«Эксперт РА» выразил независимое мнение о продолжении соответствия биржевых облигаций АО «ИНК-Капитал» серии 001Р-01 критериям, предъявляемым к переходным инструментам финансирования1 , и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике

Москва, 18.12.2025

В соответствии с методологией выражения независимого заключения о соответствии облигаций критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) агентство «Эксперт РА» (далее – Агентство) подтверждает, что выпуск биржевых облигаций серии 001Р-01 АО «ИНК-Капитал» (далее – Облигации) и проект, рефинансируемый за счет средств от размещения Облигаций, продолжают соответствовать и будут соответствовать до погашения принципам руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике2 Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и критериям переходного инструмента финансирования1 в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1587 от 21.09.20213 (далее – Таксономия).

Облигации полностью соответствуют базовым критериям руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике и Таксономии, а именно:

Использование средств Денежные средства направлены на реализацию проекта, который способствует переходу к низкоуглеродной экономике, вносит вклад в достижение целей устойчивого развития (далее – ЦУР) ООН и соответствуют национальным и международным принципам устойчивого финансирования.
Процедура отбора проекта и транспарентность Процесс отбора проектов прозрачен, состоит из нескольких этапов и осуществляется в соответствии с регламентированным порядком.
Обособленность учета Характер целевого использования привлеченных средств от выпуска Облигаций не подразумевает обособленности учета в связи с рефинансированием ранее понесенных затрат.
Раскрытие информации Отчетность об использовании привлеченных средств обеспечивает высокую степень детализации и прозрачности для всех заинтересованных сторон.
Стратегия и научно обоснованные цели перехода к низкоуглеродной экономике, существенность бизнес-модели Минимизация выбросов парниковых газов в рамках «основной» деятельности Эмитента осуществляется в соответствии с Политикой в области устойчивого развития и ESG. В утвержденной Климатической стратегии учтены наиболее важные сферы деятельности Компании с экологической точки зрения, а также раскрыт подход к оценке климатических рисков и цели по обеспечению низкоуглеродного развития.

Также выпуск Облигаций соответствует требованиям Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – 706-П от 19.12.2019) об идентификации облигаций в качестве «адаптационных облигаций», в частности соответствие проекта целям и основным направлениям устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации и критериям проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации (таксономия адаптационных проектов4) в части адаптационных проектов, утвержденных Таксономией.

Для формирования независимого заключения АО «ИНК-Капитал» предоставило всю необходимую информацию, включая отчет ООО «Энвайрон Консалт Си Ай ЭС» (Environ Consult CIS) (далее – Экологический консультант). В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.

Параметры выпуска:

Тип ценной бумаги биржевые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, размещаемые по открытой подписке, серии 001Р-01
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4B02-01-43073-N-001P от 14.12.2021
ISIN RU000A104A39
Объем эмиссии 5 млрд руб.
Дата начала размещения 17.12.2021
Дата погашения 11.12.2026

Обоснование мнения

Использование средств. АО «ИНК-Капитал» (далее – Эмитент, Компания) – материнская компания Группы компаний ИНК (далее – Группа). Группа компаний ведет деятельность по геологическому изучению, разведке и разработке нефтегазовых месторождений в Иркутской области, Республике Саха (Якутии) и Красноярском крае, осуществляет добычу, переработку и транспортировку углеводородного сырья.

В рамках минимизации негативного воздействия Группы на окружающую среду с 2010 года Группа реализует сайклинг-процесс (далее – Проект, адаптационный Проект) на одном из основных нефтегазоконденсатных месторождений Группы: извлекаемый при добыче нефти попутный нефтяной газ (далее – ПНГ) утилизируется путем закачки в пласт вместо факельного сжигания. В результате реализации Проекта существенно снизился объем сжигаемого ПНГ на факельных установках, а также увеличился коэффициент извлечения нефти в связи с повышением пластового давления в продуктивных пластах. Планируемый срок закачки – предварительно до 2050 года включительно.

Проект реализован в рамках политики Компании в области устойчивого развития и ESG и направлен на достижение ЦУР ООН, в том числе:

  • ЦУР 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям»;
  • ЦУР 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства» в части полезного использования ПНГ»;
  • ЦУР 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями» в части существенного снижения/предотвращения выбросов парниковых газов».

Для оценки экологического эффекта от реализации Проекта Компания привлекла Экологического консультанта, которым была проведена сравнительная оценка по двум сценариям:

  • Реализация адаптационного Проекта;
  • Нулевая альтернатива: ПНГ не используется для закачки в пласт и выделения ценных компонентов, а сжигается на факеле.

Выбор подхода осуществлялся таким образом, чтобы минимизировать неопределенность итоговой оценки (принцип точности) и риск недооценки объема выбросов (принцип консервативности).

