«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг ООО «Городской супермаркет» на уровне ruА-
Москва, 24 января 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «Городской супермаркет» на уровне ruA-, прогноз по рейтингу позитивный.
Рейтинг кредитоспособности ООО «Городской супермаркет» обусловлен умеренно сильной оценкой риск-профиля отрасли, сильными рыночными и конкурентными позициями, комфортной долговой нагрузкой при умеренно низком покрытии процентных платежей, комфортной оценкой ликвидности, средними показателями рентабельности и приемлемым уровнем корпоративных рисков. Позитивный прогноз отражает ожидания агентства по успешному завершению редомициляции активов, формированию группы с материнской компанией ООО «Городской супермаркет», структура активов которой будет полностью совпадать с исторической структурой, ранее находившейся под Sanymon Corporation Limited.
ООО «Городской супермаркет» (далее – «Группа») является ключевой операционной компанией российской розничной сети «Азбука вкуса», действующей на территории г. Москва и Московской области, г. Санкт-Петербург и Ленинградской области. Группа управляет портфелем магазинов нескольких форматов в сегменте «средний плюс», который включает в себя супермаркеты «Азбука вкуса», минимаркеты «АВ Азбука Daily», крупноформатные супермаркеты «АВ-Маркет», а также развивает направление онлайн-доставки.
В апреле 2024 года Арбитражным судом Московской области были приостановлены корпоративные права кипрской компании Demanor Investments, промежуточной холдинговой структуры между Группой и Sanymon Corporation Limited, в ООО «Городской супермаркет», после включения последнего в перечень экономически значимых организаций (ЭЗО). С того момента Группой была проведена значительная работа по редомициляции. На текущий момент Группа находится на финальном этапе данного процесса, который позволит перевести оставшиеся активы Sanymon Corporation Limited в российскую юрисдикцию. Как только завершится процесс редомициляции вышеуказанных активов и будет сформирована Группа с материнской компанией ООО «Городской супермаркет», структура ее активов будет полностью совпадать с исторической структурой, ранее находившейся под Sanymon Corporation Limited. Агентство будет отслеживать статус данного процесса ввиду его особой важности для Группы.
Поскольку Группа входила в периметр консолидации Sanymon Corporation Limited по отчетности за 9 мес. 2024 года, является ключевой компанией, обеспечивающей около 99% денежных потоков и практически все активы, обязательства и потоки Группы будут идентичны Sanymon Corporation Limited после завершения процесса редомициляции оставшейся части активов, рейтинг кредитоспособности Группы присваивался по комбинированной финансовой отчетности Sanymon Corporation Limited по МСФО.
Обоснование рейтинга
Умеренно сильная оценка риск-профиля отрасли, в которой работает Группа. Агентство оценивает устойчивость к внешним шокам продуктового ритейла на умеренно высоком уровне. В оценке учитывается относительно низкая чувствительность покупателей в сегменте «средний плюс» к изменению цен ввиду сильного бренда и высокой лояльности. Ключевыми конкурентными преимуществами Группы являются: развитое собственное производство на базе 5-фабрик-кухонь, обеспечивающее около 35% выручки совместно с СТМ (собственная торговая марка), широкий ассортимент продукции и клиентский сервис, что позволяет Группе сохранять положительный темп прироста сопоставимых продаж (like-for-like, LFL) в кризисные периоды. Барьеры для входа на рынок оцениваются как умеренно высокие ввиду того, что открытие розничной сети, сопоставимой по размерности, географии и клиентской лояльности требует значительных капитальных, трудовых и временных затрат.
Сильные рыночные и конкурентные позиции. Группа управляет розничной сетью с присутствием в двух федеральных округах: Центральном (г. Москва и Московская область) и Северо-Западном (г. Санкт-Петербург и Ленинградская область). По состоянию на 30.09.2024 (далее – «отчетная дата») сеть Группы включает в себя 170 магазинов и 2 распределительных центра. Структура форматов розничной Группы высоко диверсифицирована: супермаркеты «Азбука вкуса», минимаркеты «АВ Азбука Daily», крупноформатные супермаркеты «АВ-Маркет», а также онлайн-сегмент, представляющий собой доставку продуктов питания. Основной формат сети Группы представлен супермаркетами «Азбука вкуса» (более 100 магазинов), формирующих до 80% общей выручки. Агентство положительно отмечает высокую степень узнаваемости бренда Группы в регионах присутствия. Риски концентрации бизнеса отсутствуют.
