«Эксперт РА» подтвердило кредитный рейтинг ППК «Российский экологический оператор» на уровне ruA+
Москва, 23.12.2025
Резюме
«Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ППК «Российский экологический оператор» на уровне ruA+. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Кредитный рейтинг публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" присваивается в соответствии с методологией оценки внешнего влияния на уровне условного рейтингового класса поддерживающей структуры (далее – ПС), Российской Федерации (далее – государство), уменьшенного на 4 уровня.
Оценка собственной кредитоспособности ППК «Российский экологический оператор» обусловлена умеренно сильной оценкой бизнес-профиля отрасли, высокой долговой нагрузкой при высоких показателях рентабельности и высоком уровне ликвидности, а также низким уровнем корпоративных рисков.
Публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» (далее - ППК РЭО, РЭО, Компания) – находящаяся в 100%-ной государственной собственности компания, созданная в 2019 году по Указу Президента №8 от 14.01.2019 в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, с отходами, пригодными для дальнейшей утилизации (вторичными ресурсами), обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов и изделий, использования таких отходов для изготовления новой продукции и получения энергии, в целях ресурсосбережения и обеспечения эксплуатации информационных систем в области охраны окружающей среды. Деятельность компании направлена на реализацию мероприятий в рамках национального проекта «Экология», сформированного в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018. В 2025 году в Российской Федерации был запущен новый национальный проект «Экологическое благополучие», который пришёл на смену национальному проекту «Экология», завершившемуся в 2024 году. В качестве одного из его основных направлений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» определена задача по формированию экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более чем 50 процентов таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья. В рамках своей деятельности ППК РЭО была разработана и согласована Федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов (ФГИС УТКО), позволяющая проводить анализ потребностей и планирование создания объектов ТКО в регионах. Компанией была проведена инвентаризация технологий, используемых по обращению с ТКО в Российской Федерации, и были разработаны технологические решения для объектов обработки ТКО мощностью от 30 до 600 тыс. т в год.
Оценка внешнего влияния
Кредитный рейтинг ППК РЭО присваивается на уровне условного рейтингового класса ПС, уменьшенного на 4 уровня, по совокупности следующих критериев:
- В оценке возможностей поддержки агентство учитывает, что государство оказывает сильное влияние на компанию, что подтверждается полным стратегическим и операционным контролем, а также высоким объемом получаемых субсидий в структуре финансирования компании. Деятельность компании в значительной степени определяется Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды". Высшим органом управления компании является наблюдательный совет, в который входят семь членов. Наблюдательный совет утверждает ключевые документы, определяющие характер деятельности компании, включая стратегию развития сроком на пять лет и ежегодный бюджет.
- В оценке фактора ограничения поддержки агентство отмечает, что ограничения могут выражаться в механизмах предоставления поддержки только в форме субсидий, которые должны быть предварительно оценены и внесены в бюджет. На текущий момент, ППК не имела опыта получения экстраординарной поддержки на фоне отсутствия прецедентов кризисных явлений в компании
- Агентство принимает во внимание полный контроль со стороны государства как ПС и его способность влиять на ключевые решения в компании.
- В рамках оценки системной и социальной значимости агентство учитывает функции ППК РЭО как института развития при реализации мероприятий национального проекта, и вовлечение в разработку и развитие законодательных и нормативных актов и сбор информации о ранее слабо контролировавшемся рынке обращения с отходами. Кроме ведения работ с законодательной базой, просветительских и научных работ, Компания уполномочена на финансирование на льготных условиях новых проектов по созданию объектов обработки, утилизации и захоронения ТКО и экономики замкнутого цикла в рамках долгового финансирования проектов через приобретение облигаций или выдачу займов. В рамках постановления Правительства РФ №1727 ранее предоставлялось финансирование в проекты в 2021-2022 годах, при этом минимальная доходность РЭО по такому финансированию была определена на уровне 1/2 ключевой ставки Банка России. Вместе с тем, для ППК РЭО основным механизмом финансирования инвестиционных проектов в настоящее время является предоставление льготных займов по ставке ~7.5%-8.5% годовых за счет средств, полученных от размещения облигаций в рамках постановления Правительства РФ №906. К концу 4 кв. 2025 г. Компания осуществила 18 эмиссий облигаций на сумму 71,5 млрд руб., средства от размещения которых направила в полном объеме в виде целевых займов в проекты. ППК РЭО является получателем государственной субсидии, которая позволяет Компании компенсировать расходы на организацию облигационных займов и на выплату купонного дохода в размере 90% от ключевой ставки Банка России. Несмотря на то, что большинство рассматриваемых Компанией проектов будут реализовываться в условиях государственно-частного партнерства регионального уровня в регионах с невысоким кредитным риском и с гарантированной минимальной доходностью (с компенсацией до необходимой валовой выручки) и заключением прямых соглашений с концедентом, такое структурирование проектов не в полной мере снимает все риски, связанные с кредитным риском проектов и полным возвратом всех вложений компании. При этом по большей части долга предусмотрен опцион с держателями облигаций на переуступку прав требований по выданным займам в случае возникновения трудностей у инвесторов по обслуживанию займов, выданных со стороны ППК РЭО.
- В оценке поддержки бюджета агентство учитывает 6-летнюю историю деятельности Компании, которая длится с 2019 года. С точки зрения возможных ограничений поддержки, агентство обращает внимание на ограниченную этим сроком историю получения государственных субсидий, а также отсутствия прецедентов какой-либо экстраординарной поддержки на фоне отсутствия прецедентов кризисных явлений в компании.
Обоснование оценки собственной кредитоспособности
Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО ППК РЭО.