За период с ноября 2024 по октябрь 2025 года в результате реализации Проекта по сравнению со сценарием нулевой альтернативы выбросы парниковых газов (далее – ПГ) сократились на 2,9 млн т СО2-экв (88,1%), общий валовой выброс загрязняющих веществ (азота (IV) оксид, азота (II) оксид, углерод (сажа), углерода оксид и метан) (далее – ЗВ) сократился на 42 тыс. т (84%).

Прогнозные данные Фактические данные
2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2022 (нояб. 2021 – окт. 2022) 2023 (нояб. 2022 – окт. 2023) 2024 (нояб. 2023 – окт. 2024) 2025 (нояб. 2024 – окт. 2025)
Выбросы ПГ т CO2e 479 220 282 596 166 793 567 219 572 782 564 327 564 327 213 739 297 689 483 230 385 036
Выбросы ПГ для нулевой альтернативы, т CO2e 5 071 211 4 688 661 4 578 815 15 153 892 15 314 403 15 447 325 15 447 325 1 489 383 1 547 953 841 797 3 248 551
Экологический эффект (сокращение выбросов ПГ), % 90,55 93,97 96,36 96,26 96,26 96,35 96,35 85,65 80,77 42,60 88,15
Суммарный экологический эффект (сокращение выбросов ПГ за 2019-2025), % 95,78 89,25
Отклонение фактического экологического эффекта от целевого -6,53%
Выбросы ЗВ, т 3 443 3 377 2 798 8 803 8 803 8 803 8 803 658 716,2 6 420 7 950,90
Выбросы ЗВ для нулевой альтернативы, т 42 961 40 510 39 443 168 444 168 444 168 444 168 444 12 990 21 738,84 18 813 50 001,60
Экологический эффект (сокращение выбросов ЗВ), % 91,99 91,66 92,91 94,77 94,77 94,77 94,77 94,93 96,71 65,80 84,00
Суммарный экологический эффект (сокращение выбросов ЗВ за 2019-2025), % 94,37 88,80
Отклонение фактического экологического эффекта от целевого -5,57%

В связи с логистическими сложностями в поставках строительных материалов и оборудования, возникшими в 2022 году на фоне геополитической ситуации, график строительства отдельных объектов в рамках реализации Проекта был смещен на полгода, расчёт экологического эффекта был скорректирован. Входящая в состав Проекта установка комплексной подготовки газа-2 введена в эксплуатацию и вышла на проектную мощность в октябре 2022 года, дожимная компрессорная станция-3 введена в эксплуатацию в 2023 году. В ноябре 2024 года – октябре 2025 года отмечается значительный рост предотвращенных выбросов ПГ, что связано с увеличением закачки сухого отбензиненного газа в пласт (сайклинг-процесс) и ПНГ. Кроме того, помимо увеличения объемов закачки газов, значительно снизились объемы потребления ПНГ на собственные нужды всех проектных установок, потребность которых в газе восполняется за счет СОГ. Достигнутые показатели экологического эффекта находятся в допустимых пределах отклонения до 10% от заявленных целевых показателей, что демонстрирует достижение установленного целевого экологического эффекта в соответствии с эмиссионной документацией выпуска Облигаций.

В декабре 2023 года Компания утвердила Климатическую стратегию, составной частью которой стала утвержденная в декабре 2022 года детализированная Стратегия декарбонизации. В документах среди прочего раскрывается система управления климатическими рисками Компании, количественная оценка выбросов ПГ, целевые показатели в области декарбонизации на среднесрочный период (2022–2030) и долгосрочный период (2030–2050). При этом Агентство отмечает отсутствие долгосрочных целевых показателей. С целью обеспечения своевременной достоверной количественной оценки и сокращения выбросов ПГ Эмитентом утверждены и введены в действие Стандарт по управлению выбросами парниковых газов и схемы взаимодействия компаний Группы по вопросам управления выбросами парниковых газов, а также Регламент по мониторингу выбросов парниковых газов и углеродного следа основных видов продукции Группы компаний ИНК, актуализированный в конце 2025 года.

В Компании функционирует эффективная система управления рисками, Советом директоров утверждена Политика в области управления рисками и непрерывностью бизнеса, определяющая цели, задачи и ключевые принципы. В рамках реализации Проекта были идентифицированы основные риски, влияющие на достижение экологического эффекта.

Риск Мероприятия по управлению риском
Недостижение целевого коэффициента эксплуатации компрессорного оборудования, включая выход оборудования из строя. Реализация технологических мероприятий по снятию ограничений мощности компрессорного оборудования, проведение своевременного обслуживания, ремонта и модернизации оборудования.
Недостижение целевых показателей приемистости соответствующих скважин. Определение фонда скважин для закачки ПНГ с учетом показателей приемистости, настройка режимов закачки.

Риски нивелируются путем мероприятий, предполагающих понижение вероятности реализации риска, понижение последствий негативного рискованного события до приемлемых пределов в части влияния на экологическую сферу, а также разработку мероприятий, направленных на переход к мировой тенденции по переводу экономики к низко углеродному и энергоэффективному способу развития бизнеса.

