«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Омской области на уровне ruА- и отозвал его
Москва, 18.12.2025
Резюме
«Эксперт РА» подтвердил рейтинг кредитоспособности Омской области на уровне ruA- со стабильным прогнозом и отозвал его в связи с истечением срока действия договора.
Рейтинг кредитоспособности Омской области (далее – область, регион) обусловлен умеренно сильным уровнем развития экономики, средним уровнем демографического развития и развитым рынком труда, приемлемым уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и долговой нагрузки. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокое отношение среднедушевых доходов к величине прожиточного минимума. Давление оказывает отрицательная динамика численности населения.
Омская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Площадь территории региона составляет 141,1 тыс. кв. км, административный центр – г. Омск. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля и сельское хозяйство. В регионе наблюдается высокая концентрация предприятий нефтехимической, химической, пищевой промышленности, а также машино- и приборостроения. К ним относится один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации АО «Газпром нефть – Омский НПЗ», установленная мощность которого составляет более 20 млн тонн.
Обоснование рейтинга
Умеренно сильный уровень развития экономики региона. По оценке региона, объём ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил 1,2 трлн рублей, увеличившись на 2,2% в сопоставимых ценах. Положительную динамику обеспечили обрабатывающие производства (+3,8% г/г), розничная торговля (+7,1%), платные услуги населению (+4,8%), сельское хозяйство (+17,8%). За десять месяцев текущего года тенденции сохранились: рост продемонстрировали обрабатывающие производства (+4,3% к соответствующему периоду прошлого года), торговля (+3,0%) и платные услуги населению (+2,6%). В то же время снижение темпов наблюдалось в добыче полезных ископаемых (-13,3%) и строительстве (-0,9%). Согласно прогнозу региона, в 2025 году темп прироста ВРП составит 0,7% в сопоставимых ценах, а его объём достигнет 1,3 трлн рублей.
ВРП на душу населения агентством оценивается сдержанно. По расчётам агентства, его значение в отчётном году составило 651,4 тыс. рублей, что на 12,5% выше уровня предшествующего года в действующих ценах. По итогам текущего года ожидается рост показателя до 705,6 тыс. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения (далее – СДД) за отчётный год выросли на 18,0% до 48,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – на 4,0% до 13,7 тыс. рублей. Отношение СДД к ВПМ за последние три года находилось на уровне 3,2, что оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года СДД прогнозируются регионом на уровне 52,6 тыс. рублей, а их отношение к ВПМ, установленной в размере 15,4 тыс. рублей, составит 3,4.
Средний уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 1805,8 тыс. человек, снизившись за последние три года на 2,5% за счёт естественной и миграционной убыли населения. Среднегодовой уровень безработицы по итогам отчётного года составил 3,0%, что на 0,6 п. п. меньше, чем годом ранее. В августе-октябре текущего года среднее значение составляло 2,7%. По итогам 2025 года регион прогнозирует среднегодовой уровень безработицы на уровне 3,0%.
Инвестиционный климат оценивается на приемлемом уровне. Объём инвестиций в основной капитал в регионе в 2024 году составил 226,1 млрд рублей, что почти соответствует прошлогоднему уровню в сопоставимых ценах (-0,3% г/г). Отношение объёма инвестиций к ВРП за последние три года составило 19,9%. Инвестиционная привлекательность региона оценивается как высокая. За январь-сентябрь текущего года инвестиции в основной капитал составили 139,6 млрд рублей, снизившись на 10,6% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. Согласно прогнозу региона, по итогам 2025-го объём инвестиций в основной капитал составит 235,8 млрд рублей.
Сбалансированность регионального бюджета оценивается на комфортном уровне. По итогам отчётного года доходы областного бюджета составили 151,9 млрд рублей, продемонстрировав рост на 4,3% по сравнению с предыдущим годом. Налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) увеличились на 6,6% до 107,5 млрд рублей, а их доля в общих доходах возросла с 69,3% до 70,8% вследствие увеличения всех бюджетообразующих налоговых поступлений за исключением налога на прибыль организаций. За десять месяцев 2025-го ННД приросли на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 93,7 млрд рублей, а межбюджетные трансферты от вышестоящего бюджета сохранились практически на том же уровне. По всем налоговым поступлениям, кроме налога на прибыль организаций, сложилась положительная динамика: в наибольшей степени увеличились доходы по НДФЛ (+12,8% вследствие роста фонда оплаты труда) и налогу, взимаемому в связи с применением УСН (+13,1% в том числе по причине отмены пониженных ставок для отдельных видов деятельности). Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций составило 4,7% (в основном за счёт снижения авансовых платежей по налогу в начале года). В 2025 году регион прогнозирует рост ННД на 8,6% до 116,7 млрд рублей и увеличение их доли в общих доходах до 73,2%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика в отчётном году составила 9,9% налоговых доходов областного бюджета, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 24,9% налоговых доходов бюджета.
