«Эксперт РА» выразил независимое мнение о продолжении соответствия биржевых облигаций АО «ИНК-Капитал» серии 001Р-01 критериям, предъявляемым к переходным инструментам финансирования1 , и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике
Москва, 18.12.2025
В соответствии с методологией выражения независимого заключения о соответствии облигаций критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) агентство «Эксперт РА» (далее – Агентство) подтверждает, что выпуск биржевых облигаций серии 001Р-01 АО «ИНК-Капитал» (далее – Облигации) и проект, рефинансируемый за счет средств от размещения Облигаций, продолжают соответствовать и будут соответствовать до погашения принципам руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике2 Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и критериям переходного инструмента финансирования1 в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1587 от 21.09.20213 (далее – Таксономия).
Облигации полностью соответствуют базовым критериям руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике и Таксономии, а именно:
| Использование средств | Денежные средства направлены на реализацию проекта, который способствует переходу к низкоуглеродной экономике, вносит вклад в достижение целей устойчивого развития (далее – ЦУР) ООН и соответствуют национальным и международным принципам устойчивого финансирования. |
| Процедура отбора проекта и транспарентность | Процесс отбора проектов прозрачен, состоит из нескольких этапов и осуществляется в соответствии с регламентированным порядком. |
| Обособленность учета | Характер целевого использования привлеченных средств от выпуска Облигаций не подразумевает обособленности учета в связи с рефинансированием ранее понесенных затрат. |
| Раскрытие информации | Отчетность об использовании привлеченных средств обеспечивает высокую степень детализации и прозрачности для всех заинтересованных сторон. |
| Стратегия и научно обоснованные цели перехода к низкоуглеродной экономике, существенность бизнес-модели | Минимизация выбросов парниковых газов в рамках «основной» деятельности Эмитента осуществляется в соответствии с Политикой в области устойчивого развития и ESG. В утвержденной Климатической стратегии учтены наиболее важные сферы деятельности Компании с экологической точки зрения, а также раскрыт подход к оценке климатических рисков и цели по обеспечению низкоуглеродного развития. |
Также выпуск Облигаций соответствует требованиям Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – 706-П от 19.12.2019) об идентификации облигаций в качестве «адаптационных облигаций», в частности соответствие проекта целям и основным направлениям устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации и критериям проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации (таксономия адаптационных проектов4) в части адаптационных проектов, утвержденных Таксономией.
Для формирования независимого заключения АО «ИНК-Капитал» предоставило всю необходимую информацию, включая отчет ООО «Энвайрон Консалт Си Ай ЭС» (Environ Consult CIS) (далее – Экологический консультант). В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.
Параметры выпуска:
| Тип ценной бумаги | биржевые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, размещаемые по открытой подписке, серии 001Р-01 |
| Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации | 4B02-01-43073-N-001P от 14.12.2021 |
| ISIN | RU000A104A39 |
| Объем эмиссии | 5 млрд руб. |
| Дата начала размещения | 17.12.2021 |
| Дата погашения | 11.12.2026 |
Обоснование мнения
Использование средств. АО «ИНК-Капитал» (далее – Эмитент, Компания) – материнская компания Группы компаний ИНК (далее – Группа). Группа компаний ведет деятельность по геологическому изучению, разведке и разработке нефтегазовых месторождений в Иркутской области, Республике Саха (Якутии) и Красноярском крае, осуществляет добычу, переработку и транспортировку углеводородного сырья.
В рамках минимизации негативного воздействия Группы на окружающую среду с 2010 года Группа реализует сайклинг-процесс (далее – Проект, адаптационный Проект) на одном из основных нефтегазоконденсатных месторождений Группы: извлекаемый при добыче нефти попутный нефтяной газ (далее – ПНГ) утилизируется путем закачки в пласт вместо факельного сжигания. В результате реализации Проекта существенно снизился объем сжигаемого ПНГ на факельных установках, а также увеличился коэффициент извлечения нефти в связи с повышением пластового давления в продуктивных пластах. Планируемый срок закачки – предварительно до 2050 года включительно.