Комфортная долговая нагрузка при умеренно низком покрытии процентных платежей. Группа проводит взвешенную финансовую политику и имеет умеренно низкий уровень долговой нагрузки, что выражается в комфортной оценке общего уровня долга. По итогам 30.09.2023-30.09.2024 (далее – «отчетный период») отношение чистого долга к EBITDA без учета операционной аренды составило 1,3х, при этом агентство не ожидает коэффициента на уровне выше 2,0х в среднесрочной перспективе. Уровень процентной нагрузки имеет сдерживающее влияние на рейтинг: отношение EBITDA к процентным расходам составило 4,2х, при этом агентство ожидает незначительное снижение коэффициента покрытия процентных платежей показателем EBITDA в среднесрочной перспективе.
Комфортная оценка ликвидности. Показатель прогнозной ликвидности был оценен на среднем уровне: Группе присущ высокий уровень краткосрочного долга, при этом операционный денежный поток, запас денежных средств и невыбранных кредитных линий достаточны для покрытия поддерживающих капитальных затрат и выплат по долгу. Высокая качественная оценка ликвидности Группы поддерживается диверсифицированным портфелем кредиторов, консервативной политикой размещения временно свободных денежных средств, предсказуемыми дивидендными выплатами и низкими рисками отказа в рефинансировании.
Средняя рентабельность. LFL-продажи выросли за отчетный период на 17,6%. Основным драйвером LFL являлся средний чек, при этом трафик также сохранял положительные значения во всех форматах за исключением онлайн-сегмента, в котором ведется активная перестройка работы с агрегаторами доставки еды. По итогам отчетного периода количество магазинов практически не изменилось относительного предыдущего года и составило 170 единиц, общая торговая площадь составила около 100 тыс. кв. м. Группа активно развивает сегмент онлайн-заказов и доставки: по итогам 2023 года доля выручки Группы в онлайн составила около 6%.
Выручка Группы в отчетном периоде выросла на 21,5% (г/г, до 97,7 млрд руб.), EBITDA при расчете с учетом стандарта IAS 17 составила 5,4 млрд руб., рентабельность по EBITDA составила 5,5%. Агентство не ожидает существенных изменений уровня рентабельности в прогнозных периодах, что соответствует средней оценке по бенчмаркам. Валютные риски для Группы незначительны.
Приемлемый уровень корпоративных рисков. Агентство оценивает структуру собственности Группы на среднем уровне: отчетность за анализируемый период является комбинированной, так как подготовлена по неформализованной группе с холдинговой структурой на Кипре. Однако положительно оцениваются планы Группы по подготовке консолидированной отчетности по МСФО с материнской компанией ООО «Городской супермаркет» за 2024 год в срок до 30 апреля 2025 года в связи с завершением процесса редомициляции в ближайшее время. Степень транспарентности– средняя, поскольку Группа не раскрывает финансовую отчетность в открытых источниках, а также не публикует прочую значимую информацию для оценки кредитоспособности. Оценка за качество управления сдерживается отсутствием коллегиального исполнительного органа, при этом в Группе сформирован Совет директоров с независимыми членами. Качество риск-менеджмента оценивается умеренно позитивно: в Группе есть выделенное подразделение по управлению рисками, однако страхование ключевых активов Группы осуществляется в недостаточной степени. Агентство положительно оценивает высокое качество стратегического обеспечения.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА-
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен позитивный прогноз, что предполагает высокую вероятность повышения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг присвоен ООО «Городской супермаркет» впервые.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 21.11.2024) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Городской супермаркет», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Городской супермаркет» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
В рамках процесса присвоения кредитного рейтинга, указанного в данном пресс-релизе, была рассмотрена мотивированная апелляция, которая была подана на решение комитета установить рейтинг на уровне ruA- со стабильным прогнозом. Компания в рамках мотивированной апелляции предоставила дополнительную информацию, с учётом которой рейтинговый комитет пересмотрел оценку за фактор «общий уровень процентной нагрузки» в сторону повышения и изменил прогноз на позитивный. По результатам рассмотрения мотивированной апелляции рейтинг и прогноз были установлены на уровне, указанном в данном пресс-релизе.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Городской супермаркет» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.