«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг АО «ГТЛК» на уровне ruАА-
Москва, 17 декабря 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности АО «ГТЛК» на уровне ruАА-, прогноз по рейтингу стабильный.
В соответствии с методологией оценки внешнего влияния кредитный рейтинг АО «ГТЛК» присваивается на уровне рейтинга поддерживающей структуры (далее – ПС), Российской Федерации, уменьшенного на 3 ступени.
АО «ГТЛК» (далее также компания) – крупная лизинговая компания, специализирующаяся на корпоративных сегментах: железнодорожная техника, морские и речные суда, авиационный транспорт. Клиентами компании являются крупнейшие российские частные и государственные предприятия. Является системно значимой организацией российской экономики (согласно перечню Минтранса России), реализующей государственную политику и программы развития транспортной отрасли и транспортного машиностроения. В настоящее время компания принимает участие в реализации мероприятий 4 национальных проектов и 11 программ с бюджетным финансированием.
Оценка внешнего влияния
Решение об уровне рейтинга принято по совокупности следующих критериев:
- При оценке возможностей поддержки принимается во внимание условный рейтинговый класс ПС по национальной шкале, оцениваемый агентством на наивысшем уровне. ПС оказывает сильное влияние на деятельность компании, формируя стратегию развития компании исходя из потребностей поддержки транспортной инфраструктуры с регламентацией КПЭ деятельности. Средства из госбюджета выделяются на финансирование национальных проектов и государственных программ.
- Выделение субсидий требует согласования бюджета на уровне Правительства РФ, который закладывается на отчётный период под определённые национальные проекты и государственные программы. Имеются строгие процедуры и правила, регламентирующие условия предоставления субсидий, которые оформляются постановлениями Правительства РФ. Ограниченная гибкость бюджета в части выделения средств для экстренной поддержки и отсутствие механизма докапитализации при снижении достаточности капитала может приводить к удлинению сроков принятия решений о предоставлении дополнительного финансирования помимо уже анонсированных объемов субсидирования.
- Государство является 100%-м конечным собственником компании. Управление компанией осуществляется руководителями компетентных государственных структур – в СД входят представители Министерства финансов, Министерства транспорта, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также правительственного аппарата.
- Компания является инструментом, реализующим государственную поддержку транспортной отрасли посредством финансирования национальных проектов и государственных программ. Входит в перечень системообразующих организаций российской экономики, утверждённый Министерством экономического развития Российской Федерации.
- Государство регулярно предоставляет субсидии и иные формы бюджетной поддержки компании на поддержание текущей деятельности путем докапитализации и выкупа облигаций Минфином России за счет средств Фонда национального благосостояния. Гарантии и поручительства ПС по обязательствам компании отсутствуют, однако принимается во внимание умеренный уровень долговой нагрузки на горизонте действия рейтинга.
Обоснование оценки собственной кредитоспособности
Сильные рыночные позиции отражают существенный масштаб бизнеса компании на российском рынке. Объём нового бизнеса за 9м2024 по управленческим данным составил 13% рынка или 336 млрд руб., что более чем в 2 раза превышает прошлогодний уровень. Наибольший прирост нового бизнеса отмечается в 3кв2024 вследствие заключения крупной сделки в сегменте железнодорожного транспорта в августе подписан контракт на строительство и поставку 41 поезда для высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Объём ЧИЛ по данным МСФО на 01.10.2024 составил 409 млрд руб., что соответствует 3-му месту в рэнкинге «Эксперт РА». Деятельность компании характеризуется высокой концентрацией на корпоративных сегментах лизинга (железнодорожная техника – 53% портфеля, морские и речные суда – 23%, авиационный транспорт – 17%), по которым компания, как правило, занимает лидирующие позиции в рэнкингах «Эксперт РА». Зависимость бизнеса от крупнейших поставщиков оценивается как относительно низкая: на 5 крупнейших приходится 21% лизингового портфеля, а на крупнейшего – 6,3%.
Высокая достаточность капитала при умеренно низкой рентабельности. Коэффициент автономии за период с 01.07.2023 по 01.07.2024 вырос с 14,5 до 16,2% за счёт увеличения дополнительного капитала в части эффекта от первоначального признания выпущенных ценных бумаг, выкупленных государством в лице ФНБ, в размере 59 млрд руб. Вследствие реализации льготных программ, подразумевающих низкую маржу, деятельность компании показывает слабый уровень прибыльности: ROE за период с 01.07.2023 по 01.07.2024 составила околонулевое значение. С учётом эффекта первоначального признания выпущенных ценных бумаг, выкупленных ФНБ, рентабельность непосредственно лизингового бизнеса оценивается на удовлетворительном уровне (9,6%), а операционная эффективность – на высоком уровне: расходы на ведение деятельности составили 6,5% чистых доходов за рассматриваемый период. Кредитные риски диверсифицированы по контрагентам: на топ-10 кредитных рисков приходится 15% их совокупного объёма на 01.07.2024.