Проект реализован в рамках политики Компании в области устойчивого развития и ESG и направлен на достижение ЦУР ООН, в том числе:
- ЦУР 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям»;
- ЦУР 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства» в части полезного использования ПНГ»;
- ЦУР 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями» в части существенного снижения/предотвращения выбросов парниковых газов».
Для оценки экологического эффекта от реализации Проекта Компания привлекла Экологического консультанта, которым была проведена сравнительная оценка по двум сценариям:
- Реализация адаптационного Проекта;
- Нулевая альтернатива: ПНГ не используется для закачки в пласт и выделения ценных компонентов, а сжигается на факеле.
Выбор подхода осуществлялся таким образом, чтобы минимизировать неопределенность итоговой оценки (принцип точности) и риск недооценки объема выбросов (принцип консервативности).
За период с ноября 2024 по октябрь 2025 года в результате реализации Проекта по сравнению со сценарием нулевой альтернативы выбросы парниковых газов (далее – ПГ) сократились на 2,9 млн т СО2-экв (88,1%), общий валовой выброс загрязняющих веществ (азота (IV) оксид, азота (II) оксид, углерод (сажа), углерода оксид и метан) (далее – ЗВ) сократился на 42 тыс. т (84%).
| Прогнозные данные | Фактические данные | |||||||||||||
| 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2022 (нояб. 2021 – окт. 2022) | 2023 (нояб. 2022 – окт. 2023) | 2024 (нояб. 2023 – окт. 2024) | 2025 (нояб. 2024 – окт. 2025) | ||||
| Выбросы ПГ т CO2e | 479 220 | 282 596 | 166 793 | 567 219 | 572 782 | 564 327 | 564 327 | 213 739 | 297 689 | 483 230 | 385 036 | |||
| Выбросы ПГ для нулевой альтернативы, т CO2e | 5 071 211 | 4 688 661 | 4 578 815 | 15 153 892 | 15 314 403 | 15 447 325 | 15 447 325 | 1 489 383 | 1 547 953 | 841 797 | 3 248 551 | |||
| Экологический эффект (сокращение выбросов ПГ), % | 90,55 | 93,97 | 96,36 | 96,26 | 96,26 | 96,35 | 96,35 | 85,65 | 80,77 | 42,60 | 88,15 | |||
| Суммарный экологический эффект (сокращение выбросов ПГ за 2019-2025), % | 95,78 | 89,25 | ||||||||||||
| Отклонение фактического экологического эффекта от целевого | -6,53% | |||||||||||||
| Выбросы ЗВ, т | 3 443 | 3 377 | 2 798 | 8 803 | 8 803 | 8 803 | 8 803 | 658 | 716,2 | 6 420 | 7 950,90 | |||
| Выбросы ЗВ для нулевой альтернативы, т | 42 961 | 40 510 | 39 443 | 168 444 | 168 444 | 168 444 | 168 444 | 12 990 | 21 738,84 | 18 813 | 50 001,60 | |||
| Экологический эффект (сокращение выбросов ЗВ), % | 91,99 | 91,66 | 92,91 | 94,77 | 94,77 | 94,77 | 94,77 | 94,93 | 96,71 | 65,80 | 84,00 | |||
| Суммарный экологический эффект (сокращение выбросов ЗВ за 2019-2025), % | 94,37 | 88,80 | ||||||||||||
| Отклонение фактического экологического эффекта от целевого | -5,57% | |||||||||||||
В связи с логистическими сложностями в поставках строительных материалов и оборудования, возникшими в 2022 году на фоне геополитической ситуации, график строительства отдельных объектов в рамках реализации Проекта был смещен на полгода, расчёт экологического эффекта был скорректирован. Входящая в состав Проекта установка комплексной подготовки газа-2 введена в эксплуатацию и вышла на проектную мощность в октябре 2022 года, дожимная компрессорная станция-3 введена в эксплуатацию в 2023 году. В ноябре 2024 года – октябре 2025 года отмечается значительный рост предотвращенных выбросов ПГ, что связано с увеличением закачки сухого отбензиненного газа в пласт (сайклинг-процесс) и ПНГ. Кроме того, помимо увеличения объемов закачки газов, значительно снизились объемы потребления ПНГ на собственные нужды всех проектных установок, потребность которых в газе восполняется за счет СОГ. Достигнутые показатели экологического эффекта находятся в допустимых пределах отклонения до 10% от заявленных целевых показателей, что демонстрирует достижение установленного целевого экологического эффекта в соответствии с эмиссионной документацией выпуска Облигаций.
