«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Омской области на уровне ruА- и отозвал его

Москва, 18.12.2025

Резюме

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг кредитоспособности Омской области на уровне ruA- со стабильным прогнозом и отозвал его в связи с истечением срока действия договора.

Рейтинг кредитоспособности Омской области (далее – область, регион) обусловлен умеренно сильным уровнем развития экономики, средним уровнем демографического развития и развитым рынком труда, приемлемым уровнем инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и долговой нагрузки. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокое отношение среднедушевых доходов к величине прожиточного минимума. Давление оказывает отрицательная динамика численности населения.

Омская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Площадь территории региона составляет 141,1 тыс. кв. км, административный центр – г. Омск. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля и сельское хозяйство. В регионе наблюдается высокая концентрация предприятий нефтехимической, химической, пищевой промышленности, а также машино- и приборостроения. К ним относится один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации АО «Газпром нефть – Омский НПЗ», установленная мощность которого составляет более 20 млн тонн.

Обоснование рейтинга

Умеренно сильный уровень развития экономики региона. По оценке региона, объём ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил 1,2 трлн рублей, увеличившись на 2,2% в сопоставимых ценах. Положительную динамику обеспечили обрабатывающие производства (+3,8% г/г), розничная торговля (+7,1%), платные услуги населению (+4,8%), сельское хозяйство (+17,8%). За десять месяцев текущего года тенденции сохранились: рост продемонстрировали обрабатывающие производства (+4,3% к соответствующему периоду прошлого года), торговля (+3,0%) и платные услуги населению (+2,6%). В то же время снижение темпов наблюдалось в добыче полезных ископаемых (-13,3%) и строительстве (-0,9%). Согласно прогнозу региона, в 2025 году темп прироста ВРП составит 0,7% в сопоставимых ценах, а его объём достигнет 1,3 трлн рублей.

ВРП на душу населения агентством оценивается сдержанно. По расчётам агентства, его значение в отчётном году составило 651,4 тыс. рублей, что на 12,5% выше уровня предшествующего года в действующих ценах. По итогам текущего года ожидается рост показателя до 705,6 тыс. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения (далее – СДД) за отчётный год выросли на 18,0% до 48,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – на 4,0% до 13,7 тыс. рублей. Отношение СДД к ВПМ за последние три года находилось на уровне 3,2, что оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года СДД прогнозируются регионом на уровне 52,6 тыс. рублей, а их отношение к ВПМ, установленной в размере 15,4 тыс. рублей, составит 3,4.

Средний уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 1805,8 тыс. человек, снизившись за последние три года на 2,5% за счёт естественной и миграционной убыли населения. Среднегодовой уровень безработицы по итогам отчётного года составил 3,0%, что на 0,6 п. п. меньше, чем годом ранее. В августе-октябре текущего года среднее значение составляло 2,7%. По итогам 2025 года регион прогнозирует среднегодовой уровень безработицы на уровне 3,0%.

Инвестиционный климат оценивается на приемлемом уровне. Объём инвестиций в основной капитал в регионе в 2024 году составил 226,1 млрд рублей, что почти соответствует прошлогоднему уровню в сопоставимых ценах (-0,3% г/г). Отношение объёма инвестиций к ВРП за последние три года составило 19,9%. Инвестиционная привлекательность региона оценивается как высокая. За январь-сентябрь текущего года инвестиции в основной капитал составили 139,6 млрд рублей, снизившись на 10,6% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. Согласно прогнозу региона, по итогам 2025-го объём инвестиций в основной капитал составит 235,8 млрд рублей.

Сбалансированность регионального бюджета оценивается на комфортном уровне. По итогам отчётного года доходы областного бюджета составили 151,9 млрд рублей, продемонстрировав рост на 4,3% по сравнению с предыдущим годом. Налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) увеличились на 6,6% до 107,5 млрд рублей, а их доля в общих доходах возросла с 69,3% до 70,8% вследствие увеличения всех бюджетообразующих налоговых поступлений за исключением налога на прибыль организаций. За десять месяцев 2025-го ННД приросли на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 93,7 млрд рублей, а межбюджетные трансферты от вышестоящего бюджета сохранились практически на том же уровне. По всем налоговым поступлениям, кроме налога на прибыль организаций, сложилась положительная динамика: в наибольшей степени увеличились доходы по НДФЛ (+12,8% вследствие роста фонда оплаты труда) и налогу, взимаемому в связи с применением УСН (+13,1% в том числе по причине отмены пониженных ставок для отдельных видов деятельности). Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций составило 4,7% (в основном за счёт снижения авансовых платежей по налогу в начале года). В 2025 году регион прогнозирует рост ННД на 8,6% до 116,7 млрд рублей и увеличение их доли в общих доходах до 73,2%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика в отчётном году составила 9,9% налоговых доходов областного бюджета, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 24,9% налоговых доходов бюджета.