Умеренно сильная оценка бизнес-профиля обусловлена умеренной устойчивостью к внешним шокам – деятельность Компании зависит от реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в которые инвестирует Компания. Окупаемость проектов зависит в том числе от тарифного регулирования и собираемости платежей инвесторами, которые реализуют проекты. В случае возникновения макроэкономических шоков, социально-экономическое положение субъектов РФ и платежеспособность населения могут оказаться под давлением, что, в свою очередь, может негативно повлиять на способность предприятий исполнять долговые обязательства перед ППК РЭО. Агентство также учитывало высокую зависимость деятельности Компании от бюджетного финансирования. Параметры бюджета предопределяются макроэкономической ситуацией в стране, при неблагоприятном стечении экономических условий объемы бюджетного финансирования компании могут оказаться под давлением.
В своём анализе агентство отмечает, что ППК РЭО занимает особое положение в российской отрасли обращения с отходами в силу осуществляемых ею функций, определенных Указом Президента РФ от 14.01.2019 № 8. Компания создана в рамках проводимой в Российской Федерации реформы в сфере обращения с ТКО. Для реализации указанной реформы Компания осуществляет инвестиционную и координационную деятельность и является единственной подобной компанией в своём роде. Это обусловило высокие оценки барьеров для входа с учётом специфики деятельности Компании, а также сильную оценку позиций на рынках сбыта. Агентство также отмечает отсутствие привязки к какому-либо определенному региону в своей деятельности – по состоянию на конец 2025 года с участием ППК РЭО реализуются 81 концессионных соглашений в 40 субъектах РФ.
Высокая долговая нагрузка. Деятельность Компании сопряжена с привлечением долгового капитала на развитие инвестиционных проектов с высоким сроком финансирования – до 12 лет. Такая форма операционной деятельности и такие темпы инвестиционной активности предполагают увеличенные уровни относительной долговой нагрузки, особенно на начальных стадиях инвестиционного цикла. В результате этого у Компании на текущий момент невысокие финансовые результаты в силу специфики деятельности, что нашло отражение в негативной оценке среднего уровня общей долговой нагрузки за 2024-2027 гг. При расчёте общего уровня долговой нагрузки агентство также корректировало сумму долга на долгосрочные финансовые вложения. Агентство консервативно оценивало вложения в реализацию долгосрочных проектов, принимая во внимание невысокие финансовые показатели проектных компаний в силу того, что многие компании находятся на инвестиционной стадии реализации проектов. Прочие виды деятельности предполагают проведение строительных работ собственными силами с привлечением подрядных организаций за счёт субсидий с около нулевым уровнем рентабельности, что отражает специфику деятельности Компании как государственного института по развитию отрасли, для которого вопросы маржинальности не ставятся в целеполагании ППК РЭО на первый план. С учётом минимальной доходности по финансированию инвестиционных проектов процентные поступления незначительно покрывают процентные расходы с учётом субсидий на уплату купонных платежей. По расчётам агентства, за анализируемые периоды коэффициент покрытия процентных расходов показателем EBITDA не превышает 2.0х, что негативно оценивается по бенчмаркам агентства. Агентство не ожидает уменьшения долговой нагрузки в связи с наращиванием инвестиционной активности в будущем.
Высокий уровень ликвидности. Компания демонстрирует хороший уровень ликвидности, который поддерживают крайне высокая дюрация долгового портфеля, основное погашение которого начнётся не ранее 2029 года. Также по состоянию на отчётную дату Компания располагала высоким объемом доступных денежных средств, способных покрыть все потребности в финансировании операционных, инвестиционных и финансовых затрат. Агентство отмечает, что долговая нагрузка Компании полностью покрывается суммой выданных займов в адрес инвесторов в проектах в сфере обращения с отходами, срок погашения которых начинается раньше даты погашения долговых обязательств. При этом по большей части долга предусмотрен опцион с держателями облигаций на переуступку прав требований по выданным займам в случае возникновения трудностей у инвесторов по обслуживанию займов, выданных со стороны ППК РЭО.
Высокий уровень рентабельности. В отчетном периоде Компания продемонстрировала значительное улучшение финансовых результатов на фоне более уверенного формирования процентных поступлений от выданных займов. Рентабельность компании по EBITDA составила около 38% по расчётам агентства. Подверженность валютным рискам оценивается на низком уровне, все операции ведутся в рублях.
Низкий уровень корпоративных рисков. В рамках оценки корпоративного риск-профиля агентство отмечает высокое качество корпоративного управления, стратегического обеспечения и информационной прозрачности компании. В 2024 году утверждена Политика управления рисками компании (утверждена Решением Наблюдательного совета ППК «Российский экологический оператор» от «03» мая 2024 г. (протокол от 03.05.2024 № 46)).
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruBBB-
Оценка внешнего влияния:паритет с РФ минус 4 ступени
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
| Полное наименование объекта рейтинга | Публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» |
| Сокращенное наименование объекта рейтинга (при наличии) | ППК «Российский экологический оператор» |
| Вид объекта рейтинга: | Нефинансовая компания |
| Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира | Россия |
| Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица | 7703474222 |
| Дата первого опубликования кредитного рейтинга | 11.01.2022 |
| Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия | 27.12.2024 |
| Рейтинговая шкала | Российская национальная рейтинговая шкала |
| Запрошенность рейтинга | Да |
| Ключевые источники информации | Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. |
| Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга | Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. |
| Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) | МСФО 30.06.2025 |
| Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему | Не позднее года с даты последнего рейтингового действия |
| Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии | Для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 30.06.2025).
При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.07.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies |
| Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) | АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало дополнительные услуги: Независимое заключение о соответствии выпусков облигаций принципам зеленых облигаций с 13.10.2025 по настоящее время; Рейтинг ESG с 09.09.2025 по настоящее время. |
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.



