В декабре 2023 года Компания утвердила Климатическую стратегию, составной частью которой стала утвержденная в декабре 2022 года детализированная Стратегия декарбонизации. В документах среди прочего раскрывается система управления климатическими рисками Компании, количественная оценка выбросов ПГ, целевые показатели в области декарбонизации на среднесрочный период (2022–2030) и долгосрочный период (2030–2050). При этом Агентство отмечает отсутствие долгосрочных целевых показателей. С целью обеспечения своевременной достоверной количественной оценки и сокращения выбросов ПГ Эмитентом утверждены и введены в действие Стандарт по управлению выбросами парниковых газов и схемы взаимодействия компаний Группы по вопросам управления выбросами парниковых газов, а также Регламент по мониторингу выбросов парниковых газов и углеродного следа основных видов продукции Группы компаний ИНК, актуализированный в конце 2025 года.
В Компании функционирует эффективная система управления рисками, Советом директоров утверждена Политика в области управления рисками и непрерывностью бизнеса, определяющая цели, задачи и ключевые принципы. В рамках реализации Проекта были идентифицированы основные риски, влияющие на достижение экологического эффекта.
| Риск | Мероприятия по управлению риском |
| Недостижение целевого коэффициента эксплуатации компрессорного оборудования, включая выход оборудования из строя. | Реализация технологических мероприятий по снятию ограничений мощности компрессорного оборудования, проведение своевременного обслуживания, ремонта и модернизации оборудования. |
| Недостижение целевых показателей приемистости соответствующих скважин. | Определение фонда скважин для закачки ПНГ с учетом показателей приемистости, настройка режимов закачки. |
Риски нивелируются путем мероприятий, предполагающих понижение вероятности реализации риска, понижение последствий негативного рискованного события до приемлемых пределов в части влияния на экологическую сферу, а также разработку мероприятий, направленных на переход к мировой тенденции по переводу экономики к низко углеродному и энергоэффективному способу развития бизнеса.
После использования кредитных средств от международного банка, полученных в 2009 году на реализацию Проекта, Группа продолжила реализовывать Проект за счет собственных средств. Все средства от выпуска Облигаций в полном объёме направлены на рефинансирование затрат, ранее понесенных дочерним обществом Компании в отношении Проекта, что подтверждается платежным поручением № 351 от 17.12.2021 о переводе Эмитентом денежных средств, привлеченных в рамках размещения Облигаций, в счет договора займа, заключенного с дочерним обществом Компании.
Под рефинансирование попала часть собственных расходов на указанный Проект, понесенных в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года.
Таким образом, целью реализации Проекта является смягчение последствий изменения климата и снижение загрязнения атмосферного воздуха и выбросов ПГ, что соответствует принципам руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.
Условия эмиссии Облигаций предполагают наличие права владельцев Облигаций требовать досрочного погашения в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании денежных средств.
Эмитент несет ответственность за достижение положительного экологического эффекта в результате реализации Проекта и соблюдение российского законодательства в части регулирования подготовки и размещения адаптационных облигаций.
