«Эксперт РА» присвоил рейтинг компании ГУП ЖКХ РС(Я) на уровне ruBBB
Москва, 8 февраля 2019 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ГУП ЖКХ РС(Я) на уровне ruBBB. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – «компания», «ГУП ЖКХ РС(Я))» – российская компания, которая расположена и функционирует исключительно на территории Республики Саха (Якутия) (далее – «регион», «Республика», «Якутия»). ГУП ЖКХ РС(Я) оказывает услуги в сфере теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, управления многоквартирными домами. Доходы компании формируются за счет регулируемых видов деятельности, причем на продажу теплоэнергии приходится примерно 96,5% выручки. Компания является критически важной для Региона, так как обеспечивает бесперебойное теплоснабжение на 74% территории Якутии, предоставляет жилищно-коммунальные услуги в 26 муниципальных районах и городе Якутске.
Единственным собственником компании является Правительство Республики Саха (Якутия) (далее – «Правительство РС(Я)») в лице Министерства имущественных и земельных отношений. Республиканский бюджет субсидирует существенную часть услуг, которые Компания по льготным тарифам оказывает населению. Эти субсидии формируют более 50% денежных средств, получаемых компанией в результате операционной деятельности. Также Компания оказывает услуги бюджетным учреждениям, финансируемым из консолидированного бюджета Региона. Помимо субсидирования и оплаты части выручки, Правительство РС(Я) предоставляет компании бюджетные кредиты и предоставляет государственные гарантии по отдельным банковским кредитам. В отдельные периоды Правительство РС(Я) осуществляло взносы в капитал на покрытие убытков.
По мнению агентства, финансовое состояние бюджета Республики оказывает определяющее влияние на финансовые результаты и устойчивость ГУП ЖКХ РС(Я). Дефицит регионального бюджета в 2017 году составил 9,1 млрд руб. или 8,1% налоговых и неналоговых доходов (ННД). Дефицит во многом был обусловлен существенным снижением объема дотаций из Федерального бюджета и поступлений по налогу на прибыль. По мнению агентства, указанный дефицит республиканского бюджета способствовал росту дебиторской задолженности по государственным субсидиям на балансе Компании с 0,7 млрд руб. на 31.12.2016 до 2,6 млрд руб. на 31.12.2017, что оказало негативное влияние на денежный поток от текущих операций. В 2018 году ситуация с бюджетом Республики нормализовалась – профицит по итогам года составил 10,2 млрд рублей. Агентство ожидает, что на начало 2020 года дебиторская задолженность по государственным субсидиям уменьшится до 1,012 млрд руб.
Поддержку кредитному качеству компании оказывает изменение принципов субсидирования расходов на обслуживание долга: с 2018 года существенная часть процентов по долгу (примерно 89% от общего объема процентных расходов) стала учитывается при расчете тарифов на услуги компании и, соответственно, при расчете субсидий из бюджета.
Положительное влияние на рейтинговую оценку оказало наличие в структуре пассивов бюджетных кредитов, которые предоставил собственник компании и которые агентство рассматривало как квазикапитал. Указанные кредиты характеризуются пониженными процентными ставками, а также возможностью их пролонгации.
Негативное влияние на уровень рейтинга оказывают показатели ликвидности и долговой нагрузки. Размер высоколиквидных активов на 30.06.2018 (далее – «отчетная дата») составлял менее 1% объема краткосрочных обязательств (за вычетом учтенного квазикапитала и с учетом платежей по операционному лизингу), что, по мнению агентства, отражает высокорискованный подход в управления ликвидностью. В свою очередь, коэффициент текущей ликвидности, с учетом допущений относительно качества активов по методологии агентства, составил 0,54. В тоже время, агентство отмечает улучшение качества управления дебиторской и кредиторской задолженностью, которое имело место в 2017 – 2018 гг.
В начале 2019 года Компания замещает кредиты ЕБРР на общую сумму 2,8 млрд руб. со сроками погашения в 2021 и 2028 гг. Указанные кредиты, в силу нарушения финансовых ковенант, трактовались как краткосрочные обязательства, которые могли быть истребованы в любой момент. Кредиты ЕБРР будут замещены новым долгосрочном кредитом российского банка по текущей рыночной ставке, которая примерно на 2,5% - 3% ниже действующей по этим кредитам ставке. По оценкам агентства, положительный эффект в виде экономии на процентных платежах составит около 64,5 млн рублей в год.
По оценкам агентства, рентабельность по EBITDA за 30.06.2017 – 30.06.2018 (далее – «отчетный период») составила 13,3%, (что на 4,7% выше значения за предыдущий период), а показатели ROA, ROE и ROS, которые рассчитывались с использование оценок скорректированной чистой прибыли, составили 0,2%, 0,6% и 0,4%, соответственно. Соотношение долга (за вычетом квазикапитала) на отчетную дату к EBITDA за отчетный период составляет примерно 4,8х. Валовые проценты по долгу к уплате в ближайшие 12 месяцев к EBITDA за отчетный период составили 0,5х, но чистые проценты по долгу (за вычетом субсидированной части процентных расходов) к EBITDA составляют примерно 0,06х. При оценке выплат по телу долга агентство закладывало предпосылку о рефинансировании плановых погашений долга в течение ближайших 12 месяцев.
Агентство учитывает, что деятельность Компании контролируется Счетной Палатой Республики и Министерством финансов Республики, а ключевые решения и сделки осуществляются при условии согласования с профильными региональными министерствами. Агентство положительно оценивает 100-% страхование объектов основных средств, находящихся в зоне потенциального подтопления. Также агентство положительно оценивает планы развития компании, которые, в том числе, формализуются в республиканских нормативно-правовых актах.
По данным консолидированной отчетности МСФО, выручка Компании за отчетный период составила 20,36 млрд руб., чистая прибыль – 0,07 млрд руб., активы на отчетную дату составили 35,89 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг ГУП ЖКХ РС(Я) был впервые опубликован 30.12.2013. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 08.04.2016.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/credits/method (вступила в силу 20.09.2018).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ГУП ЖКХ РС(Я), а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ГУП ЖКХ РС(Я) принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ГУП ЖКХ РС(Я) дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.