Расходы областного бюджета за отчётный год увеличились на 2,8% и составили 160,0 млрд рублей. Более двух третей общей суммы составил социальный блок. Доля капитальных расходов в совокупных расходах бюджета снизилась с 8,4% годом ранее до 6,8%, что во многом объясняется высокой базой предыдущего года, в котором были завершены крупные инфраструктурные проекты, и запланированными значительными капвложениями на 2026 год – в том числе на строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также в рамках концессионных соглашений по строительству автомобильной дороги и аэропортового комплекса. За десять месяцев текущего года расходы составили 127,3 млрд рублей, увеличившись на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом отчётного года. Наибольший рост произошёл по расходам на социальную политику (+8,9% в рамках исполнения «майских» указов Президента РФ, а также вследствие повышения МРОТ, увеличения выплат военнослужащим, роста тарифов ЖКХ, проезда, стоимости лекарств и медицинских услуг), национальную экономику (+13,9%, главным образом за счёт увеличения ассигнований дорожного фонда и финансирования мероприятий в сфере теплоснабжения) и здравоохранение (+11,3% за счёт мероприятий модернизации первичного звена здравоохранения и повышения оплаты труда медработников). По итогам 2025 года регион прогнозирует увеличение расходов бюджета на 3,8% до 166,1 млрд рублей, доля капрасходов снизится до 4,4%, при этом более половины суммы будет профинансировано из собственных средств региона.
По итогам 2024 года региональный бюджет был исполнен c дефицитом в 8,1 млрд рублей или 7,6% от ННД; за вычетом инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и остатков средств на счетах дефицит составил 3,7% от ННД и был покрыт за счёт банковских кредитов, привлечённых в конце отчётного года. По итогам текущего года прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в размере 5,6 млрд рублей, или 5,8% ННД, который будет покрыт в основном за счёт банковских кредитов.
Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. Долг региона за 2024 год увеличился на 7,3% вследствие привлечения банковских кредитов и ИБК и составил 73,4 млрд рублей, долговая нагрузка на 01.01.2025 составило 68,3% (без учета ИБК и специальных казначейских кредитов (далее – СКК) - 62,2%). На отчётную дату 64,6% долга было представлено бюджетными кредитами, 30,6% - банковскими кредитами, 4,8% – облигационными займами. По итогам 2025 года регион прогнозирует снижение объёма долга на 7,8% до 67,7 млрд рублей за счет погашения облигационных займов, части ИБК и частичного списания задолженности по бюджетным кредитам. При этом доля банковских кредитов в структуре долга увеличится до 45%. При ожидаемом росте ННД до 116,7 млрд рублей долговая нагрузка составит 58,0% (без учета ИБК, СКК и КИК - 52,7%). Расходы на обслуживание долга в отчётном году составили 0,9% ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку; по итогам 2025-го показатель ожидается на уровне 2,3%. Доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2025 составляет 27,0%, в течение 13–24 месяцев – 10,9%. Регион имеет достаточный объём средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruA-
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
| Полное наименование объекта рейтинга | Омская область |
| Вид объекта рейтинга | Субъект Российской Федерации |
| Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира | Россия |
| Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица | Отсутствует |
| Дата первого опубликования кредитного рейтинга | 16.02.2012 |
| Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия | 18.07.2025 |
| Рейтинговая шкала | Российская национальная рейтинговая шкала |
| Запрошенность рейтинга | Да |
| Ключевые источники информации | Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. |
| Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга | Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. |
| Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) | РСБУ 01.01.2025 |
| Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии | При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации (вступила в силу 01.10.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies |
| Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) | АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг. |
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.



