Агентство также подтверждает соответствие Проекта критериям иных переходных1 проектов Таксономии (2.4.2.5 Утилизация попутного нефтяного газа (включая проекты по строительству и запуску инфраструктуры по хранению, закачке в хранилища, компримированию, транспортировке попутного нефтяного газа, закачке попутного нефтяного газа в газовую шапку для поддержания пластового давления и иные проекты)), что позволяет признать Облигации в качестве переходного инструмента финансирования1 в соответствии с Таксономией и адаптационного в соответствии с 706-П от 19.12.2019.
Процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе. За предварительное рассмотрение и согласование проектов в Компании отвечает специальная рабочая группа по выбору и оценке проектов в области устойчивого развития, деятельность которой регламентирована соответствующим положением. Оцениваются уже реализованные, текущие и (или) будущие проекты. Проекты оцениваются на соответствие требованиям национальным и международным принципам в области устойчивого развития, а также на наличие положительного экологического эффекта. В результате проведенного анализа на заседании 05.10.2021 рабочая группа рекомендовала заявить Проект для привлечения заемного рефинансирования посредством выпуска облигаций Эмитентом.
Помимо этого, в декабре 2021 года при Совете директоров Компании был создан Комитет по устойчивому развитию, ESG и ИСМ (далее – Комитет по УР), в функции которого входит рассмотрение результатов анализа и оценки проектов в области устойчивого развития, выполненного специальной рабочей группой, и предоставление рекомендаций совету директоров Компании.
Таким образом, процедура отбора проектов и транспарентность Эмитента на предварительном этапе отвечает критериям, предъявляемым к переходным инструментам финансирования1, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.
Обособленность учета. Эмитент направил эквивалент полученных от размещения Облигаций средств на рефинансирование части затрат, понесенных дочерним обществом Компании в рамках Проекта в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года. Принимая во внимание характер целевого использования средств, подразумевающих исключительно рефинансирование ранее понесенных затрат, у Эмитента не возникает необходимости и обязанности в обособлении счетов и введении дополнительного внутреннего аналитического учета.
Контроль за целевым использованием денежных средств от размещения Облигаций осуществляется Комитетом по УР согласно соответствующему положению.
Таким образом, система учета, действующая у Эмитента, отвечает критериям, предъявляемым к переходным инструментам финансирования1, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.
Раскрытие информации. Эмитент взял на себя обязательство по составлению отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, за каждый отчетный год, начиная с отчетного года, в котором началось размещение Облигаций, и заканчивая отчетным годом, в котором денежные средства, полученные от размещения Облигаций, были в полном объеме направлены на рефинансирование Проекта.
В 2025 году Компания опубликовала отчёт о надлежащем (целевом) использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, за 2024 год (далее – Отчёт) на сайте организатора торгов и на портале «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации». Отчёт включает в себя информацию о Проекте, сведения о расходовании (распределении) денежных средств, привлеченных в рамках эмиссии Облигаций, о методологии и (или) допущениях, используемых при определении экологического эффекта, сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации Проекта, а также информацию о стратегии выявления рисков возникновения возможных негативных факторов, влияющих на достижение экологического эффекта, и управления такими рисками.
Таким образом, раскрытие информации отвечает критериям, предъявляемым к переходным инструментам финансирования1 , и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.
Регуляторное раскрытие
При выражении независимого заключения о соответствии облигаций критериям, предъявляемым к переходным инструментам финансирования1 , и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии долговых инструментов критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) (вступила в силу 06.08.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies.
Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «ИНК-Капитал», а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.
Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.
АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion).
1 Адаптационного инструмента финансирования в соответствии с версией Таксономии, действовавшей до 14.10.2025
2 The Climate Transition Finance Handbook
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации»
4 Таксономия переходных проектов в соответствии с версией Таксономии, действующей c 14.10.2025
5 2.5.2. в соответствии с версией Таксономии, действовавшей до 14.10.2025



