Расходы областного бюджета за отчётный год увеличились на 2,8% и составили 160,0 млрд рублей. Более двух третей общей суммы составил социальный блок. Доля капитальных расходов в совокупных расходах бюджета снизилась с 8,4% годом ранее до 6,8%, что во многом объясняется высокой базой предыдущего года, в котором были завершены крупные инфраструктурные проекты, и запланированными значительными капвложениями на 2026 год – в том числе на строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также в рамках концессионных соглашений по строительству автомобильной дороги и аэропортового комплекса. За десять месяцев текущего года расходы составили 127,3 млрд рублей, увеличившись на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом отчётного года. Наибольший рост произошёл по расходам на социальную политику (+8,9% в рамках исполнения «майских» указов Президента РФ, а также вследствие повышения МРОТ, увеличения выплат военнослужащим, роста тарифов ЖКХ, проезда, стоимости лекарств и медицинских услуг), национальную экономику (+13,9%, главным образом за счёт увеличения ассигнований дорожного фонда и финансирования мероприятий в сфере теплоснабжения) и здравоохранение (+11,3% за счёт мероприятий модернизации первичного звена здравоохранения и повышения оплаты труда медработников). По итогам 2025 года регион прогнозирует увеличение расходов бюджета на 3,8% до 166,1 млрд рублей, доля капрасходов снизится до 4,4%, при этом более половины суммы будет профинансировано из собственных средств региона.

По итогам 2024 года региональный бюджет был исполнен c дефицитом в 8,1 млрд рублей или 7,6% от ННД; за вычетом инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и остатков средств на счетах дефицит составил 3,7% от ННД и был покрыт за счёт банковских кредитов, привлечённых в конце отчётного года. По итогам текущего года прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в размере 5,6 млрд рублей, или 5,8% ННД, который будет покрыт в основном за счёт банковских кредитов.

Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. Долг региона за 2024 год увеличился на 7,3% вследствие привлечения банковских кредитов и ИБК и составил 73,4 млрд рублей, долговая нагрузка на 01.01.2025 составило 68,3% (без учета ИБК и специальных казначейских кредитов (далее – СКК) - 62,2%). На отчётную дату 64,6% долга было представлено бюджетными кредитами, 30,6% - банковскими кредитами, 4,8% – облигационными займами. По итогам 2025 года регион прогнозирует снижение объёма долга на 7,8% до 67,7 млрд рублей за счет погашения облигационных займов, части ИБК и частичного списания задолженности по бюджетным кредитам. При этом доля банковских кредитов в структуре долга увеличится до 45%. При ожидаемом росте ННД до 116,7 млрд рублей долговая нагрузка составит 58,0% (без учета ИБК, СКК и КИК - 52,7%). Расходы на обслуживание долга в отчётном году составили 0,9% ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку; по итогам 2025-го показатель ожидается на уровне 2,3%. Доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2025 составляет 27,0%, в течение 13–24 месяцев – 10,9%. Регион имеет достаточный объём средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruA-

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Полное наименование объекта рейтинга Омская область
Вид объекта рейтинга Субъект Российской Федерации
Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира Россия
Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица Отсутствует
Дата первого опубликования кредитного рейтинга 16.02.2012 
Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия 18.07.2025
Рейтинговая шкала Российская национальная рейтинговая шкала
Запрошенность рейтинга Да
Ключевые источники информации Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников.
Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) РСБУ 01.01.2025
Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации (вступила в силу 01.10.2025).
Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies
Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Последние обновления

Все компании
ООО ИК "АЙГЕНИС"
ПАО "РУСГИДРО"
ПАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
ООО "Элемент Лизинг"
МКАО "ГПИ"
ООО "ДЕЛОПОРТС"
ПАО "НГК "СЛАВНЕФТЬ"
ПАО АФК "СИСТЕМА"
АО "Р-ФАРМ"
АО "АРКТИКГАЗ"
ПАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ"
ПАО "ОГК-2"
ПАО "СЕВЕРСТАЛЬ"
ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ"
ФГУП "РОСМОРПОРТ"
ПАО "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
ПАО "СОВКОМФЛОТ"
ПАО "НК "РОСНЕФТЬ"
ПАО "ПОЛЮС"
ПАО "НОВАТЭК"