После использования кредитных средств от международного банка, полученных в 2009 году на реализацию Проекта, Группа продолжила реализовывать Проект за счет собственных средств. Все средства от выпуска Облигаций в полном объёме направлены на рефинансирование затрат, ранее понесенных дочерним обществом Компании в отношении Проекта, что подтверждается платежным поручением № 351 от 17.12.2021 о переводе Эмитентом денежных средств, привлеченных в рамках размещения Облигаций, в счет договора займа, заключенного с дочерним обществом Компании.

Под рефинансирование попала часть собственных расходов на указанный Проект, понесенных в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года.

Таким образом, целью реализации Проекта является смягчение последствий изменения климата и снижение загрязнения атмосферного воздуха и выбросов ПГ, что соответствует принципам руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.

Условия эмиссии Облигаций предполагают наличие права владельцев Облигаций требовать досрочного погашения в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании денежных средств.

Эмитент несет ответственность за достижение положительного экологического эффекта в результате реализации Проекта и соблюдение российского законодательства в части регулирования подготовки и размещения адаптационных облигаций.

Агентство также подтверждает соответствие Проекта критериям иных переходных1 проектов Таксономии (2.4.2.5 Утилизация попутного нефтяного газа (включая проекты по строительству и запуску инфраструктуры по хранению, закачке в хранилища, компримированию, транспортировке попутного нефтяного газа, закачке попутного нефтяного газа в газовую шапку для поддержания пластового давления и иные проекты)), что позволяет признать Облигации в качестве переходного инструмента финансирования1 в соответствии с Таксономией и адаптационного в соответствии с 706-П от 19.12.2019.

Процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе. За предварительное рассмотрение и согласование проектов в Компании отвечает специальная рабочая группа по выбору и оценке проектов в области устойчивого развития, деятельность которой регламентирована соответствующим положением. Оцениваются уже реализованные, текущие и (или) будущие проекты. Проекты оцениваются на соответствие требованиям национальным и международным принципам в области устойчивого развития, а также на наличие положительного экологического эффекта. В результате проведенного анализа на заседании 05.10.2021 рабочая группа рекомендовала заявить Проект для привлечения заемного рефинансирования посредством выпуска облигаций Эмитентом.

Помимо этого, в декабре 2021 года при Совете директоров Компании был создан Комитет по устойчивому развитию, ESG и ИСМ (далее – Комитет по УР), в функции которого входит рассмотрение результатов анализа и оценки проектов в области устойчивого развития, выполненного специальной рабочей группой, и предоставление рекомендаций совету директоров Компании.

Таким образом, процедура отбора проектов и транспарентность Эмитента на предварительном этапе отвечает критериям, предъявляемым к переходным инструментам финансирования1, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.

Обособленность учета. Эмитент направил эквивалент полученных от размещения Облигаций средств на рефинансирование части затрат, понесенных дочерним обществом Компании в рамках Проекта в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года. Принимая во внимание характер целевого использования средств, подразумевающих исключительно рефинансирование ранее понесенных затрат, у Эмитента не возникает необходимости и обязанности в обособлении счетов и введении дополнительного внутреннего аналитического учета.

Контроль за целевым использованием денежных средств от размещения Облигаций осуществляется Комитетом по УР согласно соответствующему положению.

Таким образом, система учета, действующая у Эмитента, отвечает критериям, предъявляемым к переходным инструментам финансирования1, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.

Раскрытие информации. Эмитент взял на себя обязательство по составлению отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, за каждый отчетный год, начиная с отчетного года, в котором началось размещение Облигаций, и заканчивая отчетным годом, в котором денежные средства, полученные от размещения Облигаций, были в полном объеме направлены на рефинансирование Проекта.

В 2025 году Компания опубликовала отчёт о надлежащем (целевом) использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, за 2024 год (далее – Отчёт) на сайте организатора торгов и на портале «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации». Отчёт включает в себя информацию о Проекте, сведения о расходовании (распределении) денежных средств, привлеченных в рамках эмиссии Облигаций, о методологии и (или) допущениях, используемых при определении экологического эффекта, сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации Проекта, а также информацию о стратегии выявления рисков возникновения возможных негативных факторов, влияющих на достижение экологического эффекта, и управления такими рисками.

Таким образом, раскрытие информации отвечает критериям, предъявляемым к переходным инструментам финансирования1 , и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.

Регуляторное раскрытие

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций критериям, предъявляемым к переходным инструментам финансирования1 , и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии долговых инструментов критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) (вступила в силу 06.08.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «ИНК-Капитал», а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion).

1 Адаптационного инструмента финансирования в соответствии с версией Таксономии, действовавшей до 14.10.2025

2 The Climate Transition Finance Handbook

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации»

4 Таксономия переходных проектов в соответствии с версией Таксономии, действующей c 14.10.2025

5 2.5.2. в соответствии с версией Таксономии, действовавшей до 14.10.2025

Последние обновления

Все компании
ООО ИК "АЙГЕНИС"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"