финансируются в основном за счет собственных средств бюджета. За десять месяцев 2025 года расходы краевого бюджета увеличились на 26,2% относительно уровня десяти месяцев прошлого года. В структуре расходов наиболее высокий темп роста наблюдался по расходам на национальную экономику (в 1,4 раза в связи с началом реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни»), социальную политику (в 1,3 раза, что обусловлено увеличением расходов направляемых на поддержку участников СВО и их семей), а также на образование (+24,3%, что связано в основном с увеличением расходов на осуществление строительства современного межвузовского многофункционального студенческого Кампуса в городе Перми). При этом расходы на ЖКХ сократились на 11,6% в связи с завершением программы по переселению граждан из аварийного жилья. По итогам 2025 года, по оценке региона, расходы краевого бюджета увеличатся на 28,8% до 305,5 млрд рублей, капитальные расходы прирастут в 2,3 раза до 70,8 млрд рублей, в результате чего доля капрасходов в общем объеме бюджета увеличится на 10,2 п. п. и составит 23,2%. Рост капитальных расходов обусловлен окончанием строительства ряда объектов, а также фактическим перечислением денежных средств за работы, которые велись в 2024 году.

По итогам 2024 года краевой бюджет был исполнен с профицитом, который составил 13,7 млрд рублей или 6,2% от ННД. В текущем году исполнение бюджета регионом ожидается с дефицитом, который составит 45,1 млрд рублей или 20,5% от ННД. За вычетом остатков денежных средств на счетах, направленных на финансирование дефицита, и казначейских инфраструктурных кредитов (далее – КИК) дефицит бюджета составит 4,7 млрд рублей или 2,1% от ННД. Остальная часть дефицита будет покрыта за счет рыночных заимствований.

Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. На 01.01.2025 долг региона сократился на 0,8% относительно 01.01.2024 и составил 27,4 млрд рублей. Долговая нагрузка снизилась на 1,3 п. п. и на отчетную дату составила 12,4% от ННД, а без учета ИБК и специального казначейского кредита – 6,1%. По итогам 2025 года регионом прогнозируется рост долга в 1,3 раза до 35,8 млрд рублей, в связи с привлечением банковских кредитов на частичное погашение дефицита бюджета и КИК, при этом будет списана часть бюджетных кредитов. Долговая нагрузка прирастет на 3,8 п. п. и составит 16,3% от ННД (без учета ИБК, СКК и КИК долговая нагрузка составит 8,1%). Долг на отчетную дату состоял на 100% из бюджетных кредитов, по итогам текущего года структура долгового портфеля изменится: доля бюджетных кредитов будет составлять 83,2%, банковских – 16,8%. Наличие в долговом портфеле только бюджетных кредитов обусловило невысокий уровень расходов на обслуживание долга, которые в отчетном году составили 0,2% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2025 года расходы на обслуживание года прогнозируются регионом на уровне отчетного года. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА+

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Полное наименование объекта рейтинга Пермский край
Вид объекта рейтинга Субъект Российской Федерации
Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира Россия
Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица Отсутствует
Дата первого опубликования кредитного рейтинга 09.09.2021
Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия 25.06.2025
Рейтинговая шкала Российская национальная рейтинговая шкала
Запрошенность рейтинга Да
Ключевые источники информации Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников.
Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) РСБУ, 01.01.2025
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему Не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации (вступила в силу 01.10.2025).
Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies
Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ООО ИК "АЙГЕНИС"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"