Удовлетворительное качество активов. Основную часть активов составляют ЧИЛ (34% на 01.07.2024) и активы, сдаваемые в операционную аренду (28%). Доля ЧИЛ, отнесённых по МСФО к стадии 3 составила 6,6%, а объём изъятого имущества на балансе компании эквивалентен порядка 1% объёма ЧИЛ. Лизинговый портфель характеризуется слабой диверсификацией по отраслям принадлежности лизингополучателей: на топ-3 отрасли (ж/д, водный и воздушный транспорт) приходится 91% портфеля. При этом операционная деятельность большинства лизингополучателей зависит от выделяемых субсидий на их развитие, предоставление которых чувствительно к макроконъюнктуре рынка. Агентство положительно оценивает высокий уровень страховой защиты лизингового имущества: на 01.07.2024 предметы лизинга практически полностью застрахованы в компаниях с рейтингом надежности ruА+ и выше по шкале «Эксперт РА». Уровень авансирования сделок за период с 01.07.2023 по 01.07.2024 составил всего 1,5% нового бизнеса, поскольку большая часть контрактов по госпрограммам заключается с нулевым авансом. Лизинговые активы в иностранной валюте составляют 18% валюты баланса и практически полностью профинансированы средствами в соответствующих или коррелирующих валютах на сопоставимые сроки, в связи с чем валютные риски оцениваются, как невысокие. Прочие активы компании преимущественно представлены авансами поставщикам лизингового имущества (18% активов) и выкупленными облигациями компании в рамках замещения заблокированных ценных бумаг (10%).
Адекватный профиль фондирования при слабой ликвидной позиции. Деятельность компании характеризуется низким показателем текущей ликвидности (0,6 на 01.07.2024) и невысоким уровнем прогнозной ликвидности (1,2), что обусловлено значительным объёмом активов, сдаваемых в операционную аренду (ликвидность которых оценивается, как слабая), а также превышением объёмов погашения обязательств над суммой поступления лизинговых платежей на горизонте 12 месяцев. При этом положительно отмечается наличие невыбранных бланковых кредитных линий от банков в размере более 30 млрд руб. В структуре обязательств 39% приходится на банковские кредиты и 30% на выпущенные облигации, около половины которых выкуплены Минфином России за счет средств Фонда национального благосостояния. Ресурсная база довольно диверсифицирована по кредиторам (5 крупнейших составляют 25% пассивов, а крупнейший – 7,3%), однако уровень покрытия процентных расходов оценивается, как низкий (покрытие EBIT процентных расходов составляет 1,1).
Приемлемый уровень корпоративного управления. Организационная структура и структура собственности являются прозрачными, бизнес-процессы регламентированы на уровне Правительства РФ. Управление осуществляется руководителями компетентных государственных ведомств (министерств и правительственного аппарата), топ-менеджмент компании имеет продолжительный опыт управленческой работы и высокие компетенции в лизинговой сфере. Контроль за деятельностью компании осуществляется Правительством РФ путём установления КПЭ по основным финансовым метрикам (по итогам 1пг2024 практически все целевые значения достигнуты), вместе с этим корпоративное управление и принятие решений подвержено существенному влиянию со стороны ПС. В компании функционирует выделенное подразделение по управлению рисками, численность и регламентация которого адекватна масштабам и профилю деятельности компании. Стратегия формируется исходя из необходимости поддержки транспортной отрасли на уровне государства и в среднесрочной перспективе предполагает продолжение реализации крупных национальных проектов в сфере авиационного, водного и городского пассажирского транспорта, а также реализации инфраструктурных проектов. При этом специфика деятельности компании, как инструмента государственной поддержки транспортной отрасли, через льготное финансирование обуславливает слабую степень обеспечения и гарантирования сделок.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности: ruBBB+
Оценка внешнего влияния: -3 ступени к паритету с ПС
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг присвоен АО «ГТЛК» впервые.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.
При присвоении кредитного рейтинга применялась Методология присвоения рейтингов кредитоспособности лизинговым компаниям (вступила в силу 07.06.2024) и Методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «ГТЛК», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «ГТЛК» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «ГТЛК